Хакеры показали, как смартфон с приложением блокирует автопилот самолета

Хакеры в погонах блокировали автопилот

Если спросить обыкновенного гражданина, какой транспорт наиболее опасен, большинство, наверняка, ответят — самолет. И будут неправы — о чем свидетельствует бесстрастная статистика. Самый опасный вид средств передвижения — это автомобиль. В ДТП ежегодно гибнет больше 1,2 миллиона человек. Больше в несколько раз, чем во всех локальных конфликтах.

А еще от 20 до 50 миллионов после полученных в ДТП травм становятся инвалидами. Что, вообще, сравнимо уже с итогами не то, что локальных — но даже и мировых войн.

А самолеты, оказывается — не только самый быстрый, но и относительно самый безопасный способ добраться из одного пункта на географической карте в другой. За год терпят крушение от 3 до 10 крылатых машин, причем, далеко не все из них пассажирские лайнеры. Есть и транспортники, и истребители ВВС разных стран. А общее количество жертв не превышает в худшем случае тысячи человек. Хотя, конечно, бывают и исключения — как, например, в памятное утро 11 сентября 2001 года, когда направленные террористами на башни -близнецы в Нью-Йорке гражданские самолеты унесли с собой не только жизни пассажиров, но и тех, кто был погребен под завалами разрушенных зданий.

Таким образом, можно в определенной степени сказать: Авиация — самый безопасный вид транспорта, но одновременно и потенциально самый опасный, если только самолет окажется в руках преступников. Поэтому в аэропортах всех стран и предпринимаются чрезвычайные меры безопасности. Даже цитадель демократии США обыскивает своих авиапассажиров порой так, как раньше американская пропаганда рисовала разве что в практике тоталитарных режимов и врагов этой самой демократии.

В России, до раздевания пассажиров, купивших авиабилет (за исключением, разве что, подозреваемых в провозке оружия и наркотиков, в специальных помещениях) слава Богу, пока не дошло. Как и до попутного нарушения конфиденциальной информации путем заглядывания в ноутбуки, флешки, и другие цифровые носители данных.

Тем не менее, специальные службы зорко следят за ситуацией — чтобы она в один не очень прекрасный момент не завершилась трагедией, подобной той, что произошла в Нью-Йорке. Так, недавно сотрудники ФСБ провели настоящие боевые учения в камчатском аэропорту Авачинский. Естественно, в ходе проверки они не козыряли ни своими удостоверениями, ни мундирами — ведя себя, как обычные посторонние лица. Тем не менее, контрразведчикам без особого труда, не применяя ни спецприемов, ни стрельбы холостыми, удалось проникнуть в контролируемую зону аэропорта — и пронести с собой муляжи взрывных устройств. Которыми спустя несколько минут были "заминированы" три вертолета МИ-8 и склады горюче-смазочных материалов. Понятное дело, что если бы на их месте были настоящие террористы — техника камчатских авиаторов рисковала заполнить собой "годовой лимит" на авиакатастрофы в масштабах всего мира.

К счастью, это были всего лишь учения. Правда, совсем без пострадавших не обошлось — по итогам проверки к дисциплинарной ответственности были привлечены сотрудники, отвечавшие за безопасность аэропорта. Впрочем, буквально несколько дней спустя выяснилось, что для камчатских авиаторов могут представлять угрозу не только гипотетические террористы — но и работники наземных служб. Во всяком случае, именно так можно охарактеризовать происшествие, случившееся в уже других воздушных воротах Камчатки — в столице полуострова, Петропавловске-Камчатском. Двигаясь вдоль перрона аэровокзала, автомобильный подъемный кран задел крыло стоящего рядом самолета АН-26 — и нанес ему серьезные повреждения. Просто поневоле приходит в голову ироничная молитва: Спаси нас, Господи, от таких друзей — а с врагами мы и сами, как-нибудь, справимся.

Увы, научно-техническая революция не оставила равнодушными к своим достижениям и преступно настроенных граждан. В том числе и тех из них, кто специализируется на воздушном терроризме. Пока, правда, изобретение принадлежит, так сказать, не волкам, а волкодавам — хакерам, находящимся на службе у официальных структур, а потому носящих гордое звание-эксперт по информационной безопасности.

Читайте также: Беспилотник-бабочка и беспилотник-колибри

Так вот, по сообщению The Huffington Post, один из таких экспертов немецкой компании N. Runs Хьюго Тесо показал аудитории способ дистанционного управления самолетом с помощью Android-приложения. Для использования которого, кроме самого смартфона, ценой в сто долларов, необходимо дополнительное оборудование ценой до пятисот долларов — и доспупное для приобретения даже на интернет-аукционах, вроде радиопередатчика.

Суть ноу-хау немецкого изобретателя в том, чтобы перехватить сигналы, управляющие автопилотом воздушного судна наземными диспетчерскими службами — ведь в большинстве случаев они никак не шифруются. В принципе, технология не столь фатальна, как кажется вначале — контроль над крылатой машиной потенциальный злоумышленник может сохранить лишь до тех пор, пока ее ведет автопилот. Который пилоты могут отключить в любой момент — взяв управление на себя.

Правда, для этого им еще нужно догадаться проявить такую инициативу — ведь в современной гражданской авиации летчик, в основном, самостоятельно управляет воздушным судном лишь во время взлета-посадки и в ходе внештатных ситуаций — остальное время полет доверяется автоматике. И, потом, любая технология поддается усовершенствованию — как знать, вдруг другой хакер, который не состоит на службе у легальной фирмы, зато не прочь поиграть в террориста, найдет способ блокировать отключение автопилота — получив уже полный контроль над самолетом. Ну, а куда направить его дальше — просто кружить над аэропортом в ожидании перечисления выкупа на секретные счета злоумышленника — или сразу в качестве летающей бомбы на тот или иной объект — уже дело хакерской фантазии.

Утешает лишь одно — демонстрация даже принципиальной возможности таких опасных злоупотреблений неминуемо приведет к разработке мер противодействия. От шифрования радиообмена с земли с бортами — до появления тупо-механической, зато не зависящей от электроники кнопки выключения автопилота экипажем лайнера, с перехватом управления на ручное.

Как бы там ни было — но пока, несмотря на все ухищрения преступников, авиация так и остается самым безопасным видом передвижения. Что лишний раз доказывает — охрана покоя пассажиров крылатых машин находится в надежных руках.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить