Трагедия во "Внуково": кто виноват?

Внуково. Смерть нашла стрелочника

Катастрофа самолета Falcon во Внуково показала, что даже в самом главном аэропорту страны не все так хорошо, как хотелось бы. Что уж тогда ожидать от аэропортов рангом пониже? Эксперты, опрошенные Pravda.Ru, подтвердили, что в управлении деятельностью российских аэропортов есть проблемы. Однако об этом бардаке вспоминают только после трагедий.

Главная версия причины трагедии во Внуково - человеческий фактор, и не только "стрелочник", то есть водитель снегоуборочной машины, виноват. И расследование громкого уголовного дела о крушении самолета "Фалькон" будет вестись не только в отношении Владимира Мартыненко, задержаны также ведущий инженер аэродромной службы аэропорта Внуково, руководитель полетов, диспетчер и даже диспетчер-стажер. Расследование трагедии во Внуково продолжается, в следственную группу включены самые опытные следователи и криминалисты. Подождем результатов следствия.

Но буквально в последние часы поразил такой факт, о котором сообщили информационные агентства: в екатеринбургском аэропорту "Кольцово" погрузчик багажа задел самолет "Уральских авиалиний", который должен был вылететь в Москву. Чудом удалось избежать новой трагедии. И что за напасть такая на наши головы? Точнее, на головы авиаторов… "Кто виноват?" — будем надеяться, что следствие разберется, не будем в данном случае торопить события и давать специалистам дилетантские советы. Но вот "Что делать?" — ответ на этот вопрос можно и нужно искать уже сейчас.

"В принципе, всего у нас в этой сфере хватает, есть масса всяких инструкций и положений, ведь все же службы — и диспетчерская, и аэродромная-аэропортовская, и авиакомпании — все это слаженный коллектив, — рассказал в интервью Pravda. Ru генеральный директор Ассоциации аэропортов гражданской авиации Виктор Горбачев. — И все это регламентировано и законами, и воздушным кодексом, и федеральными авиационными правилами, и приказами, распоряжениями — все буквально есть, только выполняй, только все делай… Там не только все расписано по минутам и секундам, но и вся речевая часть расписана! Кто, как, о чем вас расспрашивает, и кто чего отвечает. Единственное, нужно все эти требования выполнять.

Но человеческий фактор он все равно присутствует, никуда не денешься, где-то что-то какие-то упущения все равно идут. Требовать нужно, чтобы все это выполнялось — это да! Как диспетчер может дать разрешение на взлет воздушному судну, если водитель последней уборочной машины ему не доложил, что он покинул взлетно-посадочную полосу. Ну как он мог разрешить? Ну, запутался человек, не туда поехал в тумане, не понял ничего, хотя у него громадный опыт… Вот когда последняя машина покинула взлетную полосу, и когда диспетчеру об этом доложили — только после этого диспетчер должен был дать команду на взлет командиру корабля. А тот дал команду, не убедившись, что взлетно-посадочная полоса пустая. Вот в чем дело…"

По мнению эксперта, главное, чему еще раз может научить трагедия во Внуково - это осознанному пониманию необходимости еще более четкого выполнения всеми службами аэропортов своих обязанностей и контроль за этим. Ну и у иностранных аэропортов есть чему все-таки поучиться. "Когда я, например, был в Далласе, я видел, как работают там все без исключения аэропортовские службы (а там не две полосы, а вообще четыре!), у меня волосы дыбом вставали. Они очень профессионально разводили все самолеты, все так четко и без сбоев делали. Ну что же, надо ехать и надо учиться, ничего не сделаешь…" — добавил Виктор Горбачев.

"На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что слабо организованная система управления аэропорта Внуково и явилась причиной такого ужасного факта, — рассказал в беседе с корреспондентом Pravda. Ru первый заместитель председателя комитета Государственной думы по транспорту, член парламентской комиссии по вопросам депутатской этики Михаил Брячак. — Законодательство, обеспечивающее воздушные перевозки, как никакое другое интегрировано в международное законодательство. И что-либо здесь менять и добавлять весьма сложно. Вся система международного права и нормативной базы в международных перевозках применяется и в РФ. И, наверное, было бы важно еще раз учесть, что сегодня недостаточна ответственность должностных лиц за обеспечение этих правил. Неполное или несвоевременное исполнение должностными лицами своих обязанностей по организации перевозок и по их безопасности сегодня неадекватно определено по санкциям наказаний, которые должны следовать. И мы уже после трагедии в Казани эту работу ведем…".

