Семь авиакатастроф случилось за последние 10 лет близ горы, где разбился "Сухой-Суперджет-100"

Надежда российского авиастроения разбилась

Российский самолет "Сухой-Суперджет-100" разбился вчера во время демонстрационного полета в районе горы Салак в Индонезии. Эксперты обследуют место крушения. Множество фрагментов лайнера разбросаны по крутому склону, обнаружены тела погибших. Но российский суперджет — далеко не первый самолет, гибнущий близ Салака: гора словно притягивает катастрофы.

По последним данным, на борту разбившегося "Суперджета" было 45 человек, из них восемь россиян. Исследовав фотографии с места крушения, специалисты уже сделали вывод, что самолету не хватило всего нескольких метров, чтобы перелететь через гору.

Читайте также: На месте крушение "Суперджета" найдены останки погибших

Сейчас начаты работы по поиску бортовых самописцев. Ситуация осложняется тем, что спасателям очень трудно добраться до самой точки крушения — склоны горы очень круты, обломки лайнера скатились вниз и занимают большую площадь. С вертолета был высажен десант спасателей, к месту крушения пробивается пешая группа.

Увы, эта трагическая катастрофа никак не добавит престижа отечественному авиастроению. Предполагалось, что во время азиатского турне сразу несколько стран заключат договоры на покупку лайнеров этого класса. В Индонезии наш "Суперджет", который по праву называют надеждой отечественного самолетостроения, выполнял первый демонстрационный тур по странам Восточной Азии. Как теперь сложится судьбы лайнеров этого типа — пока непонятно…

Как сообщают многочисленные СМИ, связь с самолетом была потеряна через 21 минуту после взлета из аэропорта Джакарты, когда он находился в районе горы Салак. Незадолго до этого командир экипажа Александр Яблонцев запросил у диспетчера разрешение на снижение до высоты 1,8 тысяч метров. Но ведь высота Салака — два километра!

Получается, что диспетчер, не разобравшись в ситуации, сам дал пилоту "добро" на снижение, в результате чего лайнер в тумане врезался в верхушку горы… Впрочем, не будем спешить с выводами. Пусть скажут свое слово эксперты. Так или иначе, про шефа-пилота погибшего "Суперджета" Александра Яблонцева коллеги говорят, что он был одним из самых опытных пилотов компании "Сухой". Именно он, кстати, совершил на этом самолете самый первый полет в 2008 году.

Уже создана комиссия по расследованию инцидента. Ее возглавил заместитель главы Минпромторга Юрий Слюсарь, а в состав вошли представители МИД и Объединенной авиастроительной корпорации, которой принадлежит холдинг "Сухой".

Индонезийские СМИ утверждают, что в районе горы Салак в западной части индонезийского острова Ява за последнее десятилетие произошло уже семь авиакатастроф! Буквально за несколько дней три человека погибли при крушении тренировочного самолета у деревни Сибунар у северо-востока горы.

В июне 2008 года у горы Салак в результате крушения самолета индонезийских ВВС погибли 18 военнослужащих. Авиакатастрофа в районе этой горы в октябре 2003 года унесла жизни семи человек, в апреле 2004 года — двух, в июне 2004 года — пятерых, и в октябре 2002 года — одного.

Пассажирский самолет "Сухой-Суперджет-100" примечателен тем, что является первым самолетом, созданным в России после распада СССР, и первым российским пассажирским самолетом, разработанным с использованием цифровых безбумажных технологий. Разработчиком и производителем самолета является компания "Гражданские самолеты Сухого" — подразделение авиастроительного концерна "Сухой".

По официальным данным, самолет предназначен для эксплуатации на малозагруженных авиалиниях протяженностью до 3000 километров (при базовой комплектации) и до 4500 километров (при так называемой LR — комплектации с увеличенной дальностью полета). Первые серийные "Суперджеты-100" поступили в авиакомпании весной 2011 году. Ситуацию комментирует "Правде.Ру" эксперт в области гражданской авиации, доктор технических наук Сергей Семенович Берензон:

"Сухой-Суперджет-100" — одна из самых перспективных российских разработок в отрасли пассажирского самолетостроения. Сейчас самолеты этого типа уже есть в авиакомпаниях Armavia, Italy Airlines и "Аэрофлот — Российские авиалинии". Российский "Суперджет" не так уж и велик по своим габаритам — его длина всего 29,8 метра, а размах крыльев 27,8 метра. Его максимальная скорость — 950 километров в час.

Вместимость у лайнера тоже невелика — 95-98 пассажиров в зависимости от способа размещения кресел. В общем, параметры российского "Суперджета-100" не вызывают желания охать, ахать и цокать языком.

Читайте также: Гимн безалаберности: авиакатастрофа на земле

Но именно в таких ближнемагистральных машинах и нуждаются практически все серьезные авиакомпании мира. И именно "Сухой-Суперджет-100" был надеждой отечественного гражданского самолетостроения. Конечно, специальная комиссия когда-то даст подробные ответы о причинах крушения лайнера. Во всяком случае, в это хочется верить. Однако уже сейчас ясно, что эта катастрофа — трагическая случайность…".

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить