Внуково. Смерть нашла стрелочника

Катастрофа самолета Falcon во Внуково показала, что даже в самом главном аэропорту страны не все так хорошо, как хотелось бы. Что уж тогда ожидать от аэропортов рангом пониже? Эксперты, опрошенные Pravda.Ru, подтвердили, что в управлении деятельностью российских аэропортов есть проблемы. Однако об этом бардаке вспоминают только после трагедий.

Главная версия причины трагедии во Внуково - человеческий фактор, и не только "стрелочник", то есть водитель снегоуборочной машины, виноват. И расследование громкого уголовного дела о крушении самолета "Фалькон" будет вестись не только в отношении Владимира Мартыненко, задержаны также ведущий инженер аэродромной службы аэропорта Внуково, руководитель полетов, диспетчер и даже диспетчер-стажер. Расследование трагедии во Внуково продолжается, в следственную группу включены самые опытные следователи и криминалисты. Подождем результатов следствия.

Но буквально в последние часы поразил такой факт, о котором сообщили информационные агентства: в екатеринбургском аэропорту "Кольцово" погрузчик багажа задел самолет "Уральских авиалиний", который должен был вылететь в Москву. Чудом удалось избежать новой трагедии. И что за напасть такая на наши головы? Точнее, на головы авиаторов… "Кто виноват?" — будем надеяться, что следствие разберется, не будем в данном случае торопить события и давать специалистам дилетантские советы. Но вот "Что делать?" — ответ на этот вопрос можно и нужно искать уже сейчас.

"В принципе, всего у нас в этой сфере хватает, есть масса всяких инструкций и положений, ведь все же службы — и диспетчерская, и аэродромная-аэропортовская, и авиакомпании — все это слаженный коллектив, — рассказал в интервью Pravda. Ru генеральный директор Ассоциации аэропортов гражданской авиации Виктор Горбачев. — И все это регламентировано и законами, и воздушным кодексом, и федеральными авиационными правилами, и приказами, распоряжениями — все буквально есть, только выполняй, только все делай… Там не только все расписано по минутам и секундам, но и вся речевая часть расписана! Кто, как, о чем вас расспрашивает, и кто чего отвечает. Единственное, нужно все эти требования выполнять.

Но человеческий фактор он все равно присутствует, никуда не денешься, где-то что-то какие-то упущения все равно идут. Требовать нужно, чтобы все это выполнялось — это да! Как диспетчер может дать разрешение на взлет воздушному судну, если водитель последней уборочной машины ему не доложил, что он покинул взлетно-посадочную полосу. Ну как он мог разрешить? Ну, запутался человек, не туда поехал в тумане, не понял ничего, хотя у него громадный опыт… Вот когда последняя машина покинула взлетную полосу, и когда диспетчеру об этом доложили — только после этого диспетчер должен был дать команду на взлет командиру корабля. А тот дал команду, не убедившись, что взлетно-посадочная полоса пустая. Вот в чем дело…"

По мнению эксперта, главное, чему еще раз может научить трагедия во Внуково - это осознанному пониманию необходимости еще более четкого выполнения всеми службами аэропортов своих обязанностей и контроль за этим. Ну и у иностранных аэропортов есть чему все-таки поучиться. "Когда я, например, был в Далласе, я видел, как работают там все без исключения аэропортовские службы (а там не две полосы, а вообще четыре!), у меня волосы дыбом вставали. Они очень профессионально разводили все самолеты, все так четко и без сбоев делали. Ну что же, надо ехать и надо учиться, ничего не сделаешь…" — добавил Виктор Горбачев.

"На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что слабо организованная система управления аэропорта Внуково и явилась причиной такого ужасного факта, — рассказал в беседе с корреспондентом Pravda. Ru первый заместитель председателя комитета Государственной думы по транспорту, член парламентской комиссии по вопросам депутатской этики Михаил Брячак. — Законодательство, обеспечивающее воздушные перевозки, как никакое другое интегрировано в международное законодательство. И что-либо здесь менять и добавлять весьма сложно. Вся система международного права и нормативной базы в международных перевозках применяется и в РФ. И, наверное, было бы важно еще раз учесть, что сегодня недостаточна ответственность должностных лиц за обеспечение этих правил. Неполное или несвоевременное исполнение должностными лицами своих обязанностей по организации перевозок и по их безопасности сегодня неадекватно определено по санкциям наказаний, которые должны следовать. И мы уже после трагедии в Казани эту работу ведем…".

По словам эксперта, сейчас российский парламент активно работает над тем, чтобы увеличить санкции, которые наступают вследствие неполного или несвоевременного исполнения должностными лицами своих функций. Ну, а брать что-то еще у зарубежных партнеров по организации диспетчерской службы и организации полетов не придется. Российская система отлажена и не требует никаких заимствований, она и так в полной мере соответствует сегодня международным нормативам, на вооружение берется все новшества и разработки в этой сфере, добавил Михаил Брячак.

"Бороться с бардаком в российских аэропортах нужно гораздо жестче, чем сейчас! — поделился своим мнением по этому поводу в телефонной беседе с корреспондентом Pravda. Ru заслуженный летчик гражданской авиации РФ Николай Лужин, который несколько десятилетий пилотировал и грузовые, и пассажирские авиалайнеры и побывал почти во всех российских аэропортах и во множестве иностранных. — Увы, борьба с влиянием этого самого человеческого фактора на безопасность авиаперелетов всегда ведется с переменным успехом. Как только что-то случится трагическое — приковано к авиации и внимание прессы, и властей, и даже международных организаций. Как только прошло время, крики в СМИ утихли, происшествие позабылось — значит, нужно ждать нового, увы.

Скажу сразу: в России разработана, пожалуй, одна из совершеннейших в мире систем обеспечения безопасности полетов, полно четких, грамотных инструкций, мы следим за всеми мировыми новинками в отрасли, все прекрасно отработано. Считаю, что перенимать нам, скажем, у того же Запада в этой сфере нечего, мы на высоком уровне. Но вот чему конкретно стоит поучиться — так это производственной дисциплине! Предвижу, что теперь, после трагедии во Внуково, в диспетчерских зонах всех аэропортов появятся новые папки с новой документацией, которые надо будет изучить чуть ли не наизусть, что еще больше запудрит мозги этим самым диспетчерам… На пользу ли это пойдет? Сомневаюсь. И вот еще такой фактор.

Россия — страна уникальная, даже в этой тонкой сфере. Знаю, что, например, в США доходы авиакомпаний на какое-то время после любых авиапроисшествий падают. У нас же народ особого внимания на такое не обращает — летает, как летал. Ну какой турист, который копил долго на отпуск, сдаст билет на самолет и поедет поездом, скажем, в Таиланд? Не будет у нас таких никогда. У любого туроператора спросите — у нас число пассажиров не уменьшается даже из-за трагедий. Тоже, понимаете ли, человеческий фактор, и с этим ничего не поделаешь, такие мы… Да и не нужно с этим бороться, у нас гражданская авиация — все равно самый безопасный вид "дальнего" транспорта.

Ну, а вот как бороться с другим человеческим фактором, который буквально душит авиаторов, конечно, должны крепко подумать специалисты — в первую очередь психологи, социологи, даже медики. Здесь я имею в виду контроль за неукоснительным выполнением уже имеющихся руководящих документов, дисциплинарную жесткость, повышение ответственности. Но я летчик, а не психолог…".

В общем, главное в сфере гражданских авиаперевозок и в работе наших многочисленных и хорошо оснащенных технически международных и региональных аэропортов — убрать, изничтожить, ликвидировать любыми способами этот самый пресловутый человеческий фактор, из-за которого происходят трагедии. Пусть даже жестко и нетолерантно. Иного не дано. Прикрути к каждому метру "взлетки" видеонаблюдение, запруди помещения диспетчерских в аэропортах тоннами инструкций, посади к мониторам систем слежения за полетной обстановкой не одного, а добрый десяток диспетчеров — толку не будет.

Увы, человеческий фактор все равно может оказаться сильнее — кто-то вздремнет "на секундочку", кто-то отвернется от экрана за чашкой кофе, кто-то краем глаза отвлечется на чтение детектива, лежащего на коленках… Плохо, отвратительно, что трагедии, подобные той, что произошла во Внуково, вообще происходят. Но все-таки, как бы это странно не звучало, — хорошо, что они заставляют нас очнуться, принимать меры, срочно реагировать. Человеческий фактор не всесилен, поверьте. И его тоже можно одолеть…

Читайте также:

На ВПП во Внуково бесконтрольно ездили две снегоуборочные машины

Локаторы "Внуково" давно не работают, диспетчеры смотрят в окна

Cнегоуборщик из "Внуково" арестован на два месяца

Руководство "Внуково" покинуло свои посты

Версия адвоката: Ошибся авиадиспетчер Внуково

Черные ящики из Внуково переданы в МАК. ФОТО

Снегоуборщик из Внуково: Да, я выехал на ВПП. Случайно. ВИДЕО

Медработники из "Внуково" подтверждают, что водитель снегоуборщика был трезв

Во Внуково могли погибнуть 120 человек

Катастрофа во Внуково: виновны ли пьяный снегоуборщик и диспетчер-стажер?

Внуково: самолет столкнулся со снегоуборщиком и сгорел, есть погибшие

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Мнение: Россия получила преимущество после удара США по Сирии
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
Блокировка Telegram как провокация против России
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Украинцы обнаружили "трещины" в опорах Крымского моста
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
Черноморский флот "показал класс" авианосной группе США у Сирии
Как Саргсян продал Армению и что из этого вышло