Армейская дедовщина неискоренима?

Служить ли в армии? Те же грабли, только в профиль

Правильно говорят: жизненный опыт — это когда количество сделанных ошибок переходит в качество. Но вот что подмечено: никогда не переходят в качество армейские ошибки. Наши вооруженные силы в плане воспитания личного состава столько раз наступали на одни и те же грабли, что диву даешься. Сколько раз заявлялось об искоренении армейской дедовщины — а она все жива.

Помнится, пару лет назад из высоких военных официальных уст звучали довольно обнадеживающие речи о том, что сокращение срока службы по призыву с двух лет до года подчистую изничтожит дедовщину в российской армии. Приводились аргументы: мол, все солдатики в казарме будут одного призыва, одного возраста, и "дедовать"-то будет некому. На самом деле, военные в который раз получили по лбу теми же граблями: ожидали одного результата, а вышло как всегда.

Вместо старослужащих над новобранцами теперь издеваются контрактники и такие же срочники из разнообразнейших национальных землячеств. Дедовщину порождает не срок службы, а сама система отношений в армии — такие крамольные мысли высказывают уже очень многие офицеры-воспитатели, да и многие командиры.

Вот один из последних примеров того, что в дедовщине виноваты не разгульные личности, а сама система. В Новосибирске начался суд по непростому делу майора местной воинской части Николая Левого. Офицер защищал солдат от произвола группы солдат-дагестанцев. Джигиты обложили данью призывников из других регионов России, требовали с рядовых до половины денежного довольствия в месяц, а тех, кто отказывался платить, избивали.

Русские солдаты молча терпели издевательства и поборы почти целый год. Но терпение в конце концов лопнуло, в части произошло настоящее восстание. Порядок навели с трудом, ситуация дошла до самого высокого военного начальства. Дагестанцев перевели в другие подразделения. Но кто-то же должен ответить за беспорядки — ведь это ЧП! Ответственным за все и назначили майора Левого.

Дело в том, что во время расследования причин ЧП дагестанцы рассказали, что перед строем он задавал им всякие провокационные вопросы и вообще… не уважал их национальную гордость. Думается, влетит майору по полной. Ну, а гордые дагестанцы дослужат и разъедутся по домам. Короче, бей своих, чтоб чужие боялись. Система! И бороться с ней, видимо, бесполезно…

Фото: AP

Семеро матросов из Дагестана, служивших в одной из воинских частей Балтийского флота наказаны за издевательства над сослуживцами. Шестеро из них получили от 1,5 до 1,9 года тюрьмы, а седьмой осужден условно. В августе прошлого года осужденные избили одного из военнослужащих, а затем вынудили 26 своих сослуживцев лечь на землю таким образом, чтобы их тела образовали надпись KAVKAZ. По данным Генпрокуратуры, во время расследования уголовного дела, возбужденного в отношении матросов-кавказцев, также были выявлены факты вымогательства и хищения имущества у служащих по призыву. Нарушителям порядка было предъявлено обвинение в неуставных отношениях, грабеже и вымогательстве. Причем дагестанцы были не старше своих товарищей, а некоторых даже младше. Вот вам и дедовщина.

Заместитель командира по воспитательной работе одной из воинских частей Северного флота, капитан II ранга Николай Васютин в интервью "Правде.Ру" высказал следующее мнение:

"Честно говоря, если бы не близкая пенсия, которую я выслужил в полном объеме и которую уже никто не отберет, я бы и не стал говорить о дедовщине (на флоте это явление называют годковщиной — от слова "годок"). Слишком скользкая и одновременно острая тема, слишком не переваривают ее начальники… Но раз уж взялся, то свое мнение выскажу.

В армию и на флот приходят люди, уже практически сформировавшиеся. Увы, времена СССР, где допризывное и патриотическое воспитание молодежи было поставлено классно, давно прошли. Нынешние призывники и родились уже после распада советской империи! На службу приходит молодежь, воспитанная лихими 90-ми, попробовавшая наркотиков и алкоголя, замороченная бесконечными бандитскими сериалами и оболваненная движениями и сектами вроде скинхедов, готов и т.д. Вот с каким личным составом приходится иметь дело сейчас. Конечно, не нужно говорить с ними на их языке, но, так сказать, "нашего" языка они просто не понимают порой.

В чем выход? В укреплении (а точнее, в возрождении) системы допризывной подготовки. Нужно введение в воинских частях дополнительных должностей офицеров-психологов, офицеров-воспитателей. Не стоит гнушаться развитием системы религиозного воспитания, причем не только православного — в стране хватает и мусульман, и буддистов, и т.д. Не стоит обходить также технические средства наблюдения за личным составом в казармах и кубриках — видеокамеру там поставить дешевле, чем потом расхлебывать "подвиги" казарменных хулиганов. Конечно, это далеко не все возможные меры для борьбы с дедовщиной и годковщиной, но с них можно хотя бы начать!"

Читайте также: Священники пойдут в воинские части

Бывший региональный военный комиссар, генерал-майор Виктор Береснев в беседе с корреспондентом "Правды.Ру" высказал мысль, которая может показаться достаточно непривычной по нынешним временам:

"В последние годы службы военкомом (а уволился в запас я совсем недавно) приходилось сталкиваться с ситуациями, прямо скажем, странными. Представьте: приходит ко мне на прием солидный мужчина и нудит: мол, ради Бога, заберите моего балбеса на службу, всех достал до последней степени! Пытался даже деньги предлагать. Того парня мы все-таки не призвали, по здоровью не прошел, остался он дома. Вот родителям "радость"…

Или симпатичная дама приходит просить за сына: вся семья не против, чтобы он служил, да и сам хочет, но вот как бы ему попасть именно в такую-то часть? Дескать, там служил соседский сын, и ему очень понравилось: нет дедовщины, командиры интеллигентные, библиотека хорошая. Пытался ей объяснить, что военкомат не имеет возможности направить призывника в конкретную воинскую часть. Пришлось тогда воспользоваться, так сказать, личными связями. Попал-таки парень туда. Куда мама хотела. Я его встретил уже после окончания службы: крепкий, здоровый, уже не парень, а мужчина, служба понравилась, в части сумел подготовиться в поступлению в вуз, сейчас учится.

В общем, не вся молодежь у нас такая уж противная, есть и нормальные призывники — и, поверьте, таких большинство. А дедовщину пестуют те несколько процентов, извините, раздолбаев, которые и на гражданке вели бы себя погано. Вот так".

Психолог, кандидат медицинских наук Игорь Янушев, не раз входивший в состав призывных комиссий различного уровня, поделился с "Правдой.Ру" своими соображениями по этому поводу:

"Сейчас, конечно, нет того отношения к армии, что было, скажем, еще при СССР: считалось, что если молодой человек в положенное ему по возрасту время не отслужил, значит, он чем-то серьезно болен… Такова нынешняя реальность: престиж военной службы упал, так сказать, "ниже плинтуса". Число уклонистов от службы исчисляется, по официальным данным, десятками тысяч. Причем чем выше уровень жизни, тем "уклоняемость" выше! Можно что угодно говорить о вооруженных силах, но против статистики, как говорится, не попрешь…"

Кандидат социологических наук, доцент Сергей Акинфиев рассказал "Правде.Ру" о своем взгляде на ситуацию:

"Согласно результатам обширного исследования, проведенного в минувшем году на северо-западе России, из-за дедовщины до 39 процентов молодых людей не хотят служить в армии категорически, вплоть до "уклонизма" и соответствующего нарушения закона. Двадцать девять процентов надеются на отсрочку. Но вот среди остальных нет внутреннего неприятия службы, нет боязни дедовщины. Еще лет 10-15 назад данные были совершенно другие. Да и престиж армии растет. Кстати, подмечено, что чем выше поднимают оклады военным, тем этот самый престиж выше!"

На днях встретил публикацию, в которой утверждается, что еще до выборов Госдума все-таки может окончательно рассмотреть законопроект об официальном откупе от армии. Проект документа предусматривает, что призывники смогут освобождаться от службы в армии за один миллион рублей. Трудно сказать, проголосуют ли парламентарии большинством голосов за такую инициативу в предвыборный период. В принципе, миллион за год жизни без "кирзачей" в наше время может собрать чуть ли не любой парень даже самостоятельно, без помощи родителей. В крайнем случае, кредит может взять. И армейский строй тогда ощутимо укоротится, и дедовщины поменьше будет… Или нет?

Читайте также: Армейские "откупанты" остались без поддержки

И все-таки, где-то снова грезятся те самые грабли, без которых ни один шаг вперед у нашей доблестной армии не обходится.

Читайте другие статьи по теме:
Кавказцы в армии: больше трех — уже ЧП?
Кирзовые сапоги для "золотой молодежи"
Вместо контрактников в армию пойдут родители
Генштаб формирует моноэтнические воинства
За "дедов" ответит военный полисмен
Новобранцы сыграют с "дедами" в прятки
Армейский призыв… для девушек и "непригодных"

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе