Гражданская авиация: сколько можно падать?

У любой катастрофы не одна причина. Когда сразу совпадают несколько факторов, будь то плохие погодные условия, недостаточная квалификация пилота или техническая неисправность, трагедии не избежать. Но, к каким бы выводам в конечном итоге не пришли специалисты, остается главный вопрос: что и где надо подправить, чтобы самолеты не падали?

Гибель пассажирского авиалайнера в аэропорту Казани оказалась не только поводом для искренней скорби по погибшим. Это еще и предмет серьезного разговора об отечественной гражданской авиации… Сначала следствие рассматривало все возможные версии авиакатастрофы: климатические условия, ошибка пилотирования, качество топлива и теракт. Сейчас число версий уменьшилось до двух: ошибка летчиков и возможная техническая неисправность лайнера. Возбуждено уголовное дело.

Уже весь мир знает, что накануне в Казани при попытке посадки разбился летевший из Москвы лайнер "Боинг-737" авиакомпании "Татарстан". Страшная трагедия унесла жизни 50 человек, 44 пассажиров и шестерых членов экипажа. Не спасся никто. При крушении самолета погибли, в частности, сын президента Татарстана и глава республиканского управления ФСБ.

Для родственников погибших в этой авиакатастрофе открыты горячие линии МЧС 8 800 775 17 17 и +7 843 2274650, по ним всем нуждающиеся могут получить психологическую и информационную помощь. Открыт специальный счет для сбора средств в помощь родственникам погибших при крушении самолета.

Аэропорт Казань закрыт. Вылет рейсов отложен пока как минимум до 16 часов понедельника, прибывающие рейсы направляются на запасные аэродромы или задерживаются в пунктах вылета. 18 ноября объявлен Днем траура в Татарстане.

На сайте МЧС опубликован список погибших россиян. В посольстве Великобритании подтвердили гибель гражданки этой страны в авиакатастрофе в Казани, но пока не могут уточнить ее имя. Пресс-служба аэропорта Казани сообщает, что воздушная гавань будет закрыта как минимум до 16 часов по московскому времени. Уже обнаружено местонахождение "черных ящиков" с разбившегося в Казани "Боинга".

Техническая комиссия Международного авиационного комитета по расследованию причин казанской авиакатастрофы приступила к работе на месте трагедии. "Росавиация" уже начала проверку организации летной работы в авиакомпании "Татарстан". Также специалисты ведомства войдут в состав комиссии, созданной МАК для расследования причин авиакатастрофы в Казани.

В СМИ сообщается, что столичные власти выплатят компенсации семьям погибших в авиакатастрофе в Казани, единовременная сумма выплат пока обозначена суммой в один миллион рублей.

Предстоятель Русской православной церкви патриарх Кирилл дал такую телеграмму в адрес президента Татарстана, потерявшего собственного сына: "Скорбь всегда легче переносить вместе. Уверен, что Вы не только с достоинством выдержите постигшее Вас тяжкое испытание, но и окажете всевозможную поддержку семьям погибших".

Безусловно, про конкретные причины трагедии можно будет говорить лишь по окончании специального расследования. Но вот кое о чем, кроме самого факта катастрофы, мы просто обязаны начать говорить уже сейчас. "Правда.Ру" не раз обращалась к теме безопасности гражданской авиации не только в России, но и в других странах.

Но вот все дело в том, наша авиационная "история", пожалуй, самая "красноречивая". Не будем перечислять все катастрофы двух последних российских десятилетий (про СССР — история отдельная). Не будем также упоминать и количество погибших в них, дабы лишний раз не тревожить их память. Все это в изобилии есть в сети. Попробуем "зрить в корень".

В чем причины ахового(есть ли еще такие, кто с этим не согласен?) состояния нашей пассажирской авиации вообще? Где искать корень бед? Тут все без исключения эксперты опрошенные "Правдой.Ру", сходятся в одном: одна из главнейших причин именно российских авиакатастроф — это пробелы в профессиональной подготовке личного состава экипажей, которая во времена "новой России" вошла в некий штопор.

"Увы, нашу авиацию почти развалили, и это надо признать. Коммерческий интерес стал преобладать над инстинктом сохранения. Надо начать с восстановления Министерства гражданской авиации, которое бы взяло на себя создание документов, подбор кадров, их расстановку, — поделился своим мнением по этому поводу в телефонной беседе с корреспондентом "Правды.Ру" Заслуженный летчик гражданской авиации РФ Николай Лужин, который несколько десятилетий пилотировал авиалайнеры исключительно на дальних маршрутах. — Несколько лет назад министерским приказом было отменено единое специализированное "Наставление по производству полетов" — документ, который, без преувеличения, был написан кровью. Это был основной документ, по которому работала вся гражданская авиация. В итоге все авиакомпании стали работать кто во что горазд. Даже если мы начнем сейчас что-либо восстанавливать, мы достигнем результата советских времен только через 40 лет.

Состояние отрасли нынче — это как бы самолет, который находится в крене. Если будет нормальный командир, то мы вырулим. В этой сфере руководители должны быть профессионалами, с авиационным образованием. Но пришли дилетанты, и пошли проблемы. У некоторых руководителей, которые сейчас управляют нашими авиакомпаниями, какое угодно образование, только не авиационное, — сельскохозяйственное, финансовое. Это топ-менеджеры, которые не понимают, что такое летный или инженерный состав, как готовится самолет к полету, как обслуживается, зато хорошо разбираются в денежных потоках".

А вот мнение Заслуженного военного летчика СССР, Героя России, генерала армии в отставке Петра Дейнекина, которым он поделился с читателями в интервью главному редактору "Правды.Ру" Инне Новиковой:

— Увы, сейчас положение дел таково, что руководители некоторых авиационных компаний выступают с предложением нанимать на работу в качестве пилотов иностранных граждан. В свое время мы сами создали себе дефицит кадров, а теперь пытаемся в погоне за прибылью его компенсировать за счет найма граждан других государств, которых придется приучать к российскому небу. При этом мы забываем о том, что у нас тысячи мальчишек мечтают о небе.

Сейчас конкурс в летные училища — один к восьми, это достаточно высокий конкурс, поверьте. Здесь свою роль сыграло и то, что пилот — сейчас достаточно высокооплачиваемая профессия. Капитаны воздушных судов получают сейчас где-то более 300 тысяч. Но, поверьте мне, это заслуженные деньги. Пилот испытывает за штурвалом страшное психологическое напряжение, ведь у него за спиной находятся сотни пассажиров. И есть моменты, которые стоят нескольких лет жизни.

Но тут важна именно летная подготовка. На самом деле если человек не получил хорошую школу летной подготовки и не понимает, чем занимается, он не справится. Гражданский пилот также ценится тем, что он умеет летать в сложных погодных условиях.

Летчиков отбирают, в том числе и по тесту на психологическую устойчивость. По своим психофизиологическим данным только один из шести совершенно здоровых молодых людей может стать пилотом. В этой профессии нельзя быть трусом, нужно уметь принимать верные решения, брать на себя ответственность. Всегда нужно оценивать ситуацию таким образом, чтобы не загнать ни себя, ни воздушный корабль, ни пассажиров в какую-то ситуацию, из которой уже нет выхода.

И в профессии летчика есть еще один важный момент. Нужно быть личностью. В наше время этого как раз не хватает. И капитаны воздушных судов, и капитаны наших сухогрузов и танкеров перестали быть личностями. Это большая проблема. Если взять, например, случай с президентом Польши, когда самолет заходил на посадку под Смоленском, то пилоту было дано предупреждение о том, что аэропорт закрыт туманом и нужно лететь на запасной аэродром. Но поскольку над капитаном воздушного судна висел дамоклов меч увольнения, он побоялся принять в этой ситуации единственно верное решение. Какие у этого были последствия, мы все помним.

Поэтому очень важно, чтобы человек не только умел пилотировать машину, но и умел владеть собой. И это достигается только воспитанием человека как личности, которое у нас, к сожалению, за последнее время утеряно. Но будем надеяться, что все изменится к лучшему".

Мнение Заслуженного летчика гражданской авиации РФ, кандидата технических наук, доцента кафедры авиационных энергетических установок Николая Лаптева, пожалуй, почти совпадает с вышеизложенными. Вот что он сказал в телефонной беседе с корреспондентом нашего издания:

"Чтобы дать квалификационный комментарий этому случаю, нужно, конечно, сначала дождаться результатов официального расследования. Сейчас мы просто не знаем многих технических аспектов инцидента и полагаемся пока только на сообщения СМИ. Но какие-то общие рассуждения на эту тему, считаю, вполне возможны.

Вспомните аварию, которая произошла в 2011 году: ЯК-42 с целой командой замечательных спортсменов и их тренеров рухнул возле аэродрома под Ярославлем. Сколько версий гибели самолета выдвигалось после аварии? Тысячи! Но официальное расследование поставило все на свои места — ошибка пилотов… Сейчас приняты к расследованию две версии катастрофы в Казани: ошибка пилотирования и некий отказ технический.

Так вот: любая техническая неисправность — это в первую очередь недосмотр работников, которые готовят самолет к вылету, заправляют его, осматривают и тестируют двигатели, заряжают аккумуляторы бортового электропитания и так далее! И я бы говорил не только о качестве подготовки только пилотов, а о профессионализме всех без исключения аэродромных служб всех без исключения российских аэропортов! Да и состояние нашего отечественного самолетного парка давно уже критическое…".

Ну и в заключение — даже не для успокоения читателей, а справедливости ради. Авиационный транспорт в России, при всех его несомненных огрехах, считается все-таки самым безопасным. Даже безопаснее железнодорожного, а тем паче автомобильного — у нас в год на дорогах в ДТП гибнет до 30 тысяч человек. Но вот останется ли он таковым при нынешней системе подготовки и контроля летных кадров и аэродромных служб, да и при таком "раздолбанном" состоянии самолетов — большой вопрос…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!


Авиакатастрофа в Казани: 50 погибших

С вами вновь "Вести из будущего". Мы предупреждаем о том, что случится в самом скором будущем, если ничего не изменить.Верховная рада Украины обратилась своим постановлением обратилась сегодня к России с просьбой включить ее в состав Федерации.

Украина возвращается в состав России

С вами вновь "Вести из будущего". Мы предупреждаем о том, что случится в самом скором будущем, если ничего не изменить.Верховная рада Украины обратилась своим постановлением обратилась сегодня к России с просьбой включить ее в состав Федерации.

Украина возвращается в состав России
Комментарии
Ученые выяснили, когда замужние женщины начинают думать об измене
Ученые выяснили, когда замужние женщины начинают думать об измене
Ученые выяснили, когда замужние женщины начинают думать об измене
Путин: все предприятия страны должны быть готовы к войне
Украина возвращается в состав России
Ученые выяснили, когда замужние женщины начинают думать об измене
Ученые выяснили, когда замужние женщины начинают думать об измене
Ученые выяснили, когда замужние женщины начинают думать об измене
Ученые выяснили, когда замужние женщины начинают думать об измене
Украина возвращается в состав России
Сенатор: россияне массово перешли на махорку
Когда музыка действительно помогает работать
Ученые выяснили, когда замужние женщины начинают думать об измене
Ученые выяснили, когда замужние женщины начинают думать об измене
Ученые выяснили, когда замужние женщины начинают думать об измене
Пока паны дерутся: ЛНР и ДНР падут за трое суток
Как может распасться Россия
Ученые выяснили, когда замужние женщины начинают думать об измене
Ученые выяснили, когда замужние женщины начинают думать об измене
Ученые выяснили, когда замужние женщины начинают думать об измене
Украина возвращается в состав России