Современная мода может угодить вкусам каждого

Мода производит "тюнинг" личности

Только что закончились мировые недели моды и вот-вот начнутся российские. Впрочем, даже если вы пропустили очередной показ и ничего не знаете о новейших тенденциях, не страшно — они найдут вас сами. И не думайте, что вам удастся избежать влияния моды. Даже если вы напрочь это отрицаете, это тоже может быть своего рода модой. И главные рычаги, с помощью которых та или иная модная тенденция нами манипулирует, — стыд и гордость.

Мода была всегда. Она появилась, видимо, тогда, когда первобытному человеку стало холодно, и он прикрыл свое тело одеждой. Мода есть везде — в армии, церкви, детском саду — в любом сообществе. Мода есть в науке, которая развивается не от проблемы к проблеме, а от одного модного ученого к другому. С модой бесполезно бороться. В 50-е годы в Советском Союзе стилягам резали слишком узкие брюки и стригли волосы, но даже всей мощи советской пропагандистской машины оказалось недостаточно, чтобы заставить брюки оставаться широкими.

Читайте также: Откуда берутся "модные" слова?

О том, что мода гораздо больше, чем просто одежда, и корни этого явления находятся где-то глубоко в психологии человека, первыми задумались рекламисты. В 60-70-е годы XX века начался бурный рост этой отрасли, и маркетологи опытным путем открыли, что реклама может воздействовать на человека тремя различными способами. Первый путь — внушение: "пойди и купи эту вещь, она тебе крайне необходима".

Путь оказался не слишком эффективным — люди быстро понимали, что им навязывают чужое мнение, и второй раз на это не ловились. Второй путь — изучение потребностей людей: понять, что им на самом деле нужно, и предложить этот товар.

Но самым эффективным и беспроигрышным оказался третий путь — дать человеку то, что делает его значимым в своей среде, повышает статус, выделяет из толпы себе подобных. Оказалось, что сделать это можно только с помощью моды.

Как считает профессор, доктор психологии Александр Лебедев, с 70-х годов занимающийся исследованием моды, "это очень сильный психологический механизм — дать человеку то, что позволит ему чувствовать себя значительной личностью. А потребность в этом есть у каждого и главные регуляторы здесь — стыд и гордость. Стыд не иметь чего-то престижного и важного и гордость от обладания этим".

Конечно, совсем непросто сделать обычный предмет потребления культовым, то есть предложить покупателю не просто пиджак, часы или авторучку, а историю, миф и статус "в одном флаконе". Психологи придумали для этого специальный термин: рекламно-имиджевые революции. Так было в эпоху "Битлз", которые, по меткому выражению одного из исследователей моды, "спасли Англию от вырождения производства рубчатого вельвета". Так было в России после выхода сериала "Бригада", когда резко возросли продажи длинных мужских пальто в определенных группах населения. Недаром в кино сегодня так популярен product placement — мощный инструмент продвижения товаров в массы.

Читайте также: Советская столовка как модный тренд

Ну, а самый быстрый способ войти в моду, который безотказно срабатывает как для товара, так и для человека, — быть выбранным vip'ом, то есть человеком, являющимся авторитетом для той или иной социальной группы, поскольку мода, по данным социологов, всегда идет сверху вниз — от элиты в массы.

Психологи считают, что желание выделяться присуще человеку, начиная с двухлетнего возраста. Правда, не все это демонстрируют. Не верьте, когда вам кто-кто говорит, что ему все равно, как он выглядит в глазах окружающих. Только шизофреники не чувствительны к чужим оценкам.

По мнению Александра Лебедева, механизм возникновения моды построен именно на этом — изначально присущем каждому человеку желании выделиться, быть не как все, быть особенным: "Мода всегда начинается с отрицания. Мода улиц отрицает стиль буржуазных кварталов. Каждое следующее поколение не желает походить на своих родителей. Считается, что на очередное поколение скорее уж окажут влияние далекие предки, чем старшие по возрасту современники. Таким образом в мужскую моду вошли длинные волосы, собранные в хвост на затылке — когда-то эту прическу предпочитали пираты. А мини-юбки и плиссе носили еще в Древней Греции".

Недаром говорят, что все новое — это хорошо забытое старое. Люди устают от одних и тех же фасонов, им хочется новизны. Но проблема в том, чтобы понять, что именно им хочется. Причем у самих людей это спрашивать бесполезно — они сами этого не знают. Именно поэтому в сфере моды не работают никакие популярные ныне фокус-группы. Большинство людей мыслят стереотипами и не готовы сразу воспринимать нечто новое и необычное. Мода — это то, к чему люди не готовы, что их застает врасплох. Именно тот, кто угадывает, что нужно публике, управляет модой.

Читайте также: Древние римлянки наряжались от-кутюр

Одна из отличительных черт нашего времени — то, что мода не становится диктатом, приказом, который не обсуждается. В 60-е годы, чтобы быть модным, надо было быть хиппи и только хиппи. Других вариантов выделиться просто не было. Сегодня спектр выбора гораздо шире. Можно примкнуть к тусовке готов — одеваться в черное и петь мрачные песни на тему смерти.

Можно увлечься хип-хопом и носить широкие штаны и бейсболки. Все это будет модно, правда, только в своей отдельно взятой среде. Все эти микрокультуры спокойно уживаются рядом, поскольку существуют параллельно, не мешая друг другу. Такое разнообразие — хороший знак: мы стали терпимее и больше не хотим резать кому-то брюки только потому, что они не соответствуют нашему представлению о прекрасном.

Впрочем, свою важную роль тут сыграло и развитие рынка — он готов подстроиться практически под любой интерес, предложить, что называется любой личностный тюнинг. Именно благодаря такому развитию рынка, мода стала обновляться гораздо быстрее. Раньше несколько сезонов все носили только мини или только макси. Сегодня мода очень быстро проходит свой путь от элиты до улицы — благодаря массовому производству и широко распространенному копированию. "Выделиться стало гораздо трудней, — считает Александр Лебедев. — Различия в одежде высшего и среднего класса заметны только на очень придирчивый взгляд. Поэтому, чтобы быть "не как все", надо тратить или гораздо больше денег или выделяться за счет чего-то другого".

Читайте также: Служить Отечеству в наряде от-кутюр

К примеру, в Америке возникла микрокультура, с легкой руки американского журналиста получившая название "бабуины". Ее основоположником выступил Билл Гейтс. По их мнению, тратить деньги на золото, бриллианты и одежду от знаменитых кутюрье глупо, потому что не функционально. "Бабуины" предпочитают вкладывать деньги в образование, технологии. Излишества бессмысленны, а знания меняют мир. С точки зрения российского "высшего общества" это звучит дико — бриллианты вышли из моды. Но хотим мы этого или нет, это тоже одна из сегодняшних модных тенденций — надо много знать, иметь хорошее образование, чтобы быть адекватным быстро меняющемуся миру.

А вот что никогда не выйдет из моды, даже с точки зрения психологов — это антиквариат. Просто потому, что яиц Фаберже никогда не хватит на всех — их число строго ограниченно. И поэтому их владелец по определению будет чувствовать себя уникальным человеком.

Любая вещь может войти в моду, но вот сколько она там продержится, зависит от ее содержания. Вещь не должна быть пустышкой. Чем богаче и многограннее ее содержание, чем больше людей находит в ней что-то интересное для себя, какие-то свежие идеи, тем дольше она продержится. В общем, рецепт довольно прост: чтобы удержаться в моде на десятилетия, а еще лучше на века, надо быть хотя бы Достоевским. А еще лучше — Моцартом!

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Светлана Сметанина
Светлана Сметанина — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру