Московский транспорт – образец для подражания

Московский транспорт – образец для подражания

В этом году общественный транспорт Москвы заработает по-новому — маршрутки станут частью единой транспортной системы. Эксперты уже сегодня ратуют за применение этого опыта в других городах России. Эксперты Центра экономических исследований Института глобализации и соцдвижений считают, что Москва может в этом отношении стать катализатором перемен.

Исследователи провели анализ маршрутных сетей в крупнейших городах и пришли к выводу, что общественный транспорт в российских мегаполисах "развивается бессистемно".

"Зачастую, еще с советской поры, маршруты муниципального транспорта дополнены анархией маршруток и частных автобусов. Только в Москве пока сделана попытка создать современную транспортную систему, где унифицированы транспортные средства, упорядочено время их движения, объединены муниципальные и частные перевозчики, а билеты являются общими для разных видов транспорта", — отметил руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов.

По мнению экспертов Института глобализации, оптимальной для других городов является модель реформы общественного транспорта Москвы с унификацией автобусов, троллейбусов и трамваев и установлением их приоритета над личным автомобилем.

"Важно, что опробованная в столице департаментом транспорта модель повторяет опыт таких городов, как Вена, Берлин и Лондон. Проблемы там были аналогичными", — подчеркнул Василий Колташев.

Впереди России всей

Переход частных перевозчиков на новую модель управления Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы осуществляет плавно — маршрутки должны войти в единую транспортную сеть и начать работать по общим городским стандартам к началу 2016 года.

Единое правовое поле для наземного транспорта позволяет повысить качество работы частных перевозчиков. Об этом говорит опыт европейских стран, где частные перевозчики интегрированы в единую сеть городского транспорта. Так, в 2001 году в контракт коммерческих перевозчиков Лондона была добавлена денежная мотивация за соблюдение расписания и графика движения. За четыре года среднее дополнительное время ожидания автобуса сократилось на 40 процентов, а за последние 13 лет — на 60 процентов.

При создании новой модели управления частыми перевозчиками был проанализирован опыт зарубежных городов. Единые транспортные системы успешно работают в Берлине, Лондоне, Стокгольме, Мадриде. Их основные принципы — общая маршрутная сеть и единые билетные решения, но главное — пассажир не должен ощущать разницу от перемещений по городу в муниципальном или коммерческом транспорте.

Стоит отметить, что в Москве система управления наземным транспортом внедряется в темпах, беспрецедентных для других городов мира. В том же Сингапуре подобная модель еще только разрабатывается.

В интересах пассажира

Конечный потребитель реформы — обычный пассажир, в интересах которого и производились все изменения транспортной сети. Главной задачей столичных властей стало повышение комфорта и безопасности граждан. Есть и глобальная цель — частично пересадить автомобилистов в общественный транспорт, тем самым уменьшив нагрузку на дороги столицы.

Маршрутки нового образца будут полностью переоборудованы. Например, у перевозчиков теперь будут требовать наличие систем климат-контроля и кондиционирования воздуха в салоне. На данный момент только каждое пятое частное транспортное средство города оборудовано кондиционером.

По новым правилам, транспорт должен соответствовать классу экологичности не ниже "Евро 4". Переоборудование транспортных средств под этот стандарт осуществляется путем установки специальных нейтрализаторов либо фильтров технологической очистки, что позволит снизить расход топлива и понизить вредные выбросы.

Салон автобуса будет иметь экологичное износостойкое покрытие против скольжения, что минимизирует возможность получения травм при резком торможении.

Позаботились и о безопасности пассажира. Аварийных транспортных средств, на которые без слез не взглянешь, больше не будет. На маршрутах смогут работать только машины не старше двух лет. Из электронных новшеств — наличие системы спутниковой связи.

Транспортные средства обязательно должны быть подключены к системе ГЛОНАСС для того, чтобы можно было отследить маршрут движения. Согласно новым требованиям к частным транспортным средствам, маршрутки и автобусы должны иметь видеорегистратор, внутренние и внешние видеокамеры. И что совсем на грани фантастики — появится "тревожная кнопка", которая позволит водителю в случае опасности послать сигнал в диспетчерскую службу.

Частники оформят автобусы в единой цветовой гамме "Московского транспорта" и оборудуют их специальными устройствами и приспособлениями для посадки маломобильных граждан и пассажиров с детскими колясками. Кроме того, на частном транспорте будут принимать билеты "ТАТ", "Тройка", "90 минут" и "Единый", а также социальные карты москвича, студента, школьника, пенсионера, ветерана и пр.

Качество услуг и соблюдение условий госконтракта будут проверять работники ГКУ "Организатор перевозок", а также комиссии, сформированные из нескольких ведомств. Если перевозчики нарушат условия, то их штрафуют, а за тяжелые ДТП по вине водителя предусмотрено расторжение контракта.

Новая модель строится на объединении интересов города, пассажира и перевозчика. Владельцы коммерческого транспорта получат гарантированное финансирование по городским контрактам в течение 5 лет, и смогут прогнозировать свой доход, получать государственные преференции в покупке новой техники и развивать свой бизнес.

Пассажиры не будут чувствовать разницу между пользованием муниципальным или коммерческим транспортом — на нем будет работать единое билетное меню, он будет одинаково комфортным и безопасным. Удобный городской транспорт станет конкурентом перемещения на автомобиле, а город с современной транспортной сетью будет привлекателен для туристов и инвесторов.

Также по теме: 

Общественный транспорт - лекарство от пробок

Реформа на страже пассажирской безопасности

Новое лицо столичной маршрутки

Общественный транспорт - спасение от пробок

В Москве готовят транспортную реформу

Автор Александр Приходько
Александр Приходько — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить