Автор Правда.Ру

Что увидел президент

17 ноября в Москве в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка немецкого искусства ХХ века "Немецкий взгляд — шедевры из собрания Deutsche Bank". Произведения художников расположены в 7 выставочных залах. На выставке представлены 140 работ таких выдающихся художников, как Эмиль Нольде, Эрнст Людвиг Кирхнер, Габриэле Мюнтер, Макс Бекман, Гюнтер Юкер, Герхард Рихтер и Нео Раух. Выставка пройдет с 17 ноября по 16 января в рамках года германской культуры в России

В 70-е годы теперь уже прошлого века "Дойче Банк" одним из первых предприятий Германии стал приобретать картины, рисунки, скульптуры для украшения своих помещений. Служащие банка, его клиенты и посетители теперь смогли любоваться шедеврами немецкого искусства в филиалах банка не только в Германии, но и по всему миру. Сейчас коллекция, насчитывающая более 50 тысяч экспонатов — в большинстве своем это картины — является самым крупным собранием в мире. Работы из коллекции "Дойче Банк", представленные на выставке в Москве, собраны со всего света. Что же представляют собой эти шедевры?

"Человек — не цель, а мост к новому рассвету", — так говорил ницшевский Заратустра. Название "Мост" ( "Die Brücke" ) получило первое творческое объединение экспрессионистов, основанное в Дрездене в 1905 году. Целью группы заключалась в том, чтобы "средствами искусства перебросить мост" от мира реальных вещей к миру духовных сущностей. Тринадцатью годами раньше, в Мюнхене был основан первый Сецессион — движение художников-неоконформистов, восстававших против царящего в искусстве духа материализма. Спор об экспрессионизме закончился в 1937 году, когда Гитлер в своей речи на открытии Дома немецкого искусства в Мюнхене объявил экспрессионизм наряду со всеми другими течениями модернизма "дегенеративным искусством" ( entarte Kunst ).

Эмиль Нольде
Единственный крупный художник-модернист Германии, который принял нацизм. "Писаки-интеллектуалы называют меня экспрессионистом; я не люблю определений. Немецкий художник — вот кто я есть", — так характеризовал себя Эмиль Нольде ( Emil Nolde ). Его настоящее имя — Эмиль Ханзен. Нольде — деревенька на границе с Данией, где он родился. Здесь — на севере Германии девять поколений его предков владели крестьянской фермой. В историю искусства ХХ века Нольде вошел как крупнейший представитель немецкого экспрессионизма. Бывший крестьянин так и не сумел стать горожанином. Среди его живописных работ нет ни одного городского пейзажа.

- Сладковатые, часто сахарные картины Ренуара, Моне и Писарро не отвечают моему нордическому суровому вкусу, — писал Эмиль Нольде.

Хотя своим библейским персонажам, в том числе Христу и Богоматери, Нольде придавал ярко выраженные семитские черты. Этого не могли принять ни евреи, ни католики, ни нацисты. Евреи для художника были не только воплощением ненавистной городской цивилизации , но и основателями христианства. Очевидно, он не знал, что нацисты отрицали еврейское происхождение Христа.

Ни доносы на своих коллег, в которых он обвиняет их в еврействе, ни арийское происхождение , ни билет национал-социалистской партии не спасли Нольде от общей судьбы художников-модернистов в Третьем Рейхе. В августе 1941 года он получает официальное извещение о своем исключении из Имперской палаты изобразительных искусств и о запрещении всякой профессиональной деятельности в этой области. Нольде-художник так и не смог приспособиться к новым требованиям властей.

Василий Кандинский
Художник, о котором при посещении выставки упомянул Путин , родился в Москве, но детство провел в мультикультурной Одессе. Семья по отцовской линии принадлежала к роду нерчинских купцов, потомков сибирских каторжан. По легенде, одна из прабабок художника была монгольской принцессой. Мать — из прибалтийских (остзейских) немцев, поэтому свои первые книжки Вася читал по-немецки. В 30-летнем возрасте Кандинский едет учиться живописи в Мюнхен. В письме к возлюбленной Габриэле Мюнтер он пишет: "Я не патриот, Элла. Я только наполовину русский... По воспитанию — я наполовину немец ... Как художник я привязан к Германии, и все немецкое, немецкие древности значат для меня больше, чем для многих немцев".

В 1911 году выходит в свет его трактат "О духовном в искусстве", который сразу же перевели на несколько иностранных языков. Эта настольная книга европейского авангарда поставила имя Кандинского на первое место в ряду основоположников нового искусства. В своем трактате Кандинский разработал теорию формы, согласно которой каждый цвет, линия, геометрическая фигура может вызвать у человека самые разные — зрительные, звуковые, вкусовые и прочие — ассоциации. Так, синий цвет, согласно художнику, подобен звуку флейты, а темно-синий — виолончели. Желтый цвет — цвет земли. Он подобен резкому звуку пения канарейки или духовых инструментов и часто ассоциируется с кислым вкусом лимона. "В царстве красок зеленый цвет играет роль, подобную роли буржуазии в человеческом мире, — это неподвижный, самодовольный, ограниченный во всех направлениях элемент. Зеленый цвет похож на толстую, неподвижно лежащую корову, которая только способна жевать жвачку и смотреть на мир глупыми, тупыми глазами". Серое — беззвучно и неподвижно. Белый — символ мира, свободного от всех материальных качеств и субстанций. Это цвет начала. Это звук земли белого, ледникового периода.

С началом Первой мировой войны, как русский подданный, Кандинский вынужден покинуть Германию. Вскоре после революции нарком Луначарский привлекает его к работе в системе Наркомпроса. Он назначается профессором ВХУТЕМАСа, директором психофизиологического отдела Академии Наук. Однако из-за резкого противоречия художника с господствовавшим настроением отрицания всей художественной "буржуазной" культуры прошлого во имя создания новой, пролетарской культуры, в 1921 году его смещают с должности директора Института Художественной Культуры. В том же году Кандинский получает приглашение на работу в Немецкий Баухауз. Художник оставил на родине 22 свои картины.

Переезд из большевистской России в Германию, где набирал силу нацизм, оказался для него перемещением из огня да в полымя. Нацисты закрывают Баухауз, коммунисты ликвидируют ВХУТЕМАС. После знаменитой речи Гитлера, где тот сказал, что современное искусство — это искусство либо сумасшедших, либо преступников, Кандинский решил покинуть Германию. "Для него это было невероятно больно, ведь вся его жизнь в искусстве была связана с Германией", — считает его вдова. В Третьем Рейхе его полотна либо выбрасывают из музеев, либо вместе с работами других крупнейших художников-модернистов демонстрируются на гитлеровской выставке "Дегенеративного искусства" как пример упадка и разложения. В 1933 году он с женой эмигрирует во Францию.

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Жителям ФРГ предлагают избрать канцлером президента РФ. Плакаты с таким призывом появились у Рейхстага перед выборами в бундестаг. Что думают об этом немцы?

Выбор всегда есть: немцы хотят заменить Меркель Путиным
Комментарии
На телешоу "Голос" впервые прозвучал русский мат
Беглянка из КНДР раскрыла кутежи Ким Чен Ына
В Киеве начали бить за "Слава Украине!"
На телешоу "Голос" впервые прозвучал русский мат
На телешоу "Голос" впервые прозвучал русский мат
Адвокат Учителя назвал действия Поклонской "малозаконными"
СМИ: ОБСЕ признала Крым частью России
На телешоу "Голос" впервые прозвучал русский мат
Неуязвимые ракеты Кима
Неуязвимые ракеты Кима
Дочь Ильхама Алиева делала селфи в зале ООН, пока отец говорил о Карабахе
У США и России хотят отобрать право вето в ООН
В Киеве начали бить за "Слава Украине!"
Полиция ищет равнодушного москвича, позволившего зарезать женщину
На телешоу "Голос" впервые прозвучал русский мат
На телешоу "Голос" впервые прозвучал русский мат
На телешоу "Голос" впервые прозвучал русский мат
На телешоу "Голос" впервые прозвучал русский мат
На телешоу "Голос" впервые прозвучал русский мат
На телешоу "Голос" впервые прозвучал русский мат
Дачная экономика: газ на вес золота