Донские казаки взбунтовались против матрицы

Казаки взбунтовались против матрицы

Донские казаки требуют признать их отдельным народом и выплатить компенсацию за советские репрессии. В прошедшие выходные, 26 января, в парке Собино Ростова-на-Дону даже состоялся митинг. Надо сказать, что данные события весьма неоднозначно воспринимаются в среде российского казачества. В чем "Правда.Ру" убедилась, опросив ряд экспертов.

Как пишет сайт "Большой Кавказ", митинг был приурочен к 94-й годовщине начала репрессий против казачества. В мероприятии приняли участие примерно 250-300 человек. Донские казаки также подписали письмо на имя президента России Владимира Путина. "Для нас, этнических казаков, понятие "казак" — не воинский чин, не сословие, не состояние души, не синоним членства в казачьем обществе. Это, прежде всего, национальность, самоназвание народа", — говорится в документе.

По мнению, атамана Зимовниковского юрта Павла Серикова, казаки имеют право быть признанными отдельным народом и подлежать исполнению "закона о репрессированных народах", включая, видимо, выплату компенсаций за конфискованное имущество и возврат земель. Собственно, подобные примеры в России уже есть. Много лет борются за признание их отдельным народом поморы, в которые записалось, если не ошибаюсь, всего две тысячи человек. В Архангельске ходят слухи, что записные поморы хотят попасть в список малочисленных народов, чтобы иметь некие льготы, положенные "малочисленным". Так ли это, покажет время.

Как уже писала "Правда.Ру", эти лозунги уже отражены в письме за тремя тысячами подписей на имя президента России. "Для нас понятие "казак" — не воинский чин, не сословие, не состояние души, не синоним членства в казачьем обществе. Это, прежде всего, национальность, самоназвание народа, — говорится в документе. — Народа, который был реабилитирован в самом конце перестройки наряду с другими репрессированными народами, но реабилитирован лишь на бумаге".

Надо сказать, что на митинге казакам было запрещено выкрикивать экстремистские или сепаратистские лозунги, типа "Даешь Донскую Казачью Республику", "Слава Казаки", "Казакия — для казаков" и тому подобные. Впрочем, согласно переписи 2010 года, казаками себя считают всего лишь 67 тысяч человек. Что, согласитесь, немного и на какую-нибудь республику явно не потянет.

Вот как прокомментировал ситуацию "Правде.Ру" директор Института стран СНГ, Войсковой старшина Кубанского казачьего войска, член Совета по казачеству при Президенте России Константин Федорович Затулин:

"Насколько мне известно, захоперщиком в этом мероприятии выступает атаман Зимовниковского юрта Павел Сириков. Начнем с того, что я лично не поручал атаману Сирикову объявлять нас отдельным народом и требовать компенсации. Другое дело, что темы эти обсуждаются среди казачества, и на многие вопросы, которые существуют среди активистов казачьего движения, официально ответов еще никто не давал.

Читайте также: "Соборяне" сделали акцию, но все перепутали

Вопрос о том, являются ли казаки отдельным народом или частью русского, является одним из наиболее спорных и дискуссионных. Я полагаю, что увеличения сторонников версии, что казаки отдельный народ, происходит так же как с поморами по той причине, что казаки соседствуют на Кавказе с кавказскими народами, которые в силу того, что Россия является федерацией, обрели государственно культурное самоопределение в официальных российских автономиях.

Казаки не получили восстановления территориального устройства существовавшего в свое время в российской империи в форме земель казачьих войск. Вообще-то серьезно вот к этой конкретной инициативе трудно подойти взвешенно, ибо речь идет, судя по всему, о некой пиар-акции. Речь идет о самопровозглашенных званиях и требованиях.

На самом деле с некоторых пор казаки имеют в развитие своей деятельности закон о государственной службе казачества, но этот закон еще не в полной мере реализован и введен в силу. Он предусматривает формирование казачьих войск, которые становятся государственными служащими по сути. Формируется реестр четко в рамках этого закона, определяются звания в казачестве, прописаны правила их присвоения, их подтверждении и так далее.

Все это накладывает на стихийное казачье движение определенную матрицу, но не все с этой матрицей согласны среди активистов казачьего движения. Я думаю, что конкретный случай он связан именно с тем, что люди, которые не готовы сегодня служить в реестре и накладывать на свою политическую деятельность ограничения, вот они и развивают свою недюжинную активность в этом плане.

Я не считаю, что казаки должны открещиваться от русского народа и сложный период истории, который они переживают, выделяться как в дореформенное время делали крестьяне, освобождавшиеся от крепостной зависимости. Я думаю, что казаки, как наиболее активная и деятельная часть русского народа, и их обособление от русского народа может иметь далеко идущие и негативные последствия.

Поэтому я не поддерживаю первое из тех требований, которое в данном случае выдвинуто неизвестным мне человеком. В отношении компенсаций казакам: это было бы неплохо, если бы все получили компенсации. Вопрос в том, что в реальности это невозможно. Возникнет проблема доказательств объемов этих компенсаций. Мне кажется, что это совершенно пустой лозунг. По сегодняшним представлениям, в пору всем у всех требовать компенсации…

А вот что рассказал "Правде.Ру" казачий полковник из Пятигорска Ставропольского края Михаил Васильевич Инкавцов:

"Не только Донские казаки, но и все казачество России, Украины и всех прочих регионов требует признания их народом. Уже Верховный суд признал их народом и суд областной Волгоградский. Просто ребята сейчас хотят возглавить это движение, они отстали, теперь бегут вперед. Это самое страшное для правительства, потому что надо сразу выполнять закон о валидации этих народов. Это значит, что надо вернуть все, что принадлежало ранее этому народу.

Вот сегодня балкарцы и калмыки подали компенсации, калмыки по миллиону рублей на каждого, а балкарцы по пять миллионов рублей на каждого. Самая большая репрессия в свое время была именно на территории казачества, но сегодня казаки пытаются доказать это поодиночке, один уже дошел до Страсбурга…

А то что вернуть землю… Это, конечно, нереально — но признать это явление в масштабах хотя бы Ростовской области можно, донские казаки там живут компактно. Кубанцы могут реально вернуть землю, но пока они молчат. А донцы — да, мы создали республику, которую никто не уничтожал, не закрывал, она просто была и пропала. А сейчас опять возродилась, это очень негативно отражается на чувствах некоторых людей.

Поделился своим мнением с "Правдой.Ру" по этому поводу и областной атаман Северо-Двинской организации Союза казаков России есаул Александр Николаевич Тутов (происходит и кубанского казачества):

"По-моему, донские казаки несколько поспешили, пытаясь объявить себя отдельным народом. Дело в том, что любое казачество — это в основном лишь часть русского народа, может быть, в какой-то мере отдельный субэтнос, но никак не отдельный народ. "Этнический казак" — этот термин тоже вызывает некоторое удивление. По-видимому, дончакам стоит поглубже разобраться в этой теме, прежде чем принимать какие-то обращения и проводить какие-то акции. Казаки и русский народ — неразрывны.

Кстати, с тем же успехом и все без исключения русские люди могут требовать для себя компенсаций от власти за произошедшие когда-то репрессии, ведь русский народ в целом пострадал от них никак не меньше, чем конкретно казаки. Впрочем, донские казаки вполне могут иметь свое мнение, они имеют на это право, ну и если они чего-то добьются в своих устремлениях — то и флаг им в руки.

А вот мнение кандидата юридических наук, члена Международной ассоциации адвокатов Игоря Васильевича Шмидта (по матери он Гузанов, сын казачки из станицы Зеленчукская, отец — из поволжских немцев), которое он высказал корреспонденту "Правды.Ру" в телефонной беседе:

"Давайте рассмотрим ситуацию с чисто юридических позиций. Что такое народ по определению современных первоисточников? Сейчас под народом понимают, в частности, определённую группу людей, отличающуюся общностью ряда признаков — языка, культуры, территории, религии, исторического прошлого. Слово "народ" в литературе иногда также используется в значении нация.

Но понятие "народ" также употребляется для обозначения всего населения какой-либо страны, вне зависимости от его этнической принадлежности. В политическом смысле нередко употребляется термин народ (простонародье), означающий основную непривилегированную массу населения, в противоположность "элите" и "власти". Словом "народ" иногда обозначается просто толпа — большое количество людей, собравшееся в одном месте.

В бытовой речи, во время различных профессиональных и политических дискуссий и бесед термин "народ" может выступать заменителем термина публика, обозначающего совокупность людей, являющихся объектом пропаганды, рекламы, развлечения, просвещения.

Так, например, в споре или в беседе театральных деятелей в выражении "народ это любит (не любит)" или "народ этого не поймёт", этот термин будет означать "зрители", в дискуссии производителей или продавцов товаров он будет означать "покупатели", в избирательной кампании народ означает "избиратели", в разговоре работников транспорта этот термин может быть использован вместо термина "пассажиры".

Вписывается ли то, что имеют в виду инициативные донские казаки, в эти сугубо научные определения? В этом есть сомнения. По логике вещей, казакам нужно сначала проконсультироваться с юристами, прежде чем браться за подобные обращения. Иначе, как говаривал Виктор Черномырдин, "хотели, как лучше, а получилось, как всегда…".

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

 

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить