В московском СИЗО №3 скончался директор школы №1308 Андрей Кудояров

СИЗО со смертельным исходом

В выходные в московском СИЗО №3 скончался директор элитной школы №1308 Андрей Кудояров. Его подозревали в вымогании взятки за зачисление ребенка в 1-й класс. Однако до суда подозреваемый не дожил. У Кудоярова случился обширный инфаркт. Неопасный для общества педагог со стажем содержался в общей камере с экстремальными условиями пребывания. 

Андрея Кудоярова арестовали в мае этого года. По версии следствия, директор школы №1308 требовал с родителей взятку в 240 тысяч рублей за то, чтобы зачислить ребенка в первый класс учебного заведения.

Однако доказать вину Кудоярова правоохранительные органы так и не смогли. В минувшие выходные мужчина 1963 года рождения умер в столичном СИЗО. По предварительному диагнозу, причиной смерти директора школы стал обширный инфаркт.

Гибель подозреваемого во взятке мужчины в очередной раз подняла вопрос об условиях содержания подследственных и, собственно говоря, необходимости таких арестов.

В прошлом году было несколько громких скандалов, связанных со смертью подозреваемых в различных преступлениях, находящихся в СИЗО. Самыми вопиющими, пожалуй, были дела Веры Трифоновой и Сергея Магнитского, которые содержались в "Матросской тишине" в недопустимых условиях.

Читайте также: Тюремные нары — за брошенные носки

После этого в СИЗО была проведена проверка, которая выявила различные нарушения, а 11 сотрудников уголовно-исполнительной системы были, как сообщается, "дисциплинарно наказаны".

"В ходе проверки выявлены многочисленные грубые нарушения закона при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Наиболее распространенными из них являются ненадлежащая изоляция обвиняемых, несоблюдение установленной законом нормы санитарной площади, несоблюдение требований охраны труда осужденных и другие", — сообщили в Генпрокуратуре.

По данным ведомства, в учреждении не исполняются требования законодательства о раздельном содержании различных категорий заключенных: лица, привлекаемые к уголовной ответственности за тяжкие преступления, содержатся вместе с обвиняемыми в совершении преступлений небольшой и средней тяжести.

Нарушения также выявлены в медицинском корпусе изолятора: подозреваемым и обвиняемым, находящимся на стационарном лечении в больнице СИЗО, не созданы бытовые условия, отвечающие требованиям санитарии и гигиены. "У арестованных, впервые поступивших в СИЗО, заборы крови на лабораторное исследование для выявления заболеваний ВИЧ-инфекции и сифилиса берутся несвоевременно", — отмечается в сообщении.

Однако, по всей видимости, проведенная проверка никак на саму систему не повлияла, и подозреваемые продолжают содержаться в неподобающих условиях.

Читайте также: УДОбряя почву криминала и коррупции

Отдельный вопрос — стоило ли заключать Кудоярова под стражу? Взятка в 240 тысяч, конечно, не украденная булочка, но вряд ли директор школы был опасным для общества человеком.

По словам заместителя председателя Гильдии российских адвокатов, адвоката Московского юридического центра Владимир Алексеевич Самарина, в законе по поводу избрания меры пресечения все сказано достаточно ясно.

"Арест — это исключительная мера, когда невозможны другие меры. Вопрос в том, как понимается закон и как исполняется.

По закону, для ареста являются основанием подтвержденные сведения, что а) данный человек может продолжить заниматься преступной деятельностью, б) повлиять на ход следствия, в) человек может скрыться.

Эти пункты должны быть доказаны. Судьям плевать хотелось на закон, на судьбы человеческие. Эти смерти, о которых известно, — это верхушка айсберга. Принцип один: он сидит в тюрьме — мне с ним легче работать.

Я на сто процентов уверен, что насчет болезни директора школы было известно и суду, и следователю, и сотрудникам СИЗО. Содержания условия в изоляторах бывают разные, они иногда бывают сносные, но, как правило, камеры переполнены, люди спят по очереди. Основная позиция как администрации учреждений, так и врачей, которые там работают: "Да придуривается". Аспирин дадут и все", — говорит Самарин.

По мнению адвоката, изменить систему не получится, пока не убрать всех, кто в ней работает. "Их просто надо убирать", — говорит юрист.

Читайте также: Вал тюремного суицида остановят психологи

Председатель Общественного совета при ФСИН РФ, член Общественной палаты РФ, президент Фонда помощи заключенным, правозащитник Мария Валерьевна Каннабих также считает, что арест директора Кудоярова был излишним:

"Он не вор, не маньяк, не серийный убийца. Президент говорил уже, что такие люди, которые совершали экономические преступления и не опасны общества, могут не находиться под стражей. Для любого человека помещение в СИЗО, особенно если он не привлекался раньше, — это стресс. А СИЗО №3 не лучший в Москве.

Мы сейчас выясняем, обращался ли Андрей Кудояров за медпомощью, помогали ему и как. Однако понятно, что сердце останавливается не сразу, должны были быть какие-то симптомы. Ситуация должна была бы измениться, раз президент сказал. Надежда есть на изменения, будем добиваться улучшений".

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Ксения Образцова
Ксения Образцова — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить