Соцсети: поторгуем или устроим революцию?

Чтобы узнать, какие главные проблемы волнуют население той или иной страны, вовсе необязательно подслушивать телефоны или вскрывать личную переписку. Достаточно подключиться к Twitter, и граждане сами вам все расскажут. Этот же метод при умелом использовании позволит сделать важными те темы, которые интересны конкретному заказчику. С помощью социальных сетей сегодня вполне реально манипулировать общественным сознанием в нужных целях: чтобы продать конкретный товар или организовать революцию в отдельно взятой стране.

На прошлой неделе в США была опубликована весьма показательная цифра: у 88 процентов населения Земли сегодня есть интернет. Электричество при этом есть только у 80 процентов. Резонный вопрос: как это возможно? Оказывается, при помощи почти повсеместно распространенной мобильной связи. По словам Максима Цветовата, сотрудника университета Джорджа Мэйсона (США) и специалиста в области сетевого анализа, в Африке сегодня вполне реально встретить пастуха с айфоном, который при этом сидит на Facebook и таким образом общается с другим пастухом, сообщая, куда он собирается перегонять свою отару. Свои гаджеты пастухи заряжают с помощью дизеля на рынке за 50 центов.

Читайте такжеСоцсети и блоги себя переоценивают?

Кроме того, 3G-антенны сегодня стоят недорого — около 500 долларов. И американская армия, например, прежде чем приступить к выполнению очередного государственного задания в какой-либо стране третьего мира, разбрасывает эти антенны (коробки из бронированной стали) вдоль дороги, по которой перемещаются ее подразделения. Поскольку без спутниковой связи она попросту не боеспособна. Колонна прошла, и вдоль дороги появился интернет.

Все благотворительные организации, работающие сегодня на африканском континенте, также первым делом подключают базы для телефонов. А уже потом завозят гуманитарную помощь. Так что мобильный телефон давно уже не роскошь, а предмет наипервейшей необходимости даже для самых, казалось бы, отсталых слоев населения. Во время землетрясения на Гаити люди выносили из дома детей и мобильники. Есть было нечего, но телефоны при этом были у всех. Красный Крест даже координировал свою деятельность, отслеживая передвижения голодных толп по стране по сигналам их мобильных.

"Социальные сети сегодня более распространены, чем любая другая форма коммуникации", — считает Максим Цветоват. Ну, а самый "народный" канал общения в данный момент — это Twitter. В некоторых африканских странах есть даже специальные доски для твиттов. Все желающие пишут на ней свои сообщения мелом, а специальный человек раз в день переписывает их в интернет за небольшие деньги. При этом Twitter полностью децентрализован: его серверы находятся в 21 стране и "отключить" его практически невозможно.

Читайте также: Спасению от катастроф научат соцсети

Было бы странным, если бы подобным рупором "чаяний" масс никто не захотел бы воспользоваться в личных целях. В первую очередь, торговые компании, заинтересованные в том, чтобы искать подходящую аудиторию для продажи своих марок. Компания Максима Цветовата оказалась в Египте как раз по заказу одной из таких фирм буквально накануне революции. Купив 50 процентов доступа к данным местного Twitter, отсеяв спам и мусор вроде сообщений "я выпил чашку кофе и пошел в гости", они получили 25 миллионов сообщений примерно об одном и том же. "И тогда мы поняли, что в стране вот-вот произойдет революция". — говорит Максим.

Выяснилось, что несмотря на внешнюю хаотичность этого процесса — сообщения появлялись вроде бы сами по себе — у него, тем не менее, было несколько генерирующих центров. Ими оказались местные популярные блогеры. Например, у ставшего знаменитым после арабской весны вице-президента подразделения Google в Египте было 86 тысяч последователей на Twitter. При этом количество реакций достигало показателя 38 на 1000, то естькаждые 38 твиттов из тысячи вызывали активную реакцию пользователей. К примеру, для рекламщиков считается хорошим показателем 0,1 на 1000.

