Как чужаки "монастыри" разрушают

"В чужой церкви своя программа неуместна". Вот так, наверное, лучше всего перевести на английский или любой другой иностранный язык русскую поговорку: "В чужой монастырь со своим уставом не ходят!" То есть гостям следует уважать культуру хозяев, пусть даже она им чем-то и непривычна! По логике все так и есть, но жизнь, увы, вносит свои коррективы. На эту тему рассуждает автор Правды.Ру.

Менталитет не вытравишь даже из разведчика

О том, насколько важно хорошо знать чужую культуру, наверное, лучше всего смогли бы рассказать… наши разведчики, которым многие годы приходилось работать за границей в чужой языковой и культурной среде. Так один из них, наш советский разведчик Конон Молодый был заслан в 20-е годы в Германию и… первый же встречный по-русски его спросил: "Мужик, а где тут можно пос… ть?" И Конон машинально ответил тоже по-русски, хотя имел в кармане немецкий паспорт.

После этого он несколько часов просидел в парке на скамье, ожидая, что его вот-вот арестуют. Но… ареста так и не последовало! Но как тот узнал в нем русского? "А по брукам! — объяснил ему еврей-портной, служивший у него в "управлении".

Оказывается, он уже обращался "наверх" по поводу того, что "вот готовят, готовят человека долгие годы, деньги расходуют, а потом посылают за границу в копеечных "бруках" из Мосторга, ну и понятно, что их там тут же и ловят!"

В другой раз, уже в Канаде, Конон чуть было не провалился из-за своего воспитания. В детстве ему прививали культ чистоты, а здесь он должен был по легенде изображать "лесоруба из глубинки". И надо же было ему заболеть. Села тут к нему его девушка на кровать, а он ей и заявляет — "нельзя на кровати сидеть, это некультурно!" "Какой ты странный лесоруб!" — удивилась девушка, хотя и ничего больше не подумала.

Это все к тому, насколько сильно сидят в человеке его "аборигенная" культура и воспитание. Но если шпиона еще как-то можно научить притворятся, то приезжий легальный иностранец чаще всего исходит из того, что принимать его нужно таким, каков он есть! И приводит это не только к курьезам, хотя к ним — в первую очередь!

Мусульманский вопрос в Латвии

Например, из-за резкого увеличения числа детей мусульманского вероисповедания в школах и колледжах Латвии вполне возможно придется запретить своим собственным девочкам носить короткие юбки. Об этом пишет влиятельная латвийская газета Neatkariga, ссылаясь на главу службы контроля за качеством образования в стране Иниту Юхневича.

Правда, пока в нормативных документах системы образования Латвии нет ни одного постановления, которое бы конкретно указывало бы, какой длины должны быть юбки. Но латвийские чиновники хорошо понимают, что у прибывающих к ним представителей других культур этические и эстетические нормы сильно разнятся с их собственными. И поэтому в стенах министерства образования страны уже начали понемногу обсуждать возможности по изменению дресс-кода в школе.

"То, чего латвийские мальчики просто не замечают, на мусульманских мальчиков может действовать совсем по-другому. Причем не только юбка! Например, даже современная спортивная одежда, полностью облегающая фигуру, может стать настоящим вызовом для консервативного мусульманина", — говорит Инита Юхневича. То есть ради одних "замотанных с головы до ног", другим, причем своим же, придется и коленки закрывать и… какие-то другие надевать спортивные костюмы. А если они не хотят?

Как пишет эта газета, пока еще мусульманских детей, живущих в Латвии, можно пересчитать по пальцам, но если темпы миграции в страну сохранятся, то скоро ситуация очень сильно изменится и счет пойдет на тысячи.

Поэтому неудивительно, что власти страны всеми силами стараются противостоять требованиям Брюсселя, который буквально навязывает Прибалтике беженцев с Ближнего Востока и из Африки.

Премьер-министр Латвии Лаймдота Страюма в разговоре с председателем еврокомиссии Жаном-Клодом Юнкером предложила отправлять беженцев в страны, не входящие в Евросоюз. Она рассказала Юнкеру о ситуации в Латвии и обратила его внимание на то, что решать проблему беженцев следует комплексно.

То есть членство в "объединенной Европе" — это, конечно, здорово. Но… "люби кататься, люби и саночки возить". Приходится расплачиваться квотами на беглецов и "ловцов хорошей жизни". Уж очень в сегодняшней Европе хорошо и уютно, а человек ведь он как рыба: та ищет, где глубже, а человек — где лучше.

"Родовой туризм" и иностранные студенты в России

Впрочем, немало проблем c миграцией есть и в России. Вот, например, "родовой туризм". Да, да, сегодня существует и такой! А суть его в том, что беременные женщины без каких-либо медицинских документов, но зато на поздних сроках беременности — да, вы угадали — едут к нам в РФ и здесь разрешаются от бремени!

Некоторые, так даже с туберкулезом, причем в открытой форме! Ведь рожают-то у нас женщины бесплатно. Условия хорошие и ложится это все добавочным бременем на бюджет, прежде всего таких городов, как Москва и Питер. И это здорово! Милосердно! По-божески! Вот только бюджет у нас не резиновый!

А вот другая проблема — образование! Знаю один провинциальный университет, который из провинциального за последние два года превратился в интернациональный. Иностранных студентов там едва ли не столько же, сколько своих, местных. Тут тебе и индийцы, и сирийцы, и киргизы и…и… Одним словом, кого только нет! Много девушек и… в большинстве своем все они учатся на кого? Правильно — на врача! Причем обучаются почему-то в смешанных группах — 20 "оттуда" и 5 наших россиян.

Преподаватели жалуются: иностранные студенты русского языка практически не знают. То есть знают на бытовом уровне! Но как на таком уровне читать им лекции по микробиологии, лечебному делу, той же гистологии? Спрашиваю мою знакомую, которая там работает и читает им математику: "Как?" "Плохо!" — отвечает.

Понятно, что университету нужны деньги, преподавателям нужны деньги — всем нужны деньги. Но ведь, по сути дела, это же профанация высшего образования! Другая моя знакомая вспомнила, как она в 90-е читала историю России одновременно студентам из Индии и нашим ребятам, учившимся почему-то на одном потоке! Реформа отмены крепостного права в России, выкупные платежи, недоимки — да в этом и на русском-то языке не очень разберешься, не то, что все это на пальцах объяснять. Однако она нашла выход из положения: половину лекции читала по-английски, а половину по-русски! Ну, наш же человек он находчивый!

Потом этот предмет, правда, для приезжих отменили. Но наши ребята занимаются с иностранцами в одних группах до сих пор. Зачем, спрашивается? Одним приходится диктовать по слогам, а другие откровенно скучают. Либо наоборот: наши пишут, а те играют в айфоны и айпады.

"Ну, вот вы где будете работать, когда закончите у нас учиться, — спрашивает моя знакомая одного студента "оттуда", — к себе в кишлак вернетесь, там будете людям зубы сверлить? "Нет, — отвечает, — Москва люблю, Питер люблю! Туда хочу!"

Автор Александр Приходько
Александр Приходько — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить