Гарнизонный военный суд Саратова признал Андрея Попова дезертиром

Два года выселок за 11 лет дезертирства

Эта громкая история, к которой в очередной раз приковано внимание прессы, началась после того, как сбежавший 11 лет назад из армии рядовой Андрей Попов явился домой и заявил, что все это время находился в рабстве в Дагестане. Накануне гарнизонный военный суд Саратова признал бедолагу дезертиром и приговорил к двум годам колонии-поселения. Правозащитники неистовствуют: мол, не за что сажать, парень и так напереживался, его жизнь и так наказала.

Хотя возмущаться-то, наверное, и не нужно, если внимательно посмотреть на ситуацию, то для этого нет поводов. Вообще-то, обвинение изначально требовало приговорить Попова к четырем годам заключения, однако суд учел смягчающие обстоятельства — явку с повинной, чистосердечное признание подсудимого и слабое состояние его здоровья.

Напомним: Андрей Попов был призван на срочную службу в армию в январе 2000 года и был направлен в ныне расформированную воинскую часть 14460 в Татищевском районе Саратовской области — кстати, не очень далеко от дома. Однако спустя девять месяцев рядовой пропал без вести и вернулся домой лишь в ночь на 17 августа 2011 года. Вид его был страшен: худющее тело, серое лицо. Не менее страшен был и его рассказ о пройденном жизненном пути.

По его словам, кто-то привел его в бессознательное состояние, похитил и привез в Дагестан, где он и трудился все это время на некоем кирпичном заводе в качестве настоящего раба, практически не получая зарплаты. Как только представилась возможность, он сбежал и кое-как добрался до дома.

Читайте также: Следствие ведут бюрократы: раб или нет?

Попов сам явился в полицию, чтобы написать заявление о том, что стал жертвой похищения, однако сразу же был арестован по подозрению в дезертирстве. Затем он был отправлен сначала в изолятор временного содержания, а затем в одну из саратовских воинских частей — для прохождения службы до окончания следствия. То есть после 11 лет дезертирства он вернулся дослуживать!

И вот тут-то правозащитники впервые громко подняли голос: не по закону! Местная пресса приводит слова председателя Союза солдатских матерей Саратовской области Лидии Свиридовой: "Статья о дезертирстве для солдат-призывников назначается лишь в призывном возрасте, то есть от 18 до 27. То есть следователи должны были прекратить дело в отношении 29-летнего Попова, как только они его начали".

В защиту Попова выступали также и саратовские националисты, которые направили на имя Генерального прокурора России обращение, где выражается их возмущение нарушением прав человека и "попытками замолчать бесчеловечное преступление", совершенное, по их мнению, против солдата.

А тем временем следователи, с одной стороны, расследовали дело о дезертирстве, а с другой — выясняли, действительно ли его держали в рабстве на кирпичном заводе. Поначалу Попов ни в какую не хотел признаваться в дезертирстве. Но постепенно выяснилось, что не в таком уж беспросветном рабстве он находился 11 лет.

И вдруг в ноябре 2011 года Попов в суде неожиданно признал свою вину в дезертирстве, чем категорически расстроил и националистов, и правозащитников. Да и про "рабство" он рассказал достаточно подробно: оказывается, он просто шатался по Саратовской области, устраивался под разными именами на различные работы, бомжевал, действительно, и до кирпичного завода в Дагестане добрался. Следователям пришлось вместе с Поповым помотаться по стране, чтобы проверить его показания. И выяснилось: солдат говорил правду…

Ну, поскольку вина была признана, а само дело стало совершенно очевидным, суд рассмотрел дело в особом порядке — без заслушивания свидетельских показаний и изучения материалов дела. Кстати, в начале октября 2011 года солдата направляли на психиатрическое обследование в клинику Святой Софии в Саратове, но врачи отклонений не нашли.

Читайте также: Кого подставляет беглый призывник

Ситуацию комментирует "Правде.Ру" кандидат юридических наук, член Международной ассоциации адвокатов Игорь Васильевич Шмидт:

"Считаю, что два года колонии-поселения (как говорят в народе, выселок) — это очень мягкий приговор по такому делу. Наказание назначено, что называется, ниже низшего предела. Надо сказать, что в законодательстве многих стран дезертирство, то есть самовольное покидание свой войсковой части или уклонение от призыва на военную службу, наказывается куда строже, чем у нас, в России. Хотя и у нас реальные наказания за доказанные факты дезертирства строги.

Согласно Уголовному кодексу России, дезертирство является уголовно наказуемым деянием. Оно наказывается лишением свободы на срок до семи лет. А дезертирство с оружием, вверенным по службе, а равно дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Правда, военнослужащий, впервые совершивший дезертирство без оружия, может быть освобожден от уголовной ответственности, если его бегство из части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств. Таких случаев в России хватает. Мне как-то довелось представлять в суде интересы солдата, которому инкриминировалось как раз дезертирство. Нам удалось доказать суду, что 19-летний парень совершил побег из части и две недели скрывался в лесу, опасаясь издевательств со стороны старослужащих, так называемых "дедов".

Читайте также: Армия упала под шведский стол

Выяснилось, что его регулярно унижали, избивали и издевались. Помогло то, что один из сослуживцев моего подзащитного, выступив на суде в качестве свидетеля, предоставил видеозапись на камеру мобильного телефона, из которой ясно следует, что над солдатом действительно издеваются. Суд оправдал его. В то же время военная прокуратура сочла необходимым возбудить дело против тех самых "дедов". Правда, тогда для них все обошлось: командование части решило наказать разбушевавшихся "дедов", так сказать, "своими силами". Буянам дали по пять суток гауптвахты.

В случае с Поповым, по-моему, все понятно. Парню повезло, что суд принял во внимание все "нюансы" его судьбы. Думаю, что все дальнейшие "телодвижения" правозащитников, которые, как я понимаю, грозят добиваться отмены приговора, лишены смысла. Надо, наоборот, радоваться, что с Поповым Фемида обошлась довольно милостиво…"

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить