Увольняющихся полицейских обяжут оплатить обучение

Уходишь на вольные хлеба? Плати за обучение

По статистике, по специальности после окончания вуза работают чуть больше 20 процентов российских выпускников. Между тем, важнейшие отрасли задыхаются от дефицита кадров. Постановление о получивших специальное образование полицейских, которых обяжут вернуть деньги за обучение в случае увольнения, может кардинально изменить ситуацию к лучшему.

Накануне Нового Года правительство издало постановление "Об утверждении правил возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования или научно-исследовательском учреждении министерства внутренних дел Российской Федерации в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации". 6 января 2013 года его подписал премьер Дмитрий Медведев — и документ вступил в законную силу.

Читайте также: Кому и зачем идти на службу в полицию?

Как видно из названия, акт предусматривает новую для России процедуру — возврат сотрудником МВД средств, потраченных на его обучение государством, в случае досрочного ухода со службы. Правила расчета суммы скрупулезно расписаны — своя формула приводится практически для всех возможных случаев. Если полицейский отчислен из вуза, но продолжает работать в органах, если он ушел со службы сразу после обучения или все же немного проработал, и так далее.

За основу взят срок стандартного контракта — пять лет. Каждый отработанный год снижает сумму "неустойки" на 20 процентов. Соответственно, полная отработка срока контракта автоматически освобождает человека в погонах от всяких выплат.

В противном случае он будет обязан возместить потраченные на его учебу средства в течение месяца. Впрочем, при невозможности срок может быть увеличен до трех лет. Правда, о том, что ожидает "злостных неплательщиков", в правительственном постановлении не уточняется. Думается, что в этом случае будут вступать в силу обычные процедуры взыскания долга, как в случае неуплаты по кредиту.

Интересно, что документ не прописывает и никаких разновидностей расторжения контракта, освобождающих от уплаты "неустойки" — будь то желание самого сотрудника, его увольнение по инициативе начальства или что-то еще. Хотя, видимо, и эти моменты будут регулироваться связанными нормативными актами. В противном случае (чисто теоретически) возврат денег за учебу в милицейском училище можно будет требовать даже от полицейского, раненого при задержании преступника и уволившегося по состоянию здоровья.

Впрочем, все эти нюансы не отменяют главного значения новации — начавшегося по инициативе государства поворота к решению проблемы трудоустройства выпускников, получивших бесплатное вузовское образование, и нехватки кадров. Проблема же эта, мягко говоря, запущена. Один лишь пример: по словам экс-министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, 80 процентов выпускников медицинских институтов не идут работать по специальности. В то время, как только в больницах Красноярского края не хватает более 7 тысяч докторов — при том, что годовой выпуск одного среднестатистического факультета редко превышает 200 человек. Каждый желающий может посчитать, сколько десятилетий придется затыкать кадровые дыры, выпуская специалистов с 20-процентной эффективностью.

Конечно, всегда можно найти смягчающие обстоятельства. Дескать, и зарплаты у врачей малы, особенно во время обучения в интернатуре, и семью кормить надо. Но разве эти факторы были секретом для абитуриентов, когда они, невзирая на высокий конкурс, боролись за бюджетные места мединститутов? Нет, конечно — но каждый надеялся на авось. Не на то, конечно,чтоза годы обучения оклады медиков станут такими же, как на Западе — но на дальнейшее трудоустройство в солидной столичной клинике, лучше частной.

Читайте также: Кому и зачем идти на службу в полицию?

Увы, в медицине, как и в любой сфере, конкуренция за лучшие места весьма жесткая, и они редко достаются неопытным вчерашним студентам. Как в фильме "Москва слезам не верит": "Чтобы стать генеральшей, выйди замуж за молодого лейтенанта, помотайся с ним по отдаленным гарнизонам — а потом, глядишь, тебе и повезет лет через 20". Ждать же современная молодежь не желает, предпочитая все и сразу. И если не получается "зашибить деньгу" с дипломом врача (инженера, учителя, того же полицейского) — диплом этот без сожаления кладется на дно сундука, а его владелец идет в вездесущие "менеджеры" или "бизнесмены".

В итоге львиная доля бюджетных средств, потраченных на подготовку специалистов для нужд общества, вылетает в трубу. И никто не несет за это ни малейшей ответственности — система распределения молодых специалистов времен СССР разрушена. А 20 процентов выпускников, работающих по специальности — реалии почти всех отраслей.

Как же можно решить эту проблему? Кивание на европейский опыт тут малоприменимо. Да, там никто не заставляет молодых специалистов работать по диплому, потому что они и сами туда идут ввиду более высокого, чем у неквалифицированных работников, уровня оплаты.

С другой стороны, стенания о том, что зарплаты российских врачей ниже американских или немецких — это разговоры в пользу бедных. Потому что если впустить в отечественное здравоохранение "дикий рынок", значительная часть населения окажется без всякой медпомощи, а такая же часть врачей — без работы. Хотя, конечно, оставшиеся смогут получать легальные высокие доходы. Кстати, медицинская реформа президента США Барака Обамы была продиктована как раз тем, что при прежней чисто рыночной системе в самой богатой стране мира десятки миллионов американцев были лишены доступа к качественному здравоохранению.

Однако, кроме европейского, есть еще и американский подход к получению высшего образования — он заключается как раз в образовательных кредитах. За исключением небольшого количества студентов, учащихся за счет субсидий в не самых престижных вузах, люди обеспечивают свою учебу именно так. И отвечают за будущее применение полученных знаний исключительно перед банком и собственным карманом. Хочешь работать автослесарем, получив диплом врача — твое право. Но взятые в долг деньги придется отдавать с процентами.

Читайте также: Взятки победят заоблачными зарплатами

Это, конечно, не означает, что американцы, подобно большинству работников времен СССР, трудятся в одной сфере от юных лет до пенсии. В среднем они меняют работу (причем радикально) три раза за жизнь. Тем не менее, получив новую специальность, для начала отрабатывают с ее помощью потраченные на овладение ею средства. И лишь затем, если становится понятно, что выбранная профессия — "не то", думают о смене деятельности.

С этой точки зрения вышеупомянутое постановление правительства начало внедрять на российской почве один из самых надежных и добротных способов оптимизации затрат общества на обучение специалистов и практической отдачи им полученных знаний. Только распорядителем "квази-кредита" в данном случае выступает само государство. Остается надеяться, что данный опыт вскоре будет распространен и на выпускников других специальностей. Это позволит ликвидировать нетерпимую ситуацию, когда при обилии выдаваемых каждый год дипломов целые отрасли задыхаются от дефицита