Столицу Норвегии мучают страшные крики

В Осло празднуется 150-летие со дня рождения Эдварда Мунка — художника-экспрессиониста, стоявшего у истоков модернизма ХХ века. Центром празднования стали Национальная галерея и Музей Мунка, где проводится выставка (одна на два музея) классика. Около 220 живописных и около 50 графических работ — в таком объеме Мунк еще никогда не выставлялся.

Первое, что встречает прилетевших в Осло, в аэропорт Гардермуен, это искаженный криком рот, затерянный в красных, желтых и черных изогнутых линиях, принадлежащий маленькому человечку на мосту… знаменитый и ужасный "Крик". Он же не дает покоя многочисленным туристам, гуляющим по набережной, заставляя задуматься о темной стороне жизни, и что еще хуже — и вовсе о смерти. Чувственно откинувшаяся назад "Мадонна", многочисленные автопортреты, танцующая пара с лицами, превращенными почти что в маски — эти и другие шедевры смотрят на туристов из каждой сувенирной лавки, с тарелок, магнитов, маек, чашек, сумок, игрушек… Цены на "Мунк-сувениры", как и на все в Норвегии, заставляют тихо взгдрагивать. Репродукции картин Мунка смотрят на норвежцев буквально везде: в поездах, автобусах, на улицах… Художника, к счастью, настигла слава в конце жизни, но что она будет такой, он вряд ли помышлял.

Ну и, конечно, центром празднования стали Национальная галерея и Музей Мунка, где проводится большая (одна на два музея) выставка норвежского классика. Она разбита на две выставочные площадки (по хронологическому принципу): если в Национальной галерее показаны его ранние работы, когда художник только искал себя (1882-1903), то в Музее Мунка представлены уже его зрелые работы, написанные с 1904 по 1944 годы.

Около 220 живописных и около 50 графических работ — в таком объеме Мунк еще никогда не показывался зрителю. Экспонаты, представленные на выставках, из собственных собраний двух музеев. Однако некоторые картины были привезены из частных и государственных коллекций Норвегии и других стран.

Два раза в день (на протяжении всего лета) картины показывают гиды, проводя экскурсии на норвежском и английском языках, и это тоже подогревает интерес к жизни художника, ведь искусствоведы рассказывают разные любопытные подробности из жизни художника — и про его трагическую любовь, и про психические проблемы…

Но все же сами картины говорят о художнике гораздо больше. Вот молодой художник увлечен французским импрессионизмом — и появляются удивительные светлые пейзажи, показывающие мир чистым и прекрасным. Затем в картины проникают черные краски, и их становится с каждым годом все больше и больше — начинается темная полоса в жизни художника. Нарастающий мистицизм заметен в картинах рубежа веков — здесь буквально чувствуется присутствие потусторонних сил, и холодный свет луны только усиливает эти впечатления.

Читайте также: Мамонтовы: торговцы, меценаты и растратчики

Мунк возвращается к некоторым темам в разные периоды жизни. Цикл "Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти" демонстрируется и в Национальной галерее, и в Музее Мунка, ведь художник начал работу над ним еще в конце 19 века ("Мадонна" и "Крик" тоже относятся к этой большой работе), и потом, вернувшись к нему, работал еще 15 лет, с 1910 по 1935. "Фриз" впервые реконструируется почти полностью, а некоторые полотна из-за ветхости заменены копиями, чтобы сохранить цельность впечатления.

На выставке можно увидеть множество вариантов "Крика" — от почти реалистического человека на мосту до ужасного безликого существа, утонувшего в тягостных красках напряженного заката. "Мадонна" тоже появилась не сразу — и здесь Мунк долго искал нужную форму, играя с образом смерти — черепом внизу картины. Вариации в пейзажах, автопортреты разных периодов его долгой жизни (1863-1944), бесконечные эксперименты с техниками и приемами — все это открывается взору посетителя выставки.

Мунк представлен и как пейзажист, и как портретист, и как певец жизни и как певец смерти… Все эти ипостаси художника детально воспроизводятся кураторами выставки. И всегда чувствуется присущий ему дух новаторства, эксперимента, творческой смелости.

Но какая же современная выставка обойдется без интерактива? Конечно, в Национальной галерее показываются фильмы о художнике, читаются лекции на тему "Мой Мунк" известными деятелями норвежской культуры, ученики Школы музыки и культуры в Осло показывают перформансы под названием "Мунк в движении", вдохновленные его картинами, студенты Норвежского колледжа танца представляют "Танец жизни" (также называется одна из картин Мунка). Так называемая "Открытая студия" дает возможность детям рисовать в обстановке, напоминающей студию самого художника.

Читайте также: "Скромный еврейский художник" Марк Шагал

Фотографии абсолютно всех экспонатов выставки вошли в юбилейный каталог, тексты для которого писали известные искусствоведы. Он переведен на четыре языка — немецкий, английский, французский и итальянский. Осенью пройдут две большие международные конференции в Университете Осло и Национальной галерее. К 2017 году в Осло планируется построить огромное футуристическое здание под музей Мунка.

В заключение отметим, что выставка "Мунк-150" будет работать до 13 октября 2013 года.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

 

 

Автор Елена Юшкова
Елена Юшкова — журналист, культуролог, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить