"Новобранцев не отправят в горячие точки"

В феврале президент РФ подписал указ, позволяющий направлять солдат по призыву на прохождение службы в условиях вооруженного конфликта уже спустя четыре месяца после призыва, а не через полгода, как практиковалось ранее. Во всяком случае, именно так интерпретируют ситуацию некоторые СМИ. Но вот военные эксперты расценивают эту меру по-другому.

Хотя, наверное, как и во всяком законодательном акте (чего уж там) какие-то издержки тут тоже, наверное, есть. Думается, что необходимые поправки тут же будут внесены с учетом проявившихся реалий.

На самом деле, если внимательно разобраться, никто не собирается посылать на битвы, скажем, с опытными незаконными вооруженными формированиями необстрелянных солдатиков, только-только изучивших автомат Калашникова и пару раз пульнувших из него по мишеням на учебном стрельбище.

По сути, если хорошенько разобраться, то президент Владимир Путин подписал указ, лишь сокращающий период пребывания военнослужащих по призыву на первичном обучении в специальных учебных подразделениях, так называемых "учебках". Мера эта назрела достаточно давно, по крайне мере, с тех пор, как срок действительной военной службы для "срочников" уменьшился до года. И президент, судя по всему, просто учел давно звучащие и в прессе, и на высоких генштабовских совещаниях предложения высокопоставленных военных.

Дело в том, что если новобранец даже после трехмесячного или четырехмесячного, а не полугодового, как было ранее, нахождения в "учебке" попадет в реальную строевую часть, то и военное дело он изучит лучше. По мнению некоторых высокопоставленных военных, с которыми довелось общаться корреспонденту "Правды.Ру", нынешний, оставшийся еще с советских (даже сталинских) времен полугодовой курс в некоторых (их, правда, остается все меньше) учебных подразделениях вполне возможно и даже нужно ужать до гораздо меньших сроков, хотя бы до тех же трех-четырех месяцев.

Вот мнение капитана I ранга в отставке (который до сих пор работает в одном из учебных отрядов ВМФ России в качестве гражданского преподавателя), кандидата военных наук Николая Васильевича Залонского, которым он поделился с "Правдой.Ру":

"Не думаю, что этот указ президента внесет какую-то сумятицу в систему подготовки военных кадров. На самом деле очень многие учебные отряды вооруженных сил давно готовы (и морально, и материально) к более эффективной, но более короткой по срокам профессиональной подготовке военнослужащих. Время давно изменилось, совершенствуется военная техника и так далее, а курсантам иногда приходится учиться на технике давних лет, которая порой и с вооружения-то давно снята.

Конечно, и в этом нет сомнений, интенсивность процесса обучения курсантов учебных подразделений значительно увеличится при сокращении сроков, но ведь это требование времени. Да ведь и в армию-то идут не плац подметать или картошку в овощехранилище перебирать, а, как говаривал вождь пролетариата (и правильно говаривал), "учиться военному делу настоящим образом". Идут священный долг Родине отдавать, а не просто в строю сапогами топать…

Никто не собирается посылать необученных солдат в реальный бой. Для этого нужна хорошая подготовка. И чем скорее курсант "учебки", получивший начальные военные знания и умения, попадет в действующую часть, тем полезнее для него же. Тем более, современная военная педагогика уже знает много способов, как активизировать процесс обучения кадров. Вот пусть теперь достижения науки применяется на практике. Как и многие мои коллеги, я считаю, что никаким серьезным образом изменения не скажутся на общей боевой готовности армии".

Автор этих строк, прослуживший немало лет на атомных подводных лодках Северного флота, в свое время был лично причастен к сокращению срока обучения в учебном отряде Беломорской базы, что в Северодвинске, нескольких матросов. Каюсь! Правда, было это еще во времена СССР, задолго до эпохи Путина.

Подлодка через два месяца должна была уйти в море после модернизации на знаменитой верфи Севмаш, а в моем дивизионе живучести не хватало аж четырех матросов, машинистов-трюмных. А до очередного выпуска специалистов в местном учебном отряде — еще несколько месяцев…

Механик, то есть командир электромеханической боевой части, как-то вызвал меня, молодого капитана 3 ранга, в свою каюту и вручил две трехлитровых банки шила, то бишь корабельного спирта. И напутствовал: мол, шуруй в "учебку", и как хочешь, но приведи сюда четверых моряков. Тут доучим. И что вы думаете — шесть литров спирта были эквивалентны как раз четырем недоученным курсантам.

Придя на корабль и, так сказать, "попав в руки" опытных старших товарищей, через два месяца эти матросики, аккурат к выходу в море, были готовы к самостоятельному несению вахты на боевом посту. И не было никакой "годковщины", или, по сухопутному, "дедовщины" — матросы постарше и поопытнее прекрасно и без всякого, извините, мордобоя, иногда прямо-таки по-братски, учили их на практике трюмному делу как минимум потому, что не хотели нести в море так называемую "двухсменку" (нормальная вахта при полном штате на лодке несется в три смены). Но это так, лирическое отступление, хотя считаю, что оно совершенно по теме…

А вот мнение кандидата юридических наук, члена международной ассоциации адвокатов Игоря Васильевича Шмидта, который долгие годы занимался как раз военно-юридической тематикой. Им он поделился в телефонном разговоре с корреспондентом "Правды.Ру":

"Вообще солдат по призыву использовали в боевых действиях на протяжении почти всей новейшей истории России, лишь в последние годы ситуация изменилась…. Сначала — потому что не было других, потом — потому что позволяли лазейки в законодательстве, оставшиеся после многочисленных войн и локальных конфликтов "лихих" 1990-х.

В Чечне, как гласят заслуживающие доверия первоисточники, солдат первого года службы косило сотнями, если не тысячами. Как помните, после довольно активных антивоенных протестов общественности высшее руководство страны признало неприемлемость использования их в горячих точках.

15 мая 1996 года Борис Ельцин подписал Указ номер 723, согласно которому "военнослужащие срочной службы по призыву направляются для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов и для участия в боевых действиях исключительно на добровольной основе (по контракту)". Правда, уже в 1998 году слова "по контракту" из Указа убрали, оставив лишь "добровольную основу".

В сентябре 1999 году было принято Положение о порядке прохождения военной службы, по которому направление срочников для выполнения боевых задач было возможно "исключительно на добровольной основе и только если срок их военной службы составляет не менее 12 месяцев". Собственно, это положение действует и поныне, вышеупомянутый недавний Указ президента его никак, собственно, не отменяет.

Как и в случае с "горячими точками", в составе, допустим, миротворческих формирований, военнослужащие могут участвовать тоже только добровольно, и только обладая соответствующим боевым опытом. Согласно закону "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности", военнослужащие по призыву могут быть направлены, например, за пределы России, только если перед этим заключат контракт.

Как было, например, во время операции по понуждению к миру в Южной Осетии. А закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" вообще исключает возможность для военнослужащих по призыву покидать пределы страны.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе