Олимпиада в Сочи: воспоминания о будущем. Интервью Олега Волкоша, главы "Медиа Арт"

"Мы не обманули мир, когда позвали в Россию"

Олимпиада в Сочи уникальна как победами, так и ожесточенными информационными сражениями вокруг нее. Информационная война не закончилась и наверняка продолжится — попытками пересмотреть результаты, упреками в неэффективности затрат. Об этом разговор главного редактора Pravda.Ru Инны Новиковой с Олегом Волкошем, главой группы компаний "Медиа Арт".

— Так сложилось, что возглавляемая тобой группа компаний в 2006 году создавала рекламные ролики по продвижению заявки Сочи-2014. Поэтому ты стоял у истоков создания имиджа России, как страны, достойной провести Олимпийские игры. Мы не обманули мир?

— Для нас стояли две основных задачи. Первая задача — повысить лояльность граждан России в Играм, чтобы жителям города Сочи, Краснодарского края и России в целом идея проведения Олимпийских игр пришлась по душе.

— Они не хотели, чтобы олимпиада проводилась?

— Сначала никто не знал, как они вообще к этому относятся. А это важно для Международного олимпийского комитета, который, принимая решение о том, какая страна будет хозяйкой олимпийских игр, ориентируется, в том числе, и на то, как население этой страны относится к идее проведения игр. К примеру, Мюнхен, проведя референдум среди жителей, отказался от участия в конкурсе на получение Олимпийских игр 2022 года.

Наша задача была сделать так, чтобы, первое, донести до наших граждан, что такое олимпиада, что она может дать стране, Краснодарскому краю, в частности. Задача очень практическая, без всякой лирики. Цифры потом становились частью отчета Международного олимпийского комитета перед выбором страны.

— Что народ сказал в том далеком 2006 году?

— Народ говорил и продолжает говорить очень разное. В 2006 году цифры были следующие: непосредственно в самом Сочи не более 30 процентов населения высказалось в поддержку проведения игр, то есть, другими словами, 70 процентов было против. На тот момент, и это никто не скрывает, люди при опросе давали достаточно негативную оценку. Как ни странно, чем дальше от Сочи, тем оценки и позитива было больше.

Это мы говорим про Россию. Если про другие страны мира, то аудитория была 97 стран — членов Международного олимпийского комитета, те люди, которые своим голосованием напрямую определяют, какая страна станет страной будущих олимпийских игр.

Наша задача была сформировать, по возможности, позитивное мнение о России в очень короткий период времени, применительно к тому, что страна достойна и может встретить олимпиаду по всем высоким стандартам, которые есть у МОК.

— По финансовой стравляющей хочу задать вопрос, это же модная тема. Представляю, сколько стояли ваши имиджевые ролики…

— Я бы привел несколько цифр, просто, чтобы было понятно, о каком порядке сумм мы говорим. Бюджеты таких компаний, которые продвигают свою продукцию с помощью рекламы, возьмем Proctor&Gamble, Unilever, составляют порядка 100-120 миллионов долларов США на год. Если говорить о всей кампании продвижения Сочи 2014, которая была как внутри России, так и за ее пределами, то на ее рекламную составляющую не было потрачено более 8-9 миллионов долларов США.

Очень сложно оценить олимпиаду с точки зрения ее только финансовой окупаемости и ее значимости для народа страны, где она проходит. Я не хочу переходить на какой-то уровень лозунгов, но я точно могу сказать, как человек, который несколько дней назад вернулся из Сочи, что мы даже не представляли тот эффект на тысячи, миллионы россиян, который сможет произвести Олимпиада. Другими словами, тот настрой, который есть и у волонтеров, у российских спортсменов, болельщиков… Но главное — есть миллионы зрителей, которые смотрели переживали, жили олимпийскими страстями. Как это можно оценить? В каких показателях? Это — гораздо более важные вещи, по которым мы — страна соскучились, на самом деле.

Не хочется громких слов, но, понимаешь, вот это объединение, сближение людей в одной стране, когда они становятся чем-то целым, когда они разделяют общие ценности, когда им просто классно там, на стадионе, вне зависимости от того, кто из Перми, кто из Красноярска, кто вообще из Хабаровска или прилетел из Канзаса.

— Это же не только для россиян, это же для всего мира. Уж столько про нас всего говорили и продолжают говорить правды и неправды. Оппонентами применялись разные ухищрения: задержка трансляции, были вырезаны те политики, которые не нравились, вырезаны куски из истории России. Это значит, что все понимают, что прямая трансляция — это колоссальное идеологическое воздействие на людей.

— А тогда, в 2006, мы поняли, что процентов 90 людей за рубежом, а я думаю — 95, вообще не представляют, где находится город Сочи, частью какой страны он является и как выглядит.

Сейчас то мы, слава Богу, уже всем все объяснили. Тогда стояла задача — поставить Сочи на географическую карту для всей международной аудитории, объяснить банально, где он находится. Вторая задача была показать максимально привлекательно.

На любую олимпиаду едут не только за спортом. Они приезжают для того, чтобы получить качественно новое ощущение от места своего пребывания. Поэтому, если мерить сугубо спортивными характеристиками, безусловно, есть российские города, как Красноярск, например, российский центр зимних видов спорта, там будет проходить универсиада 2019 года. Олимпиада, все-таки, более широкое событие, на которое приезжают действительно сотни тысяч людей для того, чтобы и отдохнуть.

Поэтому Сочи в этом смысле является уникальной точкой на карте. Горы и через 40 минут — берег моря. Таких мест в мире, вообще-то, считанное число. С другой стороны, была принята федеральная программа развития Южного региона…

Эта успешная компиляция региона, который Россия все равно собиралась развивать, уникального ландшафта, с точки зрения близости гор и моря, и определенная эмоциональная, может быть, ностальгия, а может, просто желание иметь хороший курорт, понимаете?

— А как можно было это иностранцам показать, доказать, рассказать? Просто сказать, посмотрите, как тут будет красиво? Чем можно было достучаться-то до них?

— Я помню слова Дмитрия Чернышенко, который, когда ставил задачу для команды агентства, говорил: "Ребята, не надо ничего выдумывать. Будьте такими, какие вы есть. И показываете, главное, нас такими, какими мы есть. И тогда это будет привлекательно…"

И как итог нашей работы — исследование Международного олимпийского комитета показало 75 процентов поддержки россиян, включая жителей Сочи и Краснодарского края, идеи проведения Олимпийских игр.

— У нас так мало событий, когда понимаешь, что ты — гражданин великой страны. Это, действительно, то, что останется навеки детям и внукам.

— У нас, мне кажется, в характере есть, что мы быстро забываем победы, которые действительно достигаются тяжелым трудом. Вот, смотрите, если даже взять заявку 2006-2007 года, мы же бились лоб в лоб с Южной Кореей и Австрией. Это такие на секундочку серьезные ребята… Австрийцы вообще пришли и сказали: "Ребята, у нас все есть, нам не надо ничего строить, Мы страна — зимняя. У нас нет никакого моря, оно нам не надо".

— У нас прекрасные горы и все ездят к нам кататься на лыжах.

— Или Южная Корея, которая уже билась второй раз, доходя до финала. И корейцам здесь надо отдать должное — и нация, и экономика очень сильные.

Поэтому я хочу сказать, мы никого не разочаровали, и главное, в своих обещаниях не обманули!

— У нас Олимпиада была и есть, как линия фронта.

— Да. Я чувствую, как общество раскололось на две части. Сколько было и есть абсолютно искренних, позитивных отношений к Играм, ровно настолько же есть негатива.

— Эти туалеты сдвоенные, которые заполонили весь интернет.

— О том, что безопасность такая, что никого не пускают. Во-первых, всех пускали. А те меры безопасности, включая паспорт болельщика, которые были реализованы, за них, я считаю, надо огромную благодарность сказать людям, которые это все сделали. Понимаешь, это абсолютно необходимая, но максимально комфортная система обеспечения доступа, которая только могла быть. И огромный опыт проведения подобных масштабных мероприятий на будущее.

— А какое твое самое сильное личное впечатление как болельщика, как причастного человека.

— Самое сильное впечатление у меня от эмоционального настроя молодежи. Каждый день я до Олимпийского парка добирался на автобусах. Кстати, в Сочи отлично построена транспортная инфраструктура. Среди пассажиров было процентов 90 волонтеров. Вот те темы, те эмоции, которыми они делились друг с другом, для меня есть Олимпийские игры.

Мы как раз 2006-2007 год отработали, для того, чтобы в такую Россию, в таких россиян поверить, таких и увидели реально. Они улыбаются, они открытые, общаются друг с другом. Они приезжают с флагами, с российским триколором, на котором написано название родных городов — Ангарск, Красноярск, вся страна.

Сочи-2014, Олимпийские игры — какая-то огромная позитивная площадка, которой, наверное, очень давно, а может и никогда, не было в нашей стране, я имею ввиду, такого масштаба, такого позитива. Не было никакой местечковости, что за своих болеем, а к чужим без уважения. Атмосфера потрясающая и она никуда теперь не уйдет.

Как и не уйдут теперь никуда спортивные объекты вся инфраструктура Сочи, масштаб и спортивная актуальность которых потрясли даже недоброжелателей.

— С закрытием Игр не закончится общение людей… Наверное, не зря были изобретены олимпиады, фестивали, чтобы у людей была возможность увидеть друг друга и понять, что все мы хотим жить мирно и дружно. И все мы, в общем, совсем неплохие люди.

Беседовала

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить