Московский марафон выбился в лидеры по дрязгам

Участники Московского марафона только начали получать медали и термопакеты, которые, по идее, им должны были вручить сразу после финиша. Получается, организаторы опоздали на неделю. Этот невиданный для подобных забегов казус объясняют проблемами на таможне, из-за которых контейнер из Гонконга якобы не пришел в срок. Но многие находят иное объяснение.

Первый Московский марафон, заменивший в этом году традиционный Московский Международный Марафон Мира, состоялся 15 сентября. Организаторы — коммерческая компания и Москомспорт — приложили массу усилий для пиара забега. "Твои первые 42 километра" — гласили надписи на украшенных двухцветным сердечком рекламных плакатах. Организаторы настаивали, что это будет не просто марафон, а чуть ли не самый запоминающийся забег в истории Москвы, принять участие в котором просто обязан каждый уважающий себя бегун. Отдельно говорилось о майке и медальке финишера. "Вы до конца жизни будете жалеть, что у вас их нет", — писали вдохновители.

За месяцы, предшествовавшие основной 42-километровой дистанции, в Москве было проведено несколько забегов, где участников также призывали выйти на марафонскую трассу. Мощная рекламная кампания достигла своей цели. О решении бежать 15 сентября в соцсетях отписались как опытные марафонцы, так и те, кто никогда раньше не покорял четыре десятка километров. Все надеялись на что-то грандиозное, выдающееся, ждали настоящего бегового праздника.

И вот воскресенье, утро. С семи часов организаторы перекрыли центр Москвы — набережные, часть Садового кольца, Тверскую, улицу 1905 года и другие. Это невиданное событие для жизни мегаполиса, где люди обычно предпочитают передвигаться на колесах, а не на ногах. Мамочки охали, как же им везти детей в бассейн, блондинки "пролетали" с шопингом, и все возмущенные строчили гневные сообщения на форумах, призывая проводить беговые соревнования ночью и в лесу.

Читайте также: Бюджетный вариант большого спорта

На стартовой линии в "Лужниках" ближе к восьми часам утра выстроились более двух тысяч человек с марафонскими номерами и чуть больше — тех, кто был готов преодолеть только 10 километров. Город был мрачен, но не бегуны. В толпе на фоне предстартовых волнений то здесь, то там пахло согревающими мазями, отпускались шутки и давались последние наставления.

Наконец, прогремел долгожданный выстрел, шустрые рванули вперед, остальные, переговариваясь и настраиваясь на долгий путь, побежали позади. Трасса была тяжелой, с затяжными изматывающими подъемами, от которых забивались мышцы ног и возникало желание остановиться, но бегуны не сдавались, терпели…

Я была одним из участников этого забега. За плечами у меня два марафона, через месяц — третий. Бежать все 42 километра в мои планы не входило из-за проблем с ногой и другим предстоящим соревнованием. Думала ограничиться 30-32 километрами — моя обычная дистанция на воскресных тренировках. Я оказалась среди медленных бегунов — новичков, любителей трусцы и травмированных, которых на марафонах, как правило, большинство.

Именно большинству не повезло с питанием на трассе. Марафон невозможно пробежать без воды и еды. Как правило, участники берут с собой специальные углеводные гели и спортивные напитки. Некоторые вообще бегут налегке, полностью полагаясь на то питание, которые предоставляют на трассе организаторы. На Московском марафоне обещали воду, изотоник (напиток, содержащий набор минеральных элементов) и фрукты. Это входило в стоимость участия в забеге, достигшей в последний предмарафонский день 2000 рублей.

Однако прибегая к очередному пункту питания, участники с удивлением и разочарованием обнаруживали только разбросанные по асфальту шкурки от апельсинов и бананов, сами фрукты были съедены более быстрыми. Волонтеры разводили руками и предлагали изюм, но его почти никто не брал. "Я весь марафон голодала", — написала позже в "Фейсбуке" одна из участниц. Изотоник же оказался настолько сильно разбавленным, что даже по вкусу мало чем отличался от воды.

Но больше удивило отсутствие скорой помощи. На всем 32-километровом пути, что я пробежала, я не встретила ни одной кареты. Примечательно, что за две недели до этого марафона на другом забеге в Москве, где дистанция составляла всего 10 километров, умер молодой участник. Неужели, подумала я, организаторы об этом не знали? Понадеялись на русский "авось", что никто не умрет (а несчастные случаи на марафонах случаются) и никому не потребуется врач? Или тоже сэкономили?

Но главное разочарование бегунов было впереди! И хорошо, что я его испытала в меньшей степени, поскольку к месту финиша добиралась уже на метро. А финиш был в очень волнительном месте — на самом стадионе "Лужники", где в августе бежал величайший спринтер современности Усейн Болт, а Елена Исинбаева едва не установила новый мировой рекорд. Пробежаться на стадионе — мечта каждого любителя бега, а получить медаль за финишной чертой — невообразимое счастье. Но… вот именно этой последней детальки, этого красивого аккорда на марафоне и не было!

Читайте также: Павел Буре: "Случайных побед не бывает"

Первый Московский марафон теперь навсегда будет ассоциироваться с первым марафоном без медалей. Бегунам всучили только карточки на скидку в спортивном магазине и выдали по бутылке воды. Волонтеры снова разводили руками, сказали, что медали будут позже. Отсутствие памятных знаков объяснили задержкой пришедшего из Китая контейнера на таможне. "Китайские медали?" — удивлялись участники-иностранцы. Однако скептики решили, что китайцы здесь ни при чем, какой смысл чеканить награды за бугром?

На проведение марафона были выделены большие деньги, видимо, осевшие в карманах далеких от бега людей. "Это был запланированный праздник, занесенный в так называемый перечень особо значимых спортивных мероприятий. Туда входят события уровня чемпионатов мира и Европы. Было решение мэра Москвы Сергея Собянина, который отдал соответствующее поручение относительно подготовки марафона", — говорил глава столичного департамента физической культуры и спорта Алексей Воробьев.

Основная составляющая бюджета Первого Московского марафона — это деньги Москомспорта, то есть средства налогоплательщиков. И никогда раньше такой бюджет по размерам не выделялся ни одному марафону нашей страны. Я была волонтером в субботу (перед марафоном), то есть бесплатно целый выходной потратила на выдачу номеров участникам забега. Вечером же с удивлением обнаружила, что бесплатно это делала только я, остальным что-то заплатили. Но при этом я единственная разговаривала с бегунами на их языке. Остальные же волонтеры были очень далеки от бега.

Когда организаторы заметили, что меня, как самого активного волонтера, снимает "Москва24", тут же один из организаторов налетел на меня как коршун и попросил не говорить, какая у меня зарплата!!!! "Какая зарплата?!" — поинтересовалась я… Во всем мире люди на марафонах "волонтерят" бесплатно. Мне в итоге даже спасибо не сказали. Да и мне организаторов благодарить не за что. Я отправила письма на все имеющиеся в открытом доступе адреса организаторов, но никто так и не удосужился отозваться!

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

 

Автор Евгения Румянцева
Евгения Румянцева — журналист, спортсменка, марафонец, бывший руководитель службы новостей Правды.Ру *
Обсудить