По словам эксперта, сейчас российский парламент активно работает над тем, чтобы увеличить санкции, которые наступают вследствие неполного или несвоевременного исполнения должностными лицами своих функций. Ну, а брать что-то еще у зарубежных партнеров по организации диспетчерской службы и организации полетов не придется. Российская система отлажена и не требует никаких заимствований, она и так в полной мере соответствует сегодня международным нормативам, на вооружение берется все новшества и разработки в этой сфере, добавил Михаил Брячак.

"Бороться с бардаком в российских аэропортах нужно гораздо жестче, чем сейчас! — поделился своим мнением по этому поводу в телефонной беседе с корреспондентом Pravda. Ru заслуженный летчик гражданской авиации РФ Николай Лужин, который несколько десятилетий пилотировал и грузовые, и пассажирские авиалайнеры и побывал почти во всех российских аэропортах и во множестве иностранных. — Увы, борьба с влиянием этого самого человеческого фактора на безопасность авиаперелетов всегда ведется с переменным успехом. Как только что-то случится трагическое — приковано к авиации и внимание прессы, и властей, и даже международных организаций. Как только прошло время, крики в СМИ утихли, происшествие позабылось — значит, нужно ждать нового, увы.

Скажу сразу: в России разработана, пожалуй, одна из совершеннейших в мире систем обеспечения безопасности полетов, полно четких, грамотных инструкций, мы следим за всеми мировыми новинками в отрасли, все прекрасно отработано. Считаю, что перенимать нам, скажем, у того же Запада в этой сфере нечего, мы на высоком уровне. Но вот чему конкретно стоит поучиться — так это производственной дисциплине! Предвижу, что теперь, после трагедии во Внуково, в диспетчерских зонах всех аэропортов появятся новые папки с новой документацией, которые надо будет изучить чуть ли не наизусть, что еще больше запудрит мозги этим самым диспетчерам… На пользу ли это пойдет? Сомневаюсь. И вот еще такой фактор.

Россия — страна уникальная, даже в этой тонкой сфере. Знаю, что, например, в США доходы авиакомпаний на какое-то время после любых авиапроисшествий падают. У нас же народ особого внимания на такое не обращает — летает, как летал. Ну какой турист, который копил долго на отпуск, сдаст билет на самолет и поедет поездом, скажем, в Таиланд? Не будет у нас таких никогда. У любого туроператора спросите — у нас число пассажиров не уменьшается даже из-за трагедий. Тоже, понимаете ли, человеческий фактор, и с этим ничего не поделаешь, такие мы… Да и не нужно с этим бороться, у нас гражданская авиация — все равно самый безопасный вид "дальнего" транспорта.

Ну, а вот как бороться с другим человеческим фактором, который буквально душит авиаторов, конечно, должны крепко подумать специалисты — в первую очередь психологи, социологи, даже медики. Здесь я имею в виду контроль за неукоснительным выполнением уже имеющихся руководящих документов, дисциплинарную жесткость, повышение ответственности. Но я летчик, а не психолог…".

В общем, главное в сфере гражданских авиаперевозок и в работе наших многочисленных и хорошо оснащенных технически международных и региональных аэропортов — убрать, изничтожить, ликвидировать любыми способами этот самый пресловутый человеческий фактор, из-за которого происходят трагедии. Пусть даже жестко и нетолерантно. Иного не дано. Прикрути к каждому метру "взлетки" видеонаблюдение, запруди помещения диспетчерских в аэропортах тоннами инструкций, посади к мониторам систем слежения за полетной обстановкой не одного, а добрый десяток диспетчеров — толку не будет.

Увы, человеческий фактор все равно может оказаться сильнее — кто-то вздремнет "на секундочку", кто-то отвернется от экрана за чашкой кофе, кто-то краем глаза отвлечется на чтение детектива, лежащего на коленках… Плохо, отвратительно, что трагедии, подобные той, что произошла во Внуково, вообще происходят. Но все-таки, как бы это странно не звучало, — хорошо, что они заставляют нас очнуться, принимать меры, срочно реагировать. Человеческий фактор не всесилен, поверьте. И его тоже можно одолеть…

Читайте также:

На ВПП во Внуково бесконтрольно ездили две снегоуборочные машины

Локаторы "Внуково" давно не работают, диспетчеры смотрят в окна

Cнегоуборщик из "Внуково" арестован на два месяца

Руководство "Внуково" покинуло свои посты

Версия адвоката: Ошибся авиадиспетчер Внуково

Черные ящики из Внуково переданы в МАК. ФОТО

Снегоуборщик из Внуково: Да, я выехал на ВПП. Случайно. ВИДЕО

Медработники из "Внуково" подтверждают, что водитель снегоуборщика был трезв

Во Внуково могли погибнуть 120 человек

Катастрофа во Внуково: виновны ли пьяный снегоуборщик и диспетчер-стажер?

Внуково: самолет столкнулся со снегоуборщиком и сгорел, есть погибшие

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе