У Лондона проблемы с Еврокомиссией из-за грязного воздуха

Воздушные войны: Лондон уже проигрывает

То, что происходит сейчас в британской столице, можно с полным правом назвать воздушной войной. За последние полтора года Лондону так и не удалось выполнить требования Европейской комиссии относительно качества воздуха. В марте Брюссель предоставил столице Соединенного Королевства временное разрешение на повышение уровня определенных вредных соединений под названием РМ10, однако даже под угрозой наложения штрафа в 480 миллионов долларов город не справился с предписанием. Лондонский градоначальник Борис Джонсон, пытаясь обелить экологическую честь своей вотчины, вступил в полемику с Еврокомиссией, заявив, что загрязнение атмосферы Лондона на самом деле связано с тем, что ветер приносит туда грязный воздух из других европейских стран.

В 2008 году Евросоюз принял директиву, устанавливающую лимит содержания различных загрязнений в воздухе. Под грифом РМ10 проходят частицы более 10 микрон в диаметре. Где промышленные предприятия, оживленное дорожное движение и ТЭЦ - там и они. Каждый год, по данным мэрии, из-за этих частиц умирают 4,3 тысячи жителей Лондона: для пожилых граждан и астматиков это настоящий смертный приговор. В соответствии с директивой ЕС, города могут повышать лимиты, установленные для РМ10, до 35 раз в год, однако Лондон уже давно оставил эту цифру позади.

11 марта британской столице предоставили очередную отсрочку на три месяца. По истечении этого срока Лондон ждут самые страшные кары со стороны ЕС. Джонсона, похоже, это не сильно пугает: он заявляет, что намерен бороться за то, чтобы выбить следующую отсрочку. Кроме того, лондонский мэр привел статистику, по которой 80 процентов загрязнений приносят с европейского континента шальные ветры.

По словам Изабель Дедринг, советника мэра по вопросам окружающей среды, независимые исследователи из Королевского колледжа установили, что во всем виноват автотранспорт, электростанции и удобрения, используемые в Европе. Сразу 11 стран нарушают условия директивы по эмиссиям, что и сказывается на качестве лондонского воздуха. Поэтому, почеркивает Дедринг, Лондону придется обращаться к Евросоюзу, чтобы решить ряд связанных с таким положением дел правовых вопросов.

Читайте также: Осторожно: радиация под ногами

Европа славится самыми жесткими лимитами на эмиссии в мире. Суточное значение концентрации РМ10 не должно превышать 50 микрограммов на кубический метр воздуха. В США, для сравнения, этот показатель может составлять до 150 микрограммов на кубометр.

Фото: AP

Членов Еврокомиссии претензии Лондона не удивляют. Комиссар по вопросам окружающей среды Джо Хеннон справедливо замечает, что грязный воздух нельзя заключить в рамки. Вполне возможно, говорит он, что загрязнения из континентальной Европы действительно переносятся ветром в Британию, однако эти эпизоды, добавляет Хеннон, довольно редки, поскольку господствующие над Соединенным Королевством воздушные потоки несут РМ10 и иже с ними от британских берегов в Европу, а не наоборот.

Кроме того, поясняет комиссар, даже если принять позицию Дедринг за единственно правильную, то и тут не может не возникнуть как минимум один вопрос: неужели европейский континентальный воздух настолько грязен, что, даже пройдя расстояние в 60 километров над Ла-Маншем, сохраняет такую концентрацию эмиссий, которая серьезно влияет на экологическую обстановку в Британии? Лондонская администрация не учла и еще один фактор: лучше всего воздух циркулирует во время циклонов, которые, как правило, приносят с собой дожди. Более-менее крупные частицы загрязнений прибиваются дождем к земле, а когда все высыхает, поднимаются с воздушными потоками на высоту птичьего полета. Так что если в континентальной Европе действительно нечем дышать, то это, по логике, никак не должно затрагивать британцев.

Саймон Биркетт, директор группы Clean Air, говорит, что столичной администрации должно быть стыдно - до того нелепыми выглядят их доводы: "Это смешно, когда мэр перекладывает всю ответственность за проблемы Лондона с воздухом на других. Наша цель - добиться, чтобы Борис Джонсон и правительство боролись с "невидимым" кризисом общественного здравоохранения - загрязнение воздуха несет столько же преждевременных смертей, сколько и Великий смог 1952 года". Тогда из-за безветрия смог окутал Лондон подобно одеялу и унес жизни четырех тысяч человек.

Биркетт считает, что в загрязнении лондонской атмосферы виноват никак не континент, а два решения Джонсона: отложить на 15 месяцев ужесточение наказания за нарушение зоны низкого уровня эмиссий, которое включает в себя наложение штрафов на автобусы и грузовики, сильнее всего портящие воздух, и отказаться от плана своего предшественника по продлению политики денежных поборов за въезд автотранспорта в центр британской столицы. Дедринг, в свою очередь, парирует: мол, город предпринял уже целый ряд мер по борьбе с загрязнением, в том числе орошение улиц специальным липким раствором, который связывает мелкие частицы и не дает им подниматься в воздух. Впрочем, советник мэра признает, что этого недостаточно: "Мы предприняли инновационный подход к этой проблеме, но в некоторой степени зашли в тупик".

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Наталья Синица
Наталья Синица — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Обсудить