Читайте также: Госдеп ставит на Twitter и Facebook

У других египетских блогеров этот показатель был вообще запредельным — до 500 на 1000. При этом исследователи выяснили важный момент: не всегда количество сторонников того или иного автора говорит о его влиянии. "Безумно популярный среди американских тинейджеров певец Джастин Бибер имеет около 11 миллионов сторонников на Twitter, но его сообщение про события в Египте не вызвало вообще никакой реакции среди армии фанатов. У человека должно быть, что сказать. В этом случае реакция будет такой: человек говорит, люди действуют. Сегодня именно контент определяет все", — уверен Максим Цветоват.

Немаловажный вывод для наших политических партий, то и дело пытающихся привлечь голоса электората с помощью тех или иных персон шоубизнеса. Тот факт, что певец или певица могут собрать на свои концерты десятки тысяч зрителей вовсе не говорит об их реальном влиянии на умы и сердца этих людей.

"Иногда блогера читает не так уж много людей, но количество реакций на его записи зашкаливает. И именно это говорит о его глубоком влиянии на процессы", — считает Цветоват. Не менее важно, чтобы тот, кто стремится стать влиятельным автором, находился внутри своей аудитории и связь с ним была двусторонней.

Значит ли это, что в массы можно продвинуть буквально любую идею, завербовав тем или иным способом для этого самых популярных местных блогеров? И да, и нет. Как выразился Максим Цветоват, сделать популярным русский язык в Америке может стоить или запредельных денег или ничего, если вдруг он каким-то невероятным образом станет там модным. Некоторое время назад власти США пытались убедить народ перейти на метрическую систему измерения. Но ни пропаганда, ни затраченные миллиарды не помогли — все-по-прежнему измеряли расстояния в милях.

Читайте также: Соцсети рождаются и умирают...

По расчетам экспертов, если конкретную идею поддерживают от 7 до 10 процентов населения, она имеет шанс завоевать остальных. Правда, есть способ поэтапного "захвата" умов. К примеру, Марк Цукерберг, создавший внутреннюю сеть для студентов, начал с Гарварда, где в первые две недели завоевал 60 процентов аудитории. Потом сеть заработала в других элитных университетах. Ну, а когда студенты получили дипломы и вышли на работу, Facebook уже был везде. По опыту работы Максима Цветовата, завоевать 7-10 процентов населения среднего города не так уж сложно.

Свежий пример идеи, вдруг ставшей популярной среди тысяч людей, — движение "Оккупируй Уолл-стрит". Она явно пришлась по душе молодежи, желающей бунтовать, но без крайностей, и таким образом выразить свой протест затянувшемуся финансовому кризису. По словам Максима Цветовата, лучшие умы демократической партии Обамы сейчас ломают голову, каким способом использовать эту силу в предвыборных целях.

То, что пользователей социальных сетей тем или иным образом всегда будут использовать заинтересованные в этом силы, можно не сомневаться. "Это открывает огромные возможности для манипуляции нашим сознанием со стороны нескольких сильных игроков — рекламщиков, политтехнологов", — уверена Галина Градосельская, доцент кафедры методов сбора и анализа социологической информации Высшей школы экономики. Для этого нужно найти идею, относительно близкую массе, и вбросить ее в правильно выбранные точки для распространения. Ну, а те люди, которые уверены, что мыслят абсолютно объективно и не позволят собой манипулировать, могут расслабиться. Как выразилась Галина Градосельская, "когда мы слышим такие заявления, можно не сомневаться — это "наши люди".

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
BBC: Британия вслед за США попалась на финансировании террористов
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Как быстро очистить машину от снега
В Варшаве объяснили, что означает жизнь без Украины
"Нафтогаз" призвал США сорвать "Северный поток-2"
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Названа главная причина развития слабоумия
Названа главная причина развития слабоумия
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Не читал, но осуждаю: в чем проблема Конституции РФ
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Не читал, но осуждаю: в чем проблема Конституции РФ
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Назван необычный способ обхода антироссийских санкций
Пиратский захват: Луна не станет новым штатом США
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры