Интервью кинорежиссера Сергея Соловьева

"Занимайся своим делом, и олигархи потянутся"

В гостях у "Правды.Ру" знаменитый российский режиссер, автор таких киношедевров, как "Сто дней после детства" и "Асса", Сергей Александрович Соловьев. Маэстро отечественного кино рассказывает о своих последних работах, рассуждает о непростой профессии режиссера и дает практические советы начинающим актерам и вообще людям творческих профессий.

— Сергей Александрович, хочу спросить вас о вашем новом фильме "Елизавета и Клодиль". Картина, в которой одну из ролей сыграл Пьер Ришар, о чем она и о ком?

— "Елизавету и Клодиль" я задумал еще десять лет назад и вот только сейчас смог осуществить свой проект. Это трагикомедия, история про двух девочек из богатых семей, француженку и русскую, оказавшихся на французском курорте. Действие происходит в самом начале Серебряного века. В головах девушек витают революционные идеи, жажда всеобщей справедливости и, конечно, счастливой любви. А вокруг молоденьких девушек вьются мужчины: французский поэт, американский летчик и русский авантюрист. Думаю в будущем году устроить премьеру в Париже и в Москве.

— Сергей Александрович, хотелось бы затронуть вот какую тему. Сейчас так много актеров в стране. Наверное, сложно выпускнику актерского факультета найти себя в профессии и в жизни…

— Согласен с вами по поводу того, что ежегодно в Москве выпускается семь тысяч актеров, и это ненормальные цифры. Это действительно маразм: в каждом ЖЕКе есть театральный университет, и никто не знает, что с этим делать.

Я сам веду актерский курс во ВГИКе. И самый драматический момент во время обучения — это когда они получают дипломы. Все в цветах, радостные, но я-то понимаю, что завтра они уйдут и что с ними будет непонятно.

Хожу на учебные спектакли и вижу, какое количество талантливых людей заканчивают высшие учебные заведения, им всем надо помогать. Но могу одно сказать, по-настоящему талантливого человека не заметить невозможно. У него во лбу звезда горит, ты не можешь его пропустить, талантливый человек обязательно запоминается.

Читайте также: Марк Рудинштейн: актеры не прощают правды

— Но мне кажется, таких актеров со "звездой во лбу" как, например, Олег Янковский или Александр Абдулов, уже не будет.

— Я часто слышу эти фразы: "Ну вот нет таких актеров, как Янковский"…

Таких актеров, как Янковский нет, конечно, и не будет. Но вообще-то они где-то есть, понимаете? Я же хорошо помню, как Олег Иванович приехал из Саратова и скромно стоял в коридоре Мосфильма, играя какого-то фрица в эпизоде. И все спрашивали: "А кто это?". Да Бог его знает кто, снимается у Басова…

Был тихий, незнакомый никому актер из провинции и дай Бог здоровья ассистенту Басова, который его заметил и пригласил.

Так вот нам тоже нужно в таком состоянии "ассистента Басова" обязательно побывать, потому что мы владельцы огромного "актерского состояния", которое неразумно и не хозяйственно используем.

— Об Александре Гавриловиче Абдулове вы ничего не сказали.

— С Александром Гавриловичем мы не сразу сработались, он часто опаздывал на съемки, я ему выговаривал, он оправдывался. Он меня поначалу долго мучил, а потом еще признался, что у него возникла мысль меня просто послать. Но он остался и стал выполнять все требования режиссера. Я не мог не найти компромисса, потому что он был настоящий гений.

Абдулов был непревзойденным мастером импровизации. Янковский же был всегда убедителен. Он мог сыграть лучше или хуже, но сфальшивить — никогда! Ушло целое поколение артистов, которое унесло с собой ощущение того, что им подвластно живое. Но теперь наша задача — вырастить новое.

Сергей Александрович, а можете дать начинающим актерам несколько практических советов.

— Я всю жизнь был в хороших дружеских отношениях с Олегом Николаевичем Ефремовым. Кто такой был Ефремов? Это ученик школы студии МХАТ, талантливый, но совершенно неуправляемый человек. Поведение у него, честно говоря, было так себе, если не сказать хуже, и куда его девать никто не знал. Театры его не брали. Тогда Олег сказал своим товарищам — Волчек, Кваше и всем остальным: "Да ну их нафиг с "ихними" театрами! Давайте сделаем свой". И появился "Современник".

Какие у него были основания? Рука в "ЛУКОЙЛе"? Не было ничего. Все связи и поддержка берутся после.

Поэтому говорю студентам: "Если начнете какое-то дело, у вас столько появится покровителей. Они уже все "объелись" черной икрой, и они что-то хотят сделать. Все олигархи будут с вами, потому что им хочется что-то предпринять в этом направлении, но как это сделать они не знают. Говорю не о том, чтобы денег заработать, а для того, чтобы сделать что-то для своей карьеры.

Если они хотят, чтобы их знали, они должны что-то делать. Бродить из академии в академию всю жизнь невозможно. Что дальше? Дальше они должны думать, как самим себя двигать. Именно слово — двигать. Выживать и двигать. Нужен изначальный мощный энергетический бросок!

— К вам на мастер-классы приходят и режиссеры. Как с этой профессией сейчас обстоят дела?

— С профессией режиссера произошла странная история. Это же была престижнейшая профессия в стране. И что произошло? Исчез престиж профессии режиссера, сейчас молодежь хочет больше быть адвокатами, потому что не ясно, кто такой режиссер и чем он будет заниматься. Перед этой профессией, как и перед профессией актера, стоит такая же задача — выжить.

Но самое печальное, что во ВГИК сегодня приходят серые, ничего не понимающие люди. Это большое несчастье современной жизни.

Они не знают, кто такой Шукшин, и идут поступать во ВГИК. Таких абитуриентов я спрашиваю: "Зачем ты сюда пришел?"

Так что слово "выжить" применяю только к способным абитуриентам.

— Сергей Александрович, мне кажется, в кино сегодня идут, чтобы заработать большие деньги, ведь у всех на слуху миллионные гонорары. Кто будет после таких цифр спать спокойно?

— Кино — это странная штука: с его помощью можно зарабатывать много денег. И чем больше времени ты в нем работаешь, тем больше способов ты знаешь. Но моя песня — это песня для сумасшедших "придурков".

Потому что только "придурки" с самого начала и всю жизнь занимаются искусством, ни один умный человек не пойдет зарабатывать деньги в кино.

Огромное количество несчастья происходит оттого, что они этого не знают!

Кино может быть хорошим средством заработка, но в актерство нужно идти не за деньгами, это уж точно.

Читайте также: Кубрик — режиссер с мозгами шахматиста

— Сергей Александрович, у вас 25 августа день рождения. Как будете отмечать? Вы вообще очень занятой человек, всегда в работе и планах. Вам удается отдыхать?

— Не знаю, как буду отмечать, вообще не люблю так называемые праздничные тусовки, они мне не интересны. Больше люблю встречаться просто так, без повода.

А по поводу отдыхать, хороший вопрос. Я понимаю, что это уже ненормально все время работать и не отдыхать. Дал себе слово с этим бороться…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Анжела Якубовская
Анжела Якубовская — журналист, сценарист, корреспондент, автор Правды.Ру *
Обсудить