Подводников выручает "подводный" юмор

19 марта в России отмечается День моряка-подводника. Вообще, история подводного флота началась еще в конце XIX века, когда в 1880 году по чертежам Степана Джевецкого были построены подводные корабли, которые управлялись гребцами. А 19 марта 1906 года в так называемый классификатор судов военного флота была включена новая строка — подводные лодки.

Тогда в классификацию флота был включен совершенно новый класс боевых кораблей — подводные лодки. В состав императорского флота были включены 20 субмарин: "Дельфин", "Форель", а также построенные к тому времени субмарины типов "Касатка", "Сом" и "Осетр". Первая из них, "Дельфин", была построена на Балтийском заводе в 1904 году.

9 апреля того же года царским указом был учрежден Учебный отряд подводного плавания при порте Императора Александра III в Либаве (ныне город Лиепая в Латвии). Это было первое узаконенное подводницкое соединение в русском флоте. Ну, а самая первая бригада подводных лодок была сформирована в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалась там же, в Либаве. Бригада включала в себя 11 подводных лодок, плавучие базы "Европа" и "Хабаровск".

После военного переворота 1917 года этот профессиональный праздник отмечать перестали, но почти восемь десятилетий спустя праздник был возрожден. 15 июля 1996 года Главнокомандующий ВМФ России адмирал Феликс Громов подписал приказ, в котором предписывалось отмечать День моряка-подводника ежегодно, 19 марта.

В Первую мировую войну в 1914-1918 годах подводные лодки широко применялись для борьбы на морских коммуникациях. После революции подводный флот в связи с общей разрухой в стране был как бы забыт. Но как только отечественная промышленность хоть немного возродилась, строительство боевых субмарин продолжилось. За период с 1930 по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок.

А уже к 1961 году российский флот имел девять атомных лодок — четыре ракетных и пять торпедных. А всего Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов и, с учетом царской России, свыше 1000 дизельных подводных кораблей.

Длительные походы под водой, связанные с пребыванием в ограниченном пространстве подводной лодки, невероятно тяжелая служба по обеспечению стратегической безопасности страны — все это позволяет считать моряков-подводников элитой российского флота. Кстати, очень часто сами подводники говорят, что служить им в особых, неимоверно трудных условиях помогает не что-нибудь, а особенное чувство юмора. "Любовь к морю прививается трудностями службы на берегу!" — шутят моряки.

Читайте также: Последний герой легендарной субмарины

Ну, а трудности без юмора не пережить никак. И в подводницкой среде существует огромное количество самых разных баек, легенд и былей, без которых сейчас, наверное, прожить на флоте и невозможно. Вот какую интересную историю рассказал "Правде.Ру" в канун Дня моряка-подводника капитан I ранга в отставке, бывший командир атомной подлодки класса "Акула" (по классификации НАТО — "Тайфун"), а ныне журналист Александр Шауров.

Пришел минер-лейтенант на торпедную подлодку. Изучил матчасть, трубы-торпеды, возгордился. Но на торпедных лодках минер отвечает еще и за стрелковое оружие, то бишь автоматы-пистолеты в корабельном арсенале. А тут по армии и флоту катится волна всяких происшествий с тем, что бабахает. То есть как бы мода на неосторожное обращение с оружием с различными самопальными вариациями.

Как водится, за ней пошел ураган указивок: "Наказать, устранить, не допускать, доложить об исполнении!" Минер выяснил-устранил-доложил. Прошло несколько дней, а на душе у лейтенанта все как-то не спокойно. Да и новая "телега" об очередном "пистолетном" ЧП с трагическим исходом. Минер для начала присобачил к каждому пистолету и автомату инструкцию на дощечке. То есть не открутив от оружия инструкцию, из него просто не бабахнуть. Не поняло начальство, снять заставило.

А минеру все не спится — корабельные пистолеты-то на нем "висят", а ну как что… Старлея не получит, знамо дело. Горестные думы заставили работать минера головой, а это, как на флоте говорят, вообще опасно. И тут где-то услышал лейтенант, что если патроны сварить особым образом, то выстрела не будет, а по внешнему виду их от "стреляющих" и не отличить! Сварил, проверил. Не бабахает. Но… А вдруг какой нарушитель со своими личными патронами придет и бабахать начнет, безобразия нарушать и ЧП учинять? Все равно ему, минеру, ответственному за оружие, век старлея не видать. А ведь уже дырочку для третьей звездочки проколол…

И тут не организационное, а техническое решение пришло в его распухшую гуманитарную голову. Взял минер и изъял из оружия все бойки. Спрятал. То есть хоть что в пистолет пихай — все равно не бабахнет! И уехал в отпуск, довольный. А тут как назло у экипажа стрельбы. Из отпуска минера вызвали. Разборки, чекисты…

Но злого умысла не нашли — минер же, простительно. Бойки вернули на место. А старлея он все-таки дождался. Года через четыре… Интересно, что рассказывал мне эту историю "за рюмкой чая", от души угорая над молодым минером, старый кап-два. Вошла жена: "Ой, Митя, поранилась ножиком, колбаску вам нарезая!" Моего собеседника надо было видеть: "А ну ставь кастрюлю! Cейчас мы этот опасный ножичек обезопасим. Сварим вкрутую. Метод проверенный!".

19 марта отмечают профессиональный праздник не только военные моряки, но и создатели подводных судов — проектировщики, ремонтники, судостроители. Надо сказать, российские корабелы народ не менее ироничный, чем военные моряки-подводники. И у них есть свои заветные жизнерадостные истории.

Вот какую рассказал корреспонденту "Правды.Ру" в канун профессионального праздника Владимир Журавлев, ветеран крупнейшей в Европе военной верфи Севмаш, где строятся наши атомные субмарины. Более 20 лет он был членом сдаточной команды строящихся атомоходов — то есть заводского подразделения, специалисты которого выходят в море на испытания "заказов" вместе с военными моряками.

Итак, идут заводские ходовые испытания только что построенной атомной подлодки. Трое суток, как Северодвинск, где она строилась, остался за горизонтом. Лодка бороздит испытательный полигон Белого моря уже в подводном положении. Народу на борту человек четыреста — экипаж, сдаточники с верфи Севмаш, наука, военпреды, штабисты. Питание в столовой и кают-компании в шесть смен, каюты и проходы в отсеках забиты под завязку.

Кок, пришедший на лодку пару лет назад с береговой базы (для льготной выслуги) и только недавно переделанный из прапорщиков-краснопогонников в мичманы, заходит в центральный пост, спрашивает у командира: "Тащ к-р, добро наверх курнуть? Трое суток от котлов не отходил…" И резво отдраивает нижний рубочный люк. Его стаскивают за ноги с трапа уже у люка верхнего. Командир экс-прапора не наказывает: готовит уж больно вкусно и ворует немного.

Читайте также: Борьба подлодок за сверхсекретную антенну

Ехидный замполит периодически забредает в центральный, тыкает тумблер "Каштана" с биркой "Амбулатория" и мощно рявкает: "Доктор, хватит спать!" И тут же, довольный донельзя, удаляется в свою каюту. Естественно, вздремнуть. Так же регулярно, аккурат когда зам засыпает, в центральном возникает док и просит кого-нибудь позвонить в политруковскую каюту: мол, к береговому телефону начпо (начальник политотдела) базы вызывает.

Зам прибегает вечно взъерошенный, испуганный и мямлит: "Ой, сейчас точно вздрючат за боевые листки (конспекты первоисточников, планы соцсоревнований)". Поняв шутку, веселится и уходит обратно спать, чтобы ровно через час (как Штирлиц) на автомате проснуться и потревожить сон доктора. Процедура "док-зам" повторяется до бесконечности (под водой повторение — мачеха учения). Каждый раз градус оптимизма в центральном повышается.

Глядя на военных, решают повеселиться и заводчане. По общекорабельной связи звучит команда: "Наладчику такому-то прибыть в центральный пост к береговому телефону". Наладчик (у которого жена должна со дня на день родить) прибегает, хватает трубку и слышит: "Это главврач роддома, поздравляю, у вас тройня, все девочки!" Бедный парень, у которого две девки уже есть (парня хотел!), чуть не плачет.

И понуро бредет к сдаточному механику просить шила (то есть спирта) на протирку материальной части. С горя. Когда же ему объясняют, что над ним просто подшутили, "протирает" уже с великой радости… Даже не упомнится, на каком подводном "пароходе" это было. Наверное, на каждом что-нибудь такое происходит.

Замечено: чем меньше надутых щек и гонористых фигур на сдаточной АПЛ, тем лучше ходовые испытания проходят. Пожелаем того же и построенным на "Севмаше" новым российским подлодкам. Чтоб без надутых щек и с юмором!

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Уфолог разгадал план КНДР — взорвать США через вулкан
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
Будапешт жестко потребовал автономии для венгров на Украине
Сестры из США, предсказавшие 11 сентября, дали прогноз на 2018 год
Коммунисты пообещали Путину страшную судьбу Каддафи
Как воевать с "Черными дроздами"
Будапешт жестко потребовал автономии для венгров на Украине
В Испании не видят повода для проблем с Москвой после нападок на Россию
Будапешт жестко потребовал автономии для венгров на Украине
В Испании не видят повода для проблем с Москвой после нападок на Россию
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
Сестры из США, предсказавшие 11 сентября, дали прогноз на 2018 год
Разведка США начала расследование по Путину
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
Кредиту рад. Полезные советы
Минобороны РФ уволит со службы толстых военных
Коммунисты пообещали Путину страшную судьбу Каддафи
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?