Российским производителям надо всерьез задуматься о качестве

Патриотизм шопингу не товарищ

Лозунг "Покупайте российское" становится особенно актуальным накануне скорого и неизбежного вступления России во Всемирную торговую организацию. Но как быть, если это "российское" сомнительного качества или еще более сомнительного происхождения? Довольно странно убеждать покупателя быть патриотом и при этом пытаться всучить ему явно некачественный товар. Если отечественные производители будут делать ставку только на лозунги, борьбу за покупателя и рынок они проиграют.

На открытии XV Всероссийского форума "Покупайте российское" прозвучало немало громких фраз о необходимости поддержки российского производителя. Еще бы — бороться есть за что: по оценкам экспертов, российский потребительский рынок по объему занимает 4-5 место в Европе. При этом доля отечественных товаров, например, в сфере легкой промышленности — не более 20 процентов. И шансы увеличить эту долю до 50 процентов, как было заявлено на форуме, с учетом предстоящего вступления в ВТО становятся еще более призрачными.

Впрочем, о ВТО присутствующие вспоминали, но без особо мрачных предчувствий. Как выразился Леонид Говоров, президент Московской торгово-промышленной палаты, "не надо излишне демонизировать последствия вступления в ВТО. Серьезной катастрофы не произойдет, тем более, что глобальный рынок давно уже здесь". А самое главное, по мнению эксперта, что закрытие рынка отнюдь не способствует увеличению темпов роста производства и повышению качества местной продукции. И за минувшие 18 лет, пока Россия вела переговоры о присоединении к Всемирной торговой организации, у отечественного производителя не случилось никаких особых прорывов.

Читайте также: Россия начала торговлю воздухом

Представленный на выставке ассортимент отечественных товаров упрямо подтверждал эту истину. Вологодский лен, алтайский мед, маринованные грибы, камчатская икра, варежки, вязаные шапки, и почему-то белорусские колбасы и ташкентская керамика. У всякого патриотично настроенного покупателя, пришедшего покупать российское, неизбежно комом в горле вставал вопрос: и что, это все?

Проходят столетия, но ничего в корне не меняется: основной российский товар по-прежнему — то, что растет прямо под ногами и требует минимальной переработки. Понятно, что на выставке была представлена небольшая, если не сказать, мизерная часть компаний, работающих на российском потребительском рынке. Но и ассортимент говорит сам за себя.

К тому же, как выяснилось, отечественные товары имеют серьезные проблемы и с качеством. Эксперты, собравшиеся на круглом столе по защите интересов потребителя, проходившем в рамках форума, также нарисовали не слишком радужную картину. Например, по оценке Тамары Родиной из Российского экономического университета имени Плеханова, более 30 процентов рыбной продукции на наших прилавках фальсифицировано. И дело не только в переклеенных датах производства и повышенном содержании ледяной глазури. Очень распространенная проблема, когда под видом одного продукта покупателю продают совершенно другой. К примеру, вместо дорогого морского языка — дешевый пангассиус. По внешнему виду отличить одну рыбу от другой, когда она представлена в виде филе, практически невозможно. При этом, если морской язык стоит примерно 2000 рублей за килограмм, то пангассиус — 200. Как говорится, почувствуйте разницу.

А популярные консервы "Печень трески" давно уже не могут претендовать на звание натуральных. К печени отечественные умельцы добавляют рыбные молоки в растительном масле. В принципе, такой вид консервов тоже имеет право присутствовать на рынке, но тогда нужно честноуказывать состав в маркировке, чего, конечно, не происходит.

 

Читайте также: Рынок любит наивных покупателей

Не стоит особо верить вывескам "живое пиво", появившимся чуть ли не в каждой подворотне. Эксперт Михаил Елисеев сообщил о результатах недавнего исследования этого популярного напитка. Выяснилось, что ничего живого там нет, кроме вредной микрофлоры — в смысле бактерий. А так — обычное пастеризованное пиво. По словам Елисеева, проблема в том, что в пивном ГОСТе не прописано конкретно, что такое "живое пиво". Вот производители и пользуются этим пробелом.

С российским коньяком тоже не все просто. Во-первых, мало кто из российских предприятий использует для производства коньяка так называемый полный цикл (эксперт Юрий Белкин назвал лишь две компании). Остальные используют, в лучшем случае, смесь из импортных коньячных спиртов (тогда почему напиток считается российским?). А в худшем — обычный спирт с красителем и ароматизатором. И таких умельцев немало, потому что из всего сырья, представленного на нашем рынке, можно произвести лишь 60 процентов от общего объема изготовляемого коньяка. А из чего же тогда производятся остальные 40? Впрочем, эксперт успокоил, что откровенно опасного содержимого в коньячных бутылках пока обнаружено не было. И на том спасибо.

Единственным объектом для гордости на форуме стал Брянский комбинат камвольных тканей. Благодаря недавно проведенной там модернизации оборудования, предприятие начало выпускать шерстяные ткани суперкачества — в смысле очень тонкие. До этого в России тканей подобного качества не производили. Именно из камвольных тканей шьют форму для военных ведомств, школьную форму, а также мужские костюмы.

Читайте также: Как супермаркеты "потрошат" покупателей

До последнего времени российские производители проигрывали туркам и китайцам. Сейчас появилась надежда на завоевание отечественного рынка. И правительство готово подставить плечо: уже подписано распоряжение, что с будущего года все госзаказы на пошив формы для силовых ведомств будут ориентироваться только на отечественного производителя. Школьная форма, коллекцию которой комбинат разработал в качестве эксперимента, тоже начала пользоваться спросом. Поскольку произведена из натуральной шерсти с антиаллергенными и даже антибактериальными свойствами.

Порадовало и предприятие из Черкесска, наладившее выпуск специальной мембранной пленки, которая не пропускает влагу, но при этом позволяет коже дышать, то есть защищает от любого проливного дождя. Одежда с применением такой пленки пользуется спросом у военных и тех, кто проводит много времени на открытом воздухе. До недавнего времени подобная пленка закупалась у европейского производителя. Экспериментальная партия одежды с подобной мембранной пленкой уже отшита для министерства обороны.

Конечно, хорошо, что на российском потребительском рынке появляются товары, способные составить реальную конкуренцию иностранным фирмам. Но два предприятия на целый всероссийский форум это до обидного мало. Хотя не у всех столь пессимистичные настроения. Один из выступающих на открытии радостно заметил: "Не надо так уж носиться с этими инновациями. Зачем российским иконам инновации?"

Действительно, иконам они абсолютно ни к чему. Но если российские производители мечтают освоить не только рынок икон и валенок, то об инновациях придется задуматься. А заодно и о качестве.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Светлана Сметанина
Светлана Сметанина — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить