Уклонисты: "вечно бабье" в русской душе

Размышления бывшего солдата накануне мужского праздника...

Каждый год в канун 23 февраля хочу написать что-нибудь теплое о мальчиках, которые с удовольствием принимают в этот день поздравления, хотя служить в армии никогда не собирались. А заодно и о мамашах, не жалеющих средств на то, чтобы "отмазать" своих чад от службы, представляющейся им кошмаром на улице вязов.

Не так давно уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова заявила, что женщины России могут и готовы проходить службу в армии по призыву. Омбудсмен утверждает, что получает много обращений от девушек, которые хотят служить. В настоящий момент женщины имеют право проходить воинскую службу только по контракту, и в этом Татьяна Москалькова усматривает признаки дискриминации.

На заявление Татьяны Москальковой оперативно отреагировали пользователи социальной сети "ВКонтакте", они провели мини-референдум с вопросом "Нужно ли разрешить женщинам проходить срочную службу в армии?". В опросе приняло участие 795 пользователей сети, большинство из них, а именно 54 процента, ответили на вопрос положительно, при этом (внимание!) среди тех, кто одобряет призыв девушек на срочную службу, большинство составляют мужчины — 53 процента. Есть подозрение, что большинство мужчин, высказавшихся за гендерное равенство в армейском строю, сами от армии "закосили".

Заявление омбудсмена и опрос "ВКонтакте" по времени почти совпал с окончанием прошлогодней летней призывной кампании. Призыв, как всегда, сопровождался всплеском интернет-активности доброхотов, предлагающих услуги желающим избежать призыва. Наберите в поисковике "Яндекс" волшебную фразу "как закосить от армии", и перед вами откроется 21 миллион ссылок, в том числе такая: "Освобождение от армии. Законно! Без риска!" Именно так — "освобождение"… Гигантское число предложений свидетельствует о том, что и спрос на "освобождение" астрономический, в том числе со стороны заботливых матерей призывников.

Год назад дерзнул вступить на "Фейсбуке" в спор с несколькими однокурсницами из этой категории и нарвался на такую реакцию, что почти слышал треск электрических разрядов, которые они источали. А ведь я всего лишь пытался с помощью статистики доказать, что жизнь "на гражданке" в России зачастую несет более серьезные риски, чем служба в армии.

И вот статистика.

Как известно, в горячих точках современные призывники не служат, поэтому все случаи гибели и травматизма среди солдат срочной службы являются небоевыми потерями.

По данным министерства обороны, число конфликтных ситуаций и преступных посягательств в отношении солдат-срочников каждый год снижается на 5-15 процентов. Эти данные трудно подтвердить или опровергнуть, потому что в 2015 году вышел указ о засекречивании армейских потерь в мирное время.

Уверен, что такая секретность не приносит пользы, как минимум, потому, что дает почву для слухов и спекуляций. Не так давно глава комиссии Общественной палаты по проблемам национальной безопасности Александр Каньшин обратился в Главную военную прокуратуру с просьбой вернуться к практике информирования о преступлениях, происшествиях и коррупции в армии, включая данные о небоевых потерях личного состава. Последний раз такие данные были опубликованы на сайте оборонного ведомства в 2008 году — 471 человек. В последующие два года о смертности в армии можно было судить по докладам военного прокурора Сергея Фридинского и генерального прокурора Юрия Чайки: в 2009 году в армии погибло 470 человек, в 2010-м — 478. При этом большинство случаев гибели военнослужащих всех рангов происходит из-за дорожных катастроф и нарушений правил техники безопасности.

Более свежие данные приводит председатель Всероссийского профсоюза военнослужащих Олег Шведков, утверждающий, что количество смертей среди личного состава в последние годы значительно сократилось. "Если раньше, условно говоря, на 800 тысяч приходилось около ста погибших в год, то сейчас на 400-500 тысяч — двадцать. Мы видим реальное уменьшение", — говорит профсоюзный лидер.

А член президентского Совета по правам человека Элла Полякова считает, что министерство обороны сознательно скрывает данные о гибели и травматизме среди солдат-срочников. По ее сведениям, ежегодно в армии погибает до 500 военнослужащих.

Эта цифра почти совпадает с приведенными выше, и она драматически высока. Однако давайте выйдем за ворота воинской части и оценим, насколько безоблачна жизнь россиян "на гражданке".

По абсолютному количеству самоубийств среди граждан призывного возраста наша страна занимает первое место в мире. Такой статистикой поделился руководитель отдела Федерального медицинского центра психиатрии и наркологии имени Сербского Борис Положий. Он отмечает, что количество подростковых суицидов в нашей стране за последние пять лет снизилось почти вдвое, однако Россия по-прежнему занимает одно из первых мест по "частоте" подростковых самоубийств в расчете на 100 тысяч граждан соответствующей возрастной группы. Российские подростки кончают жизнь самоубийством в полтора раза чаще, чем их сверстники в большинстве европейских стран. При этом среди девушек этот горький показатель намного ниже, чем среди юношей 15-19 лет.

Ежегодно в России около 20 тысяч человек погибает в огне пожаров. Это население небольшого города.

В российских школах ежегодно калечат 50 тысяч учеников.

В минувшем году глава Следственного комитета Александр Бастрыкин обнародовал статистику, согласно которой, годом раньше 888 россиян были признаны пострадавшими от врачебных ошибок и халатности, 712 из них расстались с жизнью.

Каждый год в нашей стране отправляется к праотцам около 60 тысяч любителей паленой водки. Сорок тысяч россиян становятся жертвами тяжелых наркотиков — не в армии.

Никто не ведет учет смертей и травм, полученных в российских барах, на дискотеках, в вечерних электричках. Зато уровень смертности на дорогах России заставляет содрогнуться. В нашей стране он в три-четыре раза выше, чем в развитых государствах Европы и Азии. Число жертв автокатастроф доходит до 30 тысяч человек в год, четверть миллиона получают увечья разной степени. (Сравните: десятилетняя война в Афганистане унесла жизни 15 тысяч советских солдат.)

Согласитесь, что такой "человекоповал" напоминает геноцид, однако я почему-то не знаю ни одного случая, чтобы современная российская родительница в приступе чадолюбия разорвала, сожгла или съела водительские права совершеннолетнего чада. Но в армию она скорее пойдет сама, чем отпустит своего отпрыска, ведь там такое творится…

"Такое"… А вам в советском стройбате служить не посчастливилось? Про "королевские войска" в народе говорили: там такие служат, что им даже оружие боятся давать. Скажу больше — нам и вилки в столовой не давали. Едва вступив во взрослую жизнь, мы прошли такую школу гладиаторов, что и спустя десятилетия сладко вспоминать.

Но стройбата давно нет. В современной российской армии солдаты-срочники служат — подумать страшно — 12 месяцев и, как правило, неподалеку от дома. Они ежедневно общаются с родными по телефону и скайпу, не занимаются хозработами и не чистят картошку по ночам. Да и нравы, если верить рассказам соседей, в армии сегодня совсем не те, что запомнились вашему корреспонденту.

Представители Главной военной прокуратуры утверждают, что число уклонистов от службы ежегодно сокращается на 20 процентов. Такая цифра могла бы внушать оптимизм, если бы не некоторые другие.

Ежегодно из российских школ выпускается порядка 750 тысяч человек, вероятно, половина из них юноши.

В ходе осеннего призыва-2017 в армию было призвано 134 тысячи молодых россиян, годом раньше ушли служить 152 тысячи. Где остальные? Неужели все поступили в вузы, дающие отсрочку, стали родителями или родились горбатыми? Имеющиеся данные говорят о том, что в армию сегодня призывается порядка 40 процентов призывников. Меньше половины. Что останавливает всех остальных?

По моим наблюдениям, "закосившие", как правило, росли в неполных семьях либо в таких, где хранительница очага относится к той породе девушек, которых даже кошки во дворе боятся. Но я не психолог и не социолог, факт "закоса" меня интересует только как журналиста. И как журналист, я, кажется, нашел слово, описывающее психотип юноши с признаками самца, но боящегося мужской армейской субкультуры. Это слово — "гермафродит".

Министр обороны Сергей Шойгу утверждает, что со временем вооруженные силы страны станут полностью профессиональными. Этому можно только радоваться, но невозможно не слышать и тех, кто считает, что Россия обречена на смешанную контрактно-призывную армию, это, в частности, военный эксперт "Независимой газеты" Виктор Литовкин, который в беседе на Радио "Свобода" подчеркнул, что "смешанный призыв — контрактный и срочный — существует в 18 странах, которые и входят, и не входят в НАТО, например, в Норвегии, Швеции, Финляндии, Германии, Греции, Турции, на Мальте и на Кипре.

При этом некоторые аналитики напоминают, что протяженность российских границ составляет полтора экватора и что Россия граничит с той частью суши, посланцы которой сегодня разгулялись в Европе так, как когда-то гунны в Древнем Риме. А гунны его уничтожили.

Когда знакомишься с цифрами уклонения от службы в армии, на память приходит очерк Николая Бердяева "О "вечно бабьем" в русской душе". Мне кажется, что причины массового "закоса" коренятся не в политике, не в идеологии, не в недостатке мотивации, а в том, что в силу загадочных обстоятельств на нынешнем историческом витке "вечно бабье" становится доминантой русского национального сознания. А раз так, то ждите гуннов. Природа не терпит пустоты.

Читайте также:

Есть угроза: зачем реорганизуют армию на юге России?

Рейтинг самых сильных армий мира возглавит Россия

 Запад: Армия России сильнее, чем все вместе взятые...

Украину натравливают на Россию

Запад продолжает поражаться мощи российской армии

Автор Станислав Варыханов
Станислав Варыханов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру. *