Летные законы написаны кровью

Трагедия с российским бортом A321 вновь поставила вопрос о безопасности на авиационном транспорте. Уже известно, что причиной катастрофы стал теракт на борту, но проблем в авиаотрасли это не отменяет. О безопасности в небе, противоречиях между пилотами и руководством авиакомпаний в эфире Pravda.Ru рассказывает заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.

Кто отвечает за авиабезопасность

- Авиационный транспорт — самый безопасный, но и на нем, к сожалению, случаются трагедии.

- К сожалению, статистика говорит, что львиная доля летных происшествий, авиакатастроф происходит из-за человеческого фактора.

Сюда входят неоправданный риск, нарушения и просто игнорирование летных правил. Или необученность. Или неэффективность государственных органов регулирования, которые не готовят соответствующих федеральных авиационных правил своевременно и не контролируют их выполнение. Все это сходится на одном человеке — на пилоте. Именно его обвиняют в катастрофе.

И кстати, это очень нравится нашим комиссиям — обвинить пилота, и все. Это очень удобная штука. Пилот виноват, он погиб, и не надо искать дальше. Не надо смотреть, как командир летного отряда, руководство авиакомпании, государственная служба, которая стоит над ними, выполняла свои обязанности. Как конструкторы и все остальные выполняли свою работу… Не они ли довели пилота до этого? К сожалению, у нас это слабое место.

Я не выдвигаю это как оправдание и не считаю это оправданием. Но лично меня и большинство моих коллег не заставишь и не испугаешь никаким генеральным директором, кем бы он там ни был. Каждый командир корабля должен быть таким камнем. Если генеральный директор, по образованию финансист, а не инженер или пилот, говорит чушь, значит, эту чушь надо игнорировать.

Если скажет, что уволит — увольняй. Но ты должен идти в государственный орган и сказать, что меня генеральный директор увольняет за то, что он заставлял меня нарушать документы, а я не пошел на это указание. Все.

Этого генерального директора вышвыривают из отрасли, а летчику объявляют благодарность. Пилоты не имеют права бояться эту вшивоту без авиационного образования, которая иногда руководит авиакомпанией и заставляет делать то, что запрещено летными законами. Авторитет для нас — летные законы. Они написаны кровью.

Я хорошо знаю случай с гибелью президента Польши в авиакатастрофе. Польша писала, что не доверяет комиссии, минтрансу, она не доверяет этому, тому и сему. Мне пришлось давать интервью "Би-Би-Си", "Евроньюс" и многим другим. Вопросы все очень сложные были, заковыристые, чтобы я сознался, что Россия в этом виновата. Но я разбил их в пух и прах, притом без всяких вспышек, спокойно и профессионально.

Мне на следующее утро позвонили из Варшавы и сказали спасибо за то, что я успокоил общественное мнение, без всякого политеса разложил профессионально, почему произошла авиакатастрофа. Там был сплошные нарушения.

И второе поляки говорят: ты первый в истории человек, который одним движением мизинца и не выезжая из Москвы снял с должности нашего министра обороны. Я посчитал это шуткой, но оказалось, что министр обороны подал в отставку. Потом мне телевизионщики сказали, что он подал в отставку, когда услышал мое интервью, где я сказал, что виновник тот, к кому приписан этот борт и экипаж, который обязан заниматься этим бортом, тренировкой, подготовкой и контролем. Это же правительственный экипаж, он был приписан к министерству обороны.

Качинский, который решил командовать авиационными законами, погиб. Наши губернаторы, которые решили на вертолетах командовать авиационными законами, все погибли. Вот так природа расправляется. Она убивает тех людей, кто не выполняет авиационные законы. Все обязаны подчиняться командиру корабля. Главный на борту — не президент, царь или папа римский, а командир корабля.

Россия обречена быть великой авиационной державой

- Вы все-таки оптимист или пессимист в отношении будущего российской гражданской авиации?

- Россия по своей площади, по необходимым связям обречена быть великой авиационной державой. Если она такой не станет, она не будет Россией. Об этом надо думать нашим руководящим органам. Тогда все у нас будет. Все у нас возможно восстановить. Претендовать на полное обеспечение всеми видами самолетов — абсурд, потому что за 25 лет мы отстали. Мы не можем этого сделать объективно. Заводы разрушены, люди разбежались и так далее. Но часть сектора какого-то авиационного производства и самолетов мы обязаны взять на себя, в том числе малые самолеты для средних линий и для межгубернских перевозок.

Со временем постепенно можно вылезать и на крупную технику. Если сейчас будет политическая воля, мы самолеты, критикуемые председателем правительства, и поэтому поставленные в железный ряд гнить у заборов, можем воспроизвести. Мы еще можем с последней плиты взлететь. Мы их можем восстановить. Это прекрасные самолеты.

Ил-86 — великолепный самолет, не имеющий ни одной катастрофы. Нет таких типов крупных самолетов в мире, который бы не имел ни одной авиакатастрофы. Только Ил-86 не имеет.

Почему его остановили, не продолжили модернизацию? Конечно, время идет. Там двигатель нужно модернизировать, авионику и так далее. Все это — решаемые вопросы. Необходима только политическая воля, принятие государственной программы. Нужно, чтобы все эти вопросы возглавляли компетентные люди.

Надо убрать из строительства авиации и гражданской авиации "эффективных" менеджеров с непонятным не инженерным образованием. И все у нас опять будет.

Также по теме: 

Авиабезопасность России слегка обветшала

Гражданская авиация: сколько можно падать?

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовала

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить