Заставят ли госкомпании урезать свои новогодние бюджеты?

У госкорпораций отняли праздники?

Владимир Путин высказал резкую критику в адрес тех госкомпаний, которые тратят на свои корпоративы весьма внушительные денежные средства. Основанием для критики стал доклад, подготовленный ОНФ. Оказалось, что, например, в РЖД запланировали потратить на праздник почти 53 миллиона рублей! Но сможет ли власть на деле ограничить эту непомерную роскошь?

Владимир Путин публично объявил, что сотрудники госкомпаний должны оплачивать новогодние корпоративы за свой счет, не привлекая для этих целей бюджетные средства.  Конечно, президент высказал свою личную точку зрения, официальных распоряжений ни для госкомпаний, ни для госкорпораций нет. Руководство государственных компаний в момент отреагировали на позицию Путина, пообещав сократить гонорар артистам, уменьшить посадочные места за праздничным столом и даже.... обязать членов правления свое участие в корпоративе оплатить самостоятельно. В этом заверил, к примеру, руководитель монополии РЖД Владимир Якунин.

Но в любом случае эта новость, думается, омрачила новогоднее настроение госслужащих, многие из которых уже привыкли к шикарным застольям, проводимым из года в год на средства налогоплательщиков.

Сайт госзакупок в преддверии праздников заполняется такими лотами, как "организация новогоднего празднования для сотрудников компании", "новогодние подарки для детей сотрудников", "выпуск поздравительных открыток" и прочими "новогодними" заявками. Надо отметить, что солидные траты запланированы некоторыми организациями не только на само празднование, но и на оформление офисов и зданий: к примеру, лишь на изготовление и монтаж новогоднего оформления фасадов одного офисного здания Сбербанка в Казани организация намеревается потратить 2 млн. рублей.

Новогодние подарки — важная статья расходов: томское отделение Газпрома закупает подарки для детей своих сотрудников на сумму 3,7 млн. рублей. А "Дагестанская энергосбытовая компания" приобретает подарки на 899 тысяч рублей.

Ученые не отстают от энергетиков — "Научно-исследовательским и проектным институтом Генерального плана города Москвы" запланирован новогодний корпоративный банкет на сумму 4950000 рублей. Любопытно было бы и взглянуть, что за "корпоративное детском мероприятие" организует Сбербанк в Москве с бюджетом в 20 миллионов?

Читайте также: Комиссары постановили: Ввести новый календарь

Таких лотов — множество, ясно, что сотрудники госкорпораций воспринимают возможность использовать бюджетные средства для личного увеселения как должное.

Впрочем, есть государственные организации, решившие использовать другой источник — не бюджет, а "спонсорскую помощь".

Об это "Правде.Ру" на условиях анонимности рассказала сотрудница агентства по управлению госимуществом:

"Обычно снимается какой-то очень дорогой ресторан в центре Москвы. Это делают за счет наших контрагентов, тех партнеров, которые заинтересованы в хороших отношениях с нашим руководством. Так отмечаются все праздники. А из бюджета средства не выделяются".

По сути дела, этот вариант представляет собой плохо завуалированную форму коррупции. Бюджет не трогают, но зато связывают себя негласными обязательствами с коммерческими компаниями — ситуация безрадостная.

Прокомментировать эту ситуацию мы попросили первого заместителя комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксану Дмитриеву:

"Главная проблема госкорпораций — в чрезвычайно завышенных издержках везде и всюду. Стоит посмотреть на зарплаты менеджмента корпораций, которые в разы превышают средние зарплаты по стране? На этом фоне корпоративы — ерунда. Беда вообще в сверхизбыточности издержек этих корпораций — огромные зарплаты, аутсорсинговые проекты, издержки колоссальны во всех направлениях. Чтобы бороться с этим их не нужно акционировать, следовало бы оставить в качестве государственных структур, а их сотрудников — в качестве госслужащих. Тогда и не было бы этих шикарных корпоративов".

То есть, единственный путь решения проблемы, по мнению Дмитриевой, — национализация энергетических корпораций. Конечно, в этом случае государству было бы гораздо проще контролировать расходы таких компаний, как "Газпром", "Роснефть" или "Лукойл".

А вот какое мнение высказал председатель Московского областного Союза юристов, кандидат юридических наук Сергей Смирнов:

"На всех это указание подействует по-разному, кто-то все равно найдет лазейки. Чтобы проверять целесообразность трат компаний, необходимо регулярно проводить тщательные бухгалтерские проверки. Но если проводить такие проверки, то нужно вводить и какое-то наказание за это. Корпорации могут придумать, что угодно — к примеру, сделают специальные новогодние премии сотрудникам, которые те будут использовать на проведение вечеринок".

Читайте также: Бесплатной медицины у россиян не будет?

Пока в качестве основного борца с этим явлением выступил ОНФ: организация составила целый список организаций, которые можно упрекнуть в новогоднем расточительстве: это, прежде всего, Внешэкономбанк, Сбербанк, нефтеперерабатывающее предприятие "РН-Юганскнефтегаз", Банк Москвы и, как это ни удивительно, вечно прибедняющаяся "РЖД", которая планирует потратить в сумме 45 миллионов рублей. Примечательно, что руководство компаний, понимая неуместность таких трат, использует весьма обтекаемые формулировки: "Услуги по распространению информации", "Проведение спортивно-зрелищных вечеров", "Услуги по организации отдыха" — так называют корпоративы на сайте госзакупок.

Сейчас, сразу после гневного выступления президента компании изрядно напуганы. Однако надолго ли хватит этого страха? Главный вопрос — будет ли исполнено требование первого лица страны, или же после того, как первоначальный испуг уляжется, а СМИ забудут эту тему, все снова войдет в старую колею.

Надо сказать, что такая тактика публичных "выволочек" характерна для Путина, который, по всей видимости, любит вникать в локальные вопросы. Ситуация с тратами госкорпораций — далеко не первый такой случай.

В глазах населения это смотрится весьма выигрышно — спору нет. Однако за этим может скрываться не только понятное и закономерное желание Путина предстать в лучшем свете, создать себе образ заботливого, внимательного и справедливого лидера.

К сожалению, вполне правдоподобной выглядит и другая версия: возможно, это — последствие плохой организации всей системы государственного управления. Получается, что пока президент лично не ткнет носом в какую-то проблему, она не будет решена. Выходит, что все надзорные структуры существуют для формальности: почему до расследования ОНФ никто не обратил внимания на безумные траты госкомпаний? Сколько лет длилась эта ситуация, сколько средств кануло в небытие? Неужели нельзя было разобраться в этом проблеме без прямого участия Путина?

Аморфность, инерционность административной системы имеет еще одну неприятную сторону, так как является питательной почвой для "компанейшины". Когда система не работает ровно и эффективно, неизбежно возникают перекосы. Но "кампанейщина", как правило, стремится не к достижению реальных результатов, а всего лишь к улучшению отчетности. Как это случилось, к примеру, с проблемой мигрантов — после Бирюлева прокатилась волна показательных "зачисток", не изменивших фактического положения, но предоставивших возможность местным руководителям отчитаться о проделанной работе.

Читайте также: Кто отпразднует День борьбы с коррупцией?

Что будет с новогодними корпоративами? Будут ли какие-то реальные результаты по этому вопросу или все ограничится небольшим испугом, который быстро пройдет? Есть ли в стране реальные механизмы, которые позволят реализовать на практике слова президента или все опять завязнет в желеобразных недрах управленческой системы? Надо сказать, что у власти отнюдь не прибавляется легитимности после каждого случая, когда громкие и обличительные слова с трибун не находят себе никакого воплощения на практическом уровне. Это лишь больше раздражает население, которое чувствует себя обманутым.

Что же до госкорпораций — к сожалению, в самой форме их организации изначально заложены предпосылки для неэффективности и расточительства, о которых и поведала Дмитриева. Сугубо коммерческие, частные компании ни за что не позволили бы себе бросаться деньгами, а уж тем более в кризисной ситуации (в которой сейчас находится, по уверениям Якунина, РЖД). То же самое было бы в том случае, если бы эти компании являлись полностью государственными, а их руководители имели бы статус обычных госслужащих. В этом случае они были бы полностью подконтрольны государству, и весь доход тоже отходил бы в бюджет.

Но российские энергетические, и другие госкомпании не относятся ни к первым, ни ко вторым, представляя собой гибридный вариант. С одной стороны — вроде как государственные, потому что контрольные пакеты акций находятся в руках государства. А с другой, государство устранилось от непосредственного управления, отдав все на откуп стороннего менеджмента. Так сложилась весьма неприятная система, когда руководство компаний, не чувствуя себя полноценным собственником, но и не ощущая над собой строгого контроля, просто пользуется ситуацией, чтобы обогатиться за государственный счет. За издержки плохой работы руководства этих компаний в итоге вынуждено платить государство — как в случае с РЖД, постоянно просящей финансовой помощи, а доходы уходят на корпоративы и огромные зарплаты менеджмента.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Надежда Алексеева
Надежда Алексеева - журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *