Планирование возвращается в систему подготовки кадров

Государство пошло в вузы кривой дорогой

Рыночные реформы не только обрушили советскую систему высшего образования, но и привели к тому, что рынок труда оказался забит экономистами и юристами с сомнительными дипломами, а традиционно высокое качество подготовки инженеров осталось в далеком прошлом. Как вернуть государство в вузы? Об этом шла речь на недавнем заседании Правительства РФ.

Дальний Восток и Сибирь, промышленно-инновационные кластеры в Поволжье и Калужской области, авиационно-космические предприятия в Москве и Иркутске — далеко не полный перечень точек экономического роста и качественного обновления, так необходимых российской промышленности. Проблема, однако, в том, что для решения этих задач отечественных инженерных кадров в должном количестве и должного уровня подготовки не хватает.

Один из любимых лозунгов, под которыми либералы гайдаровского розлива громили систему вузов: "Хватит нам инженеров, промышленности столько не нужно, рынок сам определит". Итог — не стало ни инженеров, ни промышленности. Остались только теоретики-либералы, сконцентрировавшиеся в государственном (!) учреждении Высшая школа экономики, которые по-прежнему поют мантры о "невидимой руке рынка".

И стоило только президенту РФ определить приоритеты развития экономики в пользу возрождения отечественной высокотехнологичной промышленности, как выяснилось — кадров, чтобы этот подъем осуществить, нет. Что делать? Государство должно вернуться в высшую школу, планируя и оплачивая подготовку специалистов для конкретных целей. Таков смысл доклада министра образования и науки Дмитрия Ливанова на недавнем заседании правительства.

Читайте также: Бесплатное образование — только по стандарту

Ключевой принцип — объединение усилий, интеграция вузов и предприятий в образовательном процессе. Эта интеграция будет реализована по нескольким направлениям. В частности, предусмотрено, по опыту Советского Союза, создавать кафедры ведущих технических вузов на базе предприятий. Эффект очевиден — подготовка специалистов на "живом" производстве с возможностью мгновенно применять теорию на практике.

Другое направление — сетевые формы взаимодействия вузов и предприятий, при котором будут созданы и реализованы совместные образовательные программы на основе трансляции знаний в практические навыки. Такой успешный опыт уже есть: в частности, предприятия Росатома эффективно взаимодействуют с 15 вузами во главе с Национальным исследовательским ядерным университетом МИФИ. Будет создан подобный консорциум и с Роскосмосом в составе 38 вузов и 16 крупнейших предприятий космической отрасли.

Условия целевого обучения за счет предприятия или госбюджета будут ужесточены: студент, отказавшийся выполнять договор в том или ином виде, должен будет вернуть работодателю затраченные средства, да еще и заплатить штраф в размере до 200 процентов.

По данным статистики, сегодня на производстве остро не хватает технологов, руководителей первичных трудовых коллективов. Организовать их подготовку призваны программы прикладного бакалавариата, по которым будет обучаться около пяти процентов от общего числа студентов в 44 вузах. И эти цифры будут кратно расти в соответствии с запросами промышленности.

А что с подготовкой специалистов за счет госбюджета? Здесь тоже новшества. Государство, в лице минобрнауки, стало осмысленней подходить к формированию контрольных цифр приема (КЦП) на программу высшего профессионального образования. Общий объем КЦП с этого года разделен на федеральную часть, которая распределяется на открытом конкурсе между всеми вузами страны, и региональную — на нее могут претендовать учебные заведения конкретного региона. Учитываются и запросы местных органов власти и объединений работодателей.

После новшеств существенно изменилась структура подготовки специалистов: оказывается, ни менеджеры, ни юристы, ни экономисты особо никому не нужны. А вот по инженерно-техническим специальностям контрольные цифры приема возросли на пять процентов, по естественно-научным — на три процента, по медицинским — на шесть процентов.

При этом количество бесплатных бюджетных мест в 2013 году, сравнительно с предшествующим годом, не изменилось: в вузы будет принято без денег 491 тысяча человек. Примечательно, что количество бюджетников сокращено примерно на пять процентов в Москве и Петербурге, высвободившиеся средства перенаправлены в регионы.

Читайте также: Повторит ли Рогозин подвиг Сноудена?

Бесспорно, без малого полмиллиона специалистов в год с гарантированным высшим образованием весомый, но недостаточный вклад в решение целевых производственных задач. Нехватку госфинансирования намечено компенсировать и с помощью публичного конкурса "Кадры для регионов", цель которого — активизировать образовательную деятельность вузов с целью развивать региональную экономику. Победителям предоставят субсидию в 50 миллионов рублей при условии соответствующего внебюджетного финансирования со стороны предприятий.

О чем свидетельствуют новая программа минобрнауки? Государство начинает избавляться от рыночной стихийности, переходя к зачаткам планирования при подготовке специалистов. Приходит осознание, что без точных расчетов, в том числе и в высшем образовании, построить высокотехнологичные и мощные предприятия — основу современной экономики — не удастся.

Плохо, на мой взгляд, что планирование это, судя по докладу министра Ливанова, организовано достаточно примитивно — путем сбора заявок "снизу", в то время как при современной электронной базе, средствах коммуникации и сбора данных, которые не снились советскому Госплану, существует масса программ и методик, чтобы с высокой точностью определять те или иные потребности и прогнозировать конечный результат.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Юрий Скиданов
Юрий Скиданов — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру
Обсудить