Усыновление как бизнес - ничего личного

Вопрос усыновления в РФ до сих пор остается острым. Государство взяло курс на решение проблемы исключительно внутри страны, устранив иностранное усыновление. Это спровоцировало сопротивление со стороны агентств и детдомов, которые делали на детях бизнес. Проблему обсуждают глава медиахолдинга "Правда.Ру" Вадим Горшенин и председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Алексей Митрофанов.

Читайте также:

"Юзеры — избиратели. Зачем их трогать?"

"За компромат ответят блогеры?"

"Нужно создавать управление кибервойн"

"Облачное телевидение бьет по интересам"

"У блогеров должен быть порт приписки"

— Иностранное усыновление стало в последнее время настоящей информационной кампанией. Понятно, что это вопрос достаточно сложный. Я вот думаю о том, что наша страна даже в самую суровую годину Великой Отечественной войны своих детей никуда не отдавала, а ведь могла пересылать в те же самые Соединенные Штаты, которые тогда были нашими союзниками. Как вы относитесь к этой проблеме?

— Вы знаете, я считаю, что волею судьбы этот вопрос о детях, потерявших родителей, был вынесен на политическую повестку дня. До этого, за исключением Андрея Разина, руководителя "Ласкового мая", эту тему на первые полосы не вытаскивал никто. Вспомните советское время. Что, это была какая-то тема для обсуждения?

— Но, например, при Феликсе Дзержинском, после гражданской войны, эта проблема активно обсуждалась…

— Да, Дзержинский и Макаренко… Но на этом все и закончилось. После этого было все ровно. Cчиталось, что обсуждать нечего. Только благодаря Разину, в связи с "Ласковым маем", вдруг вспомнили, что есть проблема сирот, начали об этом говорить. Сейчас это вынесено в политические заголовки. И важно не растратить этот импульс, а реально что-то сделать в этой сфере. Ведь представилась потрясающая возможность. И политики, государство понимают, что необходимо добиться реальных успехов, чтобы потом сказать, лет через 5-10: "Мы оказались правы, мы все сделали. Посмотрите, как мы решили эту тему. Мы раздали детей, мы предоставили льготы, мы решили проблему". Причем, это абсолютно гуманитарная проблема. А мы ведь всегда любили заниматься только глобальными проблемами: то поднимали целину, то космос осваивали, то ракеты конструировали.

— Еще строили БАМ.

— Да, но это были такие отстраненные от человека проблемы. А здесь как раз проблема, касающаяся жизни людей.

— Так отдавать детей на усыновление за границу? Или решать этот вопрос только исключительно внутри страны?

— Нет, не отдавать. Я считаю, что это должно стать национальным проектом. То есть, нужно покончить с беспризорностью, определить всех детей в семьи, чтобы можно было закрыть все детские дома в стране. Мы должны доказать, что запрет на усыновление в Америку был правильным, что мы сами способны решить проблемы в своем доме.

— Рана вскрылась, рану нужно залечивать.

— Я считаю, что надо предоставить уполномоченному по правам ребенка в России право своим актом отдавать детей на усыновление в России. Это ускорит все эти процессы. Потому что должно быть два пути усыновления. Первый, существующий — суды, справки и так далее. И должен быть второй путь: ты пришел к уполномоченному, доказал тем-то и тем-то, что ты приличный человек. И в течение нескольких суток уполномоченный решает этот вопрос. Я считаю, что должна быть такая ускоренная процедура. Иначе мы не решим проблему усыновления. Потому что судебная система может обеспечить усыновление только 5 тысяч детей в год, но нас это не устраивает.

— А сколько сейчас потенциальных родителей в РФ стоят в очередях на усыновление. Это же огромные цифры…

- И все из-за беготни за справками… А все должно быть наоборот. К потенциальным родителям должны приходить волонтеры какие-нибудь, стучаться в дверь и говорить "вы знаете, мы про вас узнали, вы, Иван Иванович, оказывается, хороший человек, вы делаете много хорошего. Может, вы возьмете ребенка?". Так должно быть.

Поразительна еще одна вещь: в "Фейсбуке" ежедневно публикуется по несколько сообщений о бездомных собаках, кошках… Про детей-сирот подобных сообщений с просьбами о помощи практически нет. Я просто хочу сказать, что нас, получается, больше волнуют проблемы животных, чем людей.

- Я считаю, что подобная работа должна вестись в социальных сетях. Это на благо детям. Также надо убирать барьеры для людей, которые хотят усыновить ребенка. Кстати, эти барьеры очень выгодны тем, кто делает на детях-сиротах бизнес. Так, запретив американское усыновление, мы ударили по огромному доходному бизнесу. Поэтому и вой такой пошел после этого. Если на одном ребенке, на Диме Яковлеве, например, получили в итоге 80 тысяч долларов. Я уже не говорю о других ужасных вещах, связанных с этой ситуацией.

— Дико все это звучит. Детей сделали товаром!

— Запрет на иностранное усыновление — это удар по бизнесу. Именно из-за этого все идет так медленно. Я ездил по псковским районам, по всем тамошним детдомам во время избирательной кампании, баллотировался в губернаторы. В тамошних детдомах все было поставлено на поток, дети стали бизнесом. Жестокая правда, но это правда. Когда же ввели запрет на американское усыновление, люди, работавшие в этом бизнесе, остались без доходов. Если бы все бесплатно и чисто было бы c иностранным усыновлением, то такого бы сопротивления не было бы.

— Получается, у кого нет больших денег, тот и не может рассчитывать на усыновление без бюрократической волокиты, а иногда и вообще на усыновление.

— Да, получается так, к сожалению.

— Недавно мне рассказали такую историю. Честно говоря, я был в шоке. Москвичи пытались усыновить ребенка. На всех этапах у них брали взятки. И когда они все уже оформили и пришли за каким-то окончательным документом, им сказали "а еще вот столько-то надо". Они отвечают "послушайте, вам не стыдно? Мы уже столько денег отдали. Куда еще?". На что им милая женщина-инспектор говорит "мы же понимаем, что вы на органы берете. Вы же все равно окупите это". Это вообще что такое?

— То, о чем вы рассказали, это вообще за пределами добра и зла. За это надо просто наказывать самым суровым образом. А психология у наших "распределителей детей" чаще всего меркантильная. К тому же, c русскими усыновителями больше проблем: они и пожаловаться могут, если что-то не так, и разговор, например, записать… Может, вообще человек подставной пришел? А вот с агентствами проблем нет: это иностранцы, схема там четко отработана. Такой вот конвейер получается.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Вадим Горшенин
Вадим Горшенин — председатель совета директоров Правды. Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить