В Северодвинске в течение четырех лет тайно строятся две пиратские подлодки

Пиратские подлодки ушли "в туман"

Это сообщение прямо-таки содрогнуло прессу, которая пишет об оборонке, и вызвало дружный смех на крупнейшей в России военной верфи "Севмаш". Некоторые небольшие информагентства поторопились перепечатать заметку из "желтой" прессы: мол, в Северодвинске в течение четырех лет тайно строятся две пиратские подлодки. Заказчиком якобы является некая 42-летняя дама. Сенсация, чего уж там!

По сообщению "желтого" первоисточника, субмарины строились на суперсекретной верфи незаконно, без лицензионных документов, сторонней коммерческой фирмой. На "Севмаше", как видно, решили все-таки проверить эту очевидную глупость и выяснить источник возникновения слухов. Оказалось, в качестве "зацепки" к теме падкие на сенсации журналисты взяли… официальный пресс-релиз главного управления МВД России по Северо-Западному федеральному округу!

А гласит пресс-релиз вот что. Действительно, на "Севмаше" проводилась плановая проверка. И выявила она факт незаконного участия в строительстве сторонней коммерческой организации. Как говорится в официальном сообщении, некое ООО "Северная межотраслевая компания "Альтернатива" с марта 2007 года по январь 2009 года по договору подряда выполнила некие работы для "Севмаша".

Читайте также: Оборонный заказ: срывов больше не будет?

Эти работы на секретном объекте вроде бы должны подлежать лицензированию, но "Альтернатива" выполнила заказ без разрешительных документов. Итогом стало уголовное дело по статье "Незаконное предпринимательство с извлечением дохода в особо крупном размере". То есть ООО как бы извлекло дохода на сумму около 12 миллионов.

Вот, собственно, то, вокруг чего развилась буйная фантазия "сенсационных" журналистов. Корреспондент "Правды.Ру" попробовал разобраться в хитросплетениях сценария. И вот что выяснилось из разговора со специалистом управления экономики "Севмаша" (он просил не упоминать свою фамилию в публикации, но говорил довольно откровенно).

Ситуации, когда для выполнения каких-либо работ привлекаются сторонние организации, возникают довольно часто. Практика сложилась еще со времен СССР. Причины привлечения "сторонних" бывают самые разные — недостаток кадров, обученных на какую-то конкретную производственную операцию, экономия собственных средств и так далее. Заметьте — это зачастую дает заводу существенную экономическую выгоду.

И вот тут-то не только "Севмаш", который строит атомные подводные лодки, но и многие другие "государевы заводы" из оборонки попадают в весьма диковинную ситуацию. Законодательство со времен СССР до того изменилось, что в нем вполне могут заплутать самые хитроумные юристы.

Тот же "Севмаш" не раз пытался доказать в суде, что лицензии для субподрядчиков вообще не нужны как таковые, поскольку качество выполняемых работ в итоге контролируется специалистами предприятия. Однако законодательно этот вопрос окончательно не решен, и, по закону для всех организаций, участвующих в выполнении заказов, наличие лицензии как бы обязательно. Вот правоохранители периодически и открывают уголовные дела против подрядчиков, выполняющих различные работы по заказу завода.

Открывают дела не столько из-за того, что хотят поймать "расхитителей капиталистической собственности", а потому, что не хотят "подставиться" сами — ведь если де-юре закон нарушен, надо на нарушение-то реагировать де-факто. Всем все понятно, и, похоже, такое положение дел всех устраивает — и сам завод, и силовиков, и даже уголовно преследуемых субподрядчиков.

Читайте также: От крейсера "отпилили" сотни миллионов

Но это точка зрения представителя завода, а вот что думают правоохранители? На мой звонок в региональную прокуратуру на том конце проводасначала помолчали, потом предложили оформить официальный запрос на интересующую тему. Но когда я изложил сотруднику прокуратуры точку зрения заводчанина, тот облегченно вздохнул: ну что ж, каждый имеет право на свое мнение. Пишите что угодно, только фамилию мою в публикации не упоминайте. Мол, наше дело — следить за исполнением законов, вот мы регулярно и следим. Я так понял, что прокурору точка зрения заводчанина вполне импонирует. Ну что ж…

Аналогичный с вышеописанным случай архангельское управление ФСБ расследовало весной 2011 года. О нем тогда подробно писали все местные СМИ. Некая фирма ООО "Реновация и кораблестроение" ("РиК") выступила подрядчиком при переоборудовании с модернизацией авианосца "Викрамадитья" (бывший советский тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Горшков"), который приобрела для своего флота республика Индия.

Дотошные следователи установили, что ООО "РиК" в период с июля 2007 года по август 2009 года, не имея лицензии на ремонт вооружения и военной техники, на основании договора подряда с тем же "Севмашем" выполняло на авианосце корпусные и монтажные работы, получив за это доход в сумме 12,579 миллионов рублей. Прошедший летом суд признал гендиректора этой компании виновным по статье "Незаконное предпринимательство с извлечением дохода в особо крупном размере". "РиК" и его владелец, получив 12 миллионов, были оштрафованы на 100 тысяч рублей. И все довольны!

А вот откуда взялась в вышеупомянутой исходной заметке в "желтой" газете таинственная 42-летняя женщина? Она также фигурирует в официальном пресс-релизе одного из силовых ведомств: "Следственные органы Главного управления МВД по Северо-Западному федеральному округу возбудили уголовное дело по факту незаконного предпринимательства в отношении 42-летней женщины, возглавляющей коммерческую фирму. Она подозревается в том, что в период с марта 2007 года по январь 2009 года ее фирма занималась монтажно-сборочными работами на предприятии "Севмаш". Не имея на то лицензии, компания участвовала в сборке подводных лодок. Общая сумма незаконного дохода составила почти 12 миллионов рублей".

Естественно, ее оштрафовали. И опять довольны все: завод получил выполненную высококвалифицированную работу, силовики как бы разоблачили незаконного предпринимателя, а этот самый предприниматель, заплатив по суду полагающийся в таких случаях небольшой по сравнению с суммой работ штраф, остался при своих…

Читайте также: "Генералов оборонки" ударят об заклад

Где выход? Вышеупомянутый экономист с "Севмаша" однозначен во мнении: законодательные акты, имеющие отношение к оборонке, нуждается в корректировке, причем довольно серьезной. Предприятие иногда несет убытки даже из-за действующей ныне системы тендеров и аукционов. Судите сами. Вот вам ситуация. Завод вынужден объявлять тендер на закупки оборудования на крупные суммы.

И вдруг заявляется на тендер организация, о которой никто никогда и не слышал, предлагает более выгодные условия — и, естественно, совершенно законно выигрывает! А старые, проверенные партнеры, поставляющие качественное оборудование, что называется, "сосут лапу". И вдруг к ним приходит представитель оформленной по всем правилам фирмы-однодневки и предлагает: нанимаю вас как поставщика! Мне за это нужно "отстегнуть" столько-то… И причем все это законно!

В общем-то, о подобных хитроумных схемах известно не только в оборонке. Есть они и в ЖКХ, и в дорожном строительстве, и в системе муниципальных заказов — да, в общем-то, где угодно. Схема не то чтобы черная, но какая-то серая. Ну, вот и до оборонки добрались…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить