Вот - блог, а вот - налоговый порог

Блогеров Филадельфии в США зачислили в предприниматели и заставляют приобретать лицензию на показ рекламы в своих дневниках. Однако многие блогеры зарабатывают на рекламе меньше, чем стоит предлагаемая лицензия. Следует ожидать монетаризацию блогов, как и других частей интернета. В России предпосылки для появления такой практики тоже есть.

Интернет волнуется, переживает за блогеров Филадельфии.

Еще бы: недавно местные власти разослали блогерам толстые намеки — мол, раз вы показываете рекламу в своих дневниках, то надо бы прикупить лицензию на занятия предпринимательской деятельностью. Самое смешное — американцы сами законопослушно указали в декларациях доходы "от ведения блога". Может, налоговая служба и не додумалась бы — но раз сами просят, то почему не пойти навстречу?

А далее чиновники поступили без лишних размышлений — ага, значит, предприниматели? Значит, купите лицензию. Скажем, баксов за триста, недорого.

Вот только доходы блогеров вовсе не обязательно являются большими. Честно говоря, они бывают такие, что и доходом-то назвать сложно. Первой в блогосфере сообщила об инициативе налоговой некая Мэрилин Бесс; по ее словам, за несколько лет она заработала на своем дневнике около 50 долларов.

Понятно, что помимо лицензии, блогерам наверняка предлагается платить обычные налоги как предпринимателям (на прибыль, отчисления в пенсионный фонд и т. д.). Впрочем, это я проецирую, наверное — об американской налоговой системе подробно не осведомлен. Но явно какие-то налоги бизнесмены там платят, не так ли?

Получается как-то смешно и грустно одновременно…

Желание содрать деньги с сограждан у госчиновников США велико. Специалист по налоговому праву Мандейл Кауфман заявил, что даже если блогеры ведут свои дневники лишь время от времени и не зарабатывают на этом много денег, лицензию на ведение любой деятельности, связанной с извлечением выгоды, они получать обязаны. А выгодно это получается в итоге, или же нет — к делу отношения не имеет. Ежели некий бизнесмен пытается организовать дело, то он ведь обязан платить все налоги и получать лицензии на деятельность, даже если прогорит, не так ли?

Впрочем, чуть позже налоговики немножечко состыковались с реальностью и решили заменить единовременную лицензию в $300 на годовую, всего в $50. И кроме того — можно не платить налоги, если годовая выручка от блога не превышает $100000.

Фото: AP

Зато встрепенулись другие категории чиновников: в Federal Trade Commission решили установить штраф для блогеров, которые получают деньги за рекламу, но стесняются в этом признаться. Пока предлагается где-то $11000 для профилактики.

Читайте также: Куклачёв взялся за дрессировку блогеров

Пока в РФ за блогеров финансово еще не принялись — у нас больше увлекаются преследованием по 282-й статье УК (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), да и суммы дохода не те.

Но тенденции намечаются — все чаще во френдленте можно наткнуться на явно рекламный пост, даже не особо скрываемый. При этом блогер не несет ответственности за недобросовестную рекламу — мол, это личное мнение, имею право.

Уже есть сайты, предлагающие деньги за рекламу в блогах. Есть советы типа "лучший вариант — один профблог (ссылки будут стоить дороже) и пять-десять поменьше блогов (с ценами поменьше)", а то и "а если сделать таких блогов 20, 50, 100?". Так что скоро блогосфера превратится в такое же монетаризованное место, как и обычные сайты. У меня вот на личном сайте более 2000 уникальных посещений в день, так я регулярно получаю даже персональные предложения "давайте мы у вас рекламу разместим, ссылками поменяемся, дружить будем", не считая общего спама.

Но пока ситуация складывается крайне странная, на мой взгляд.

Не хочется подробно рассуждать здесь на тему "сколько можно заработать". Но все же приведу данные по одному известному рекламодателю.

По результатам раскрученности блоги делятся на две категории. Про низшую даже говорить не буду, а в высшей предлагается 15 рублей за явную ссылку, 30 рублей за краткий обзор и 100 рублей за обзор. Минимум, конечно — но дороже будут платить не всем.

Представляете, сколько надо понаписать рекламы, чтобы имело смысл разговаривать о каком-то приличном доходе? Это называется "себя не уважать".

Кстати, всегда удивляло — кто и зачем читает блоги, переполненные рекламой. Впрочем, они обычно развлекательные — типа "прикольные картинки", "всякое забавное" и т. д.

К чему приводит монетаризация блогов, если подумать?

Не будем брать случаи "очень известный человек ведет блог" или "очень известный блогер продает свои посты задорого" — это отдельный разговор. Интерес представляет обычный блогер, для простоты — околотысячник, понятно, что о совсем малоизвестных дневниках говорить смысла нет.

Читайте также: Американский блогер поймал "талиба номер один"

Логика тут приблизительно такая: вы все равно ведете блог, почему бы вам еще и не зарабатывать на нем деньги? Разве плохо получать деньги за хобби? Сколько не заработаете — это все равно больше, чем ничего! И так далее.

С финансовой стороны вопроса тут спорить не о чем — и копейка больше, чем ничего, и деньги за хобби получать приятно. 

Фото: AP

 

 

Но в том-то и дело, что деньги платят не за хобби. Если бы платили деньги за выражение мнения в блоге — я бы согласился. Скажем, эту вот заметку я по такому принципу и пишу — люблю высказывать свое аргументированное мнение по социально важным поводам, а за деньги это делать и приятнее, и логичнее.

Но реклама — это совсем другое. Это не "хобби за деньги", а именно что продажа себя как рекламной площадки. Видели на улицах ходячую рекламу "человек-бутерброд"? Вот ровно то же самое. И за такие же смешные деньги, только куда более публично.

В психику внедряется мем "продаваться — это нормально, и даже задешево".

Кроме того, блог — это обычно личная площадка. Есть, конечно, корпоративные, но в плане психологии интересны частные.

Читайте также: Блогосфера - виртуальный суд Линча

Вот лично вы, читатель, за какую сумму согласитесь носить на своей одежде рекламу товара? А обклеить дома стены рекламой, чтобы все гости могли прочитать?

Проявлять неуважение к виртуальным посетителям, пытаясь втюхать им рекламу, почему-то если и не считается еще нормой, то, увы, уже не вызывает безусловного отторжения…

Так что лично мое мнение таково: да, за размещение рекламы в блоге надо платить налоги, и надо покупать лицензию. Причем не за жалкие $50 в год, а раз в двадцать больше. Те блоги, которые будут заполнены рекламой настолько, что будет выгодно покупать лицензию, можно попросту не читать.

Зато копеечных реклам, которые зачем-то вставляют в достаточно интересные блоги, не будет. А то и видеть противно, и за людей стыдно…

Читайте самое интересное в рубрике "Жизнь".

Автор Андрей Борцов
Андрей Борцов — российский публицист, автор Правды.Ру
Обсудить