Росэнергоатом выступает против науки?

В Москве в районе метро Академическая находится всемирно известный Институт теоретической и экспериментальной физики. Учреждение знаменито тем, что на его территории находится ядерный реактор и проводятся важные для страны научные исследования, в том числе в области лучевой терапии рака. Все эксперименты носят длительный характер, поэтому если исследования прекратятся хотя бы на неделю, это повлечет самые печальные последствия.

Между тем, появилась информация о том, что Росэнергоатом собирается закрыть институт и уже на его территории начать строительство делового центра. О том, что произойдет с институтом, а также с усадьбой Голицыных, которая находится на этой же территории, неизвестно.

Однако сотрудники института уже сегодня считают, что подобные действия приведут к уничтожению российской науки и разрушению уникального архитектурного памятника. Так, у усадьбы Голицыных, которой в свое время владели такие аристократические фамилии как Меньшиковы и Якунчиковы, богатая история, и Москва может ее лишиться.

Ученые института полагают, что новый проект Росэнергоатома может привести к необратимым последствиям и для культуры, и для науки, и для экологии Москвы. При этом власти столицы в лице Юрия Лужкова придерживаются такой же позиции и весьма скептически относятся к планам Росэнергоатома.

О подробностях этой истории в интервью «Правде.Ру» рассказал ученый секретарь ФГУП «Государственный Научный Центр Российской Федерации - Институт Теоретической и Экспериментальной Физики» Валерий Васильевич Васильев:

- Что же все-таки происходит на территории вашего института?

- Здесь будет строиться комплекс госкорпорации «Росатом». По идее институт должен органически войти в эту корпорацию как головное предприятие объединения институтов этой же корпорации. Но что будет на самом деле, конечно, знать никто не может.

У нас недавно было собрание трудового коллектива, куда приглашался начальник управления делами при Кириенко. Он нам показывал планы, где и что будет строиться. Никакого жилого комплекса там, конечно, нет, там офисные здания госкорпорации. Они включают Росэнергоатом, ТВЭЛ, Атомэнергосторой и все их подразделения. При этом все наши институтские здания сохраняются.

Однако это все на нашей территории, которая будет перестраиваться. Поэтому мы боремся за то, чтобы сохранить исторические здания и дух института, но это все решается в борьбе.

Пока у нас нет документов. Вот я сейчас принимал сотрудницу Роэнергоатома, показывал ей наши здания, наши исторические помещения, усадьбу. То есть мы занимаемся этим вопросом. Мы хотим сохранить дух института, его традиции, заложенные академиком Алихановым, Ландау.

Я уже не говорю о том, что нам эти здания выделили такие люди, как Иосиф Сталин, Лаврентий Берия, которые к науке относились более бережно, чем сейчас. Как ни парадоксально, в то жесткое время ученые жили лучше и чувствовали свою необходимость.

- Вы не испытываете особого оптимизма по поводу будущего комплекса?

- Мы пока не имеем документов об окончательном решении. Пока этого нет, мы сомневаемся в благих намерениях. Даже несмотря на то, что устно нам о них заявляют.

- На фоне и так бедственного положения российской науки и культуры, что будет с вашими исследованиями и, в частности, с вашими ядерными реакторами?

- Наши сотрудники задаются этими вопросами. Один ядерный реактор у нас остановлен, он в стадии декомиссии проходил и проходит. Но у нас есть реактор нулевой мощности, он небольшой и еще действует, и за который мы боремся. Сейчас на его основе мы пытаемся делать учебно-испытательную базу, где будем готовить специалистов из МИФИ, например.

Но опять все это происходит в бою, снова идет выцарапывание. Нет в нашей стране системы отношения к науке. Нет системного мышления вообще ни в чем, начиная с дорожного движения, а тем более в таком тонком деле, как наука.

- И никто не выступал против этого предложения?

- А нас так или иначе захватят: 38 гектаров в центре Москвы с прудом, с историческими особняками. Рейдеры – знаете такой термин? Целые рейдерские фирмы этим занимаются.

Однако слухи о том, что тех сотрудников, которые выступили против этого проекта, уволили, не соответствуют действительности. Но борьба идет. И эти новые ребята прекрасно владеют слогом, они очень хорошо говорят, произносят успокаивающие слова, делают соответствующие пассы, показывают схемы.

Вот у нас праздник был - День работника атомной промышленности, на который Кириенко пригласил 1200 своих гостей. Своих гостей на нашу территорию. Был возведен шатер за 250 тыс. евро. Он собирается, разбирается и увозится. Там этот праздник и проходил.

- А вас пригласили?

- От нас было где-то 10-15 человек. В общем, были наши люди приглашены, но академики большей частью не пришли. Они сказали, что не будут в этом участвовать.

Все это тягостное впечатление на коллектив произвело. Потому что, как говорится, в нашем доме другие люди отпраздновали некое мероприятие. Просто нам было показано, что мы здесь не хозяева. Это тягостно действует.

Автор Лилия Субин
Лилия Субин — журналист, редактор, корректор, выпускающий редактор в Правде.Р *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить