Особенности национального образования

Советская система образования считалась наиболее приемлемой и оптимальной. Учащиеся получали всесторонние знания. Начитанности и грамотности многих наших школьников зарубежные ученики могли лишь позавидовать. Россия сохранила основные направления в системе обучения, но внесла коррективы, которые стали предметом множества споров.

Так, введенная экспериментально еще в 2001 году система сдачи Единого государственного экзамена (закон о ЕГЭ был принят в 2007 году), до сих пор вызывает сомнения в своей необходимости. Как утверждают специалисты Центра социального анализа Института глобализации и социальных движений (ИГСО), школьный аттестат теперь, по сути, теряет смысл и не может претендовать на звание «аттестата зрелости», как он раньше именовался.

«Получить его может человек, сдавший на тройку математику и русский язык, не знающий ни истории, ни естественных наук, ни иностранного языка, ни информатики. Социальные и коммуникативные способности ученика тоже никакого значения не имеют», - говорит руководитель Центра социального анализа ИГСО Анна Очкина.

По ее мнению, все достижения школьника за 11-12 лет обучения обнуляются. Сделав случайную техническую ошибку, он попадет в категорию неудачников и, напротив, расставив галочки в тесте елочкой или лесенкой, получит незаслуженно приличный аттестат.

Эксперты уверены, что тестовая форма позволяет проверить фактические знания, но не может выявить способность к самостоятельным рассуждениям, к формулированию аргументов. В тех разделах ЕГЭ, где предпринимается попытка проверки таких способностей, предлагаются размытые, субъективные критерии оценки.

До недавнего времени, с введением ЕГЭ как единственной формы вступительных экзаменов в вуз, неясной была ситуация с заочным обучением. Министерство образования и науки РФ наконец-то внесло некоторые изменения.

Согласно приказу «Об утверждении Порядка приема граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год», абитуриенты, окончившие школу до 1 января 2009 года, будут приниматься на вечернюю и заочную формы обучения в вуз по результатам вступительных испытаний, а не ЕГЭ. На выпускников школ этого года нововведение не распространяется.

Новое правило касается не только государственных и муниципальных вузов, но и негосударственных, но имеющих госаккредитацию. Это означает, что для выпускников школ, гимназий, лицеев прошлых лет вузы вправе установить вступительные испытания в другой форме.

Варианты оценки знаний сохраняются и для выпускников с ограниченными возможностями здоровья. Они могут проходить итоговую аттестацию в форме ЕГЭ или традиционного экзамена, написав соответствующее заявление. При этом допускается сочетание разных форм аттестации.

Но существует и иное мнение по вопросу внедрения новых образовательных стандартов. Так, директор департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ министерства Игорь Реморенко заявил «Российской газете», что нововведения повлекут за собой развитие систем оценки качества образования.

Согласно новым разработкам, тестирование в виде ЕГЭ введут не только после 11-го класса, но и после 9-го, и даже после 4-го классов. По мнению представителя минобразования, в стране должна быть выстроена система поиска и поддержки талантливых детей. Причем особо одаренные ребята смогут заниматься в школах-интернатах, где будут созданы все условия для раскрытия талантов.

Читайте также: Окончить школу экстерном можно, но стоит ли?

Вроде бы, действительно, все так, благое начинание, но практика от теории далека. По мнению педагога с 10-летним стажем Светланы Приваловой, на самом деле, ученики начальной школы не смогут сконцентрировать внимание на тестовых заданиях и правильно его оформить.

«В учительской среде есть даже такой термин «натаскивать на ЕГЭ», - сказала она «Правде.Ру». – Представляете, что будет с десятилетним ребенком? Это убьет в нем интерес к школе. Его нужно заинтересовать игрой, а тест со строгими правилами такого не позволит сделать. Это колоссальный стресс для маленького школьника, который может закончиться нервным срывом».

Да и кого мы проверяем этим тестом? Ученика или преподавателя? Получается, педагоги средней школы не доверяют начальной? И это в пределах одного учебного заведения! Это полный абсурд…

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить