Почему в Киеве запрещают российские фильмы?

Культурный развод Украины с Россией

Недавно Госкомтелерадио Украины опубликовал на своем сайте призыв к телекомпаниям отказаться от трансляции российских фильмов, способных подорвать украинскую "соборность". К таким картинам отнесли почему-то полицейские детективы - любимый в народе жанр, боевики и военные драмы. Хотя цель подобных акций понятна, все же это очень попахивает паранойей.

Политический кризис грозит обернуться для рядовых украинцев не только экономическими потрясениями, но и культурными. Политика вторгалась в сферу искусства, сводя на нет культурные заслуги и выставив на первый план сугубо политические мотивы.

Сначала был отменен концерт российского пианиста Дениса Мацуева, назначенный на 27 марта в Киеве. Следом за этим дирижер, альтист Юрий Башмет был лишен звания почетного профессора Львовской музыкальной академии, чьи сотрудники не потрудились дать даже внятного объяснения, однако для всех и так очевидно, что этот шаг был предпринят ради того, чтобы "наказать" всемирно известного дирижера за его выступление в поддержку Крыма. Впрочем в обоих случаях наказаны оказались вовсе не российские музыканты, а украинские граждане.

Кроме того, на сайте Госкомтелерадио Украины появилась рекомендация к украинским телеканалам, призывающая отказаться от показа российских фильмов про российскую полицию:

"На время обострения ситуации обращаемся к вам с просьбой пересмотреть программное наполнение телерадиоканалов, воздержаться от показа развлекательных, юмористических программ, особенно российских приключенческих фильмов, пропагандирующих российских правоохранителей и войска специального назначения. Убеждены, что большинство зрителей Украины, в том числе этнических русских, с пониманием отнесутся к такому шагу. Ведь речь идет о сохранении нашей государственности и соборности".

Читайте также: Украинский фашизм не беспокоит Европу

Вероятнее всего, речь идет о криминальных детективах и боевиках. Трудно себе вообразить, каким образом просмотр этих отнюдь не пропагандистских фильмов может навредить "соборности" Украины. По большому счету, в большинстве таких фильмов и сериалов жизнь российских полицейских и военных показана в далеко не самом привлекательном свете, без малейшего налета героизации. Полицейские — плохо одетые, замотанные мужики с маленькой зарплатой и кучей личных проблем, что касается военных, то в доброй половине наших "патриотических фильмов" основной конфликт лежит не в плоскости "наша армия — армия противника", а по линии "героические солдаты — самодуры генералы". Все это не вполне соответствует истине, это проблема российского современного кинематографа, но ясно, что называть все эти сериалы пропагандой — большая натяжка. Обычные детективы и боевики, начисто лишенные какой-бы то ни было идеологической подоплеки.

Однако именно запрет этих невинных развлекательных творений обещает придать им политическую значимость. Если запрещено — значит там точно что-то "такое" есть, тут у людей уже фантазия заработает. Тем более, что смотреть эти фильмы все равно будут — в наше время все большее количество людей и так сериалы и фильмы смотрит в Сети, так просто удобнее.

Может быть этот запрет и прошел бы незамеченным, только вот беда — большая часть украинского телеэфира заполнена продукцией именно российского кинематографа. Украинские фильмы выходят редко, в основном народ смотрит наши сериалы, снабженные украинскими субтитрами — больше ради соблюдения буквы закона.

И вообще, можно ли считать нормальной практику, согласно которой культуру намеренно пытаются впутать в политику? Скоро, вероятно, начнут делить Гоголя — чей он, украинский или русский писатель?

"Есть ощущение, что ситуация напоминает пословицу "когда Бог хочет наказать, он лишает разума". Кажется, именно это сейчас и происходит с руководством Украины. Люди все равно будут смотртеь росийскую продукцию, тем более, что все запретное привлекательнее. Насытить свой рынок сами они не могут на данный момент. Тем более, что находящиеся сейчас на Украине российские кинокомпании, производящие сериалы, могут уйти, в итоге люди потеряют рабочие места. К сожалению, сейчас Украина во многом утеряла свою былую мощную культуру, поэтому российское искусство и культура сейчас там очень востребованы", — сказал Pravda.Ru генеральный директор "Мосфильма", легендарный советский и российский режиссер Карен Шахназаров.

Можно ли вообще делить русскую и украинскую культуры? Ведь мировоззренческие, цивилизационные основы Украины и России имеют очень много общего, наши культуры трудно разделить, это части единой "русско-сибирской" цивилизации по определению О. Шпенглера (кстати, именно ее он видел в качестве культуры будущего). Кто может быть ближе для Украины в культурном плане, чем Россия и Белоруссия? Можно, конечно, выстраивать границы, выстраивать собственную политическую субъектность, но культуру-то зачем трогать и историю? А ведь немалая часть претензий со стороны новой киевской власти к России носит сугубо культурный характер: все эти сносы памятников, гонения на русский язык и тому подобное выглядит, во-первых, неконструктивно (как шутят в интернете, порой кажется, что последние годы Украиной не Янукович управлял, а Ленин), во-вторых не очень понятно, а какую альтернативу видят украинские националисты русско-украинскому единству?

Читайте также: Почему выгодно забыть Волынскую резню?

"Несмотря на то, что у нас бывают порой довольно сложные взаимоотношения с США, мне кажется, что не менее одной пятой всех показываемых по российскому телевидению фильмов — американского производства. Ни в коем случае наши программы не смогли бы как-то повредить Украине, потому что составлены они деликатно, программы, вообще-то, делают загодя. Мы же показываем фильмы, которые снимались совместно на студии Довженко или на наших студиях, там играют украинские артисты, и многие передачи были сделаны совместно. Поэтому я ни в коем случае не поддерживаю тех людей, которые говорят, что надо запретить с той или с другой стороны показ телевизионных программ", — прокомментировал Pravda.Ru народный артист РСФСР Михаил Державин.

Впрочем гонения на неугодное искусство не являются для Украины чем-то принципиально новым: еще в 2010 году при Юлии Тимошенко, бывшей тогда премьер-министром страны, министерство культуры запретило показ российского фильма "Мы из будущего-2". Основанием для этого решения стал эпизод фильма, в котором разбитые Красной армией бойцы немецкой армии находят убежище в отряде Бандеры. Далее с бандеровцами сталкиваются и сами красноармейцы. Украинским властям тогда не понравилось то, как в ленте изобразили членов УПА — слишком нелицеприятно, оказывается. Что же, спорить с историей нынешние последователи Бандеры любят. Кроме того, под подозрение тогда попала картина "Тарас Бульба", хотя в ней уж, казалось, образ украинцев был нарисован самый что ни на есть героический. Видимо, это и не понравилось — нужно было в качестве героя показать сына Тараса Бульбы.

А так получилось, что "российский империализм предстал в новом обличье через Гоголя", как заявил тогда украинский министр культуры. Кроме того, на Украине был в свое время запрещен фильм о событиях "пятидневной войны" России и Грузии "Август. Восьмого". С подачи украинских националистов ленту запретили под предлогом того, что она "разжигает межнациональную рознь". Во-первых, странно слышать такие претензии от радикальных националистов, чьим основным занятием как раз и является разжигание такой вражды, а кроме того, непонятно, каким образом под "разжигание" попала лента о войне — ведь любой такой фильм так или иначе показывает вооруженные столкновения между представителями разных наций и государств. В таком случае нужно вообще все фильмы про войну запретить.

Читайте также: "Ситуация с Украиной четко выявила сущность людей"

В сложившейся ситуации очевидно одно — отторгая русскую культуру, украинские власти нанесут вред только себе самим. Вряд ли все эти запреты придутся по душе рядовым гражданам, прививать "самостийность" насильно — не лучший путь. Кроме того, эти запреты рискуют остаться пустым звуком. Так уже произошло с запретом использования русского языка в официальной документации. Ведь надо полагать, что в данном случае на украинском языке должны еще и говорить официальные лица в рамках формальных ситуаций — выступлений, интервью и т. п. Но на деле мы видим, как "временный президент" Украины Турчинский на чистом глазу раздает официальные интервью на чистейшем русском, который, судя по всему, для Турчинского привычней и родней, чем мова. 

Так что культурный "развод" с Россией дается украинцам непростой ценой.  

 

 

Автор Надежда Верина
Надежда Верина — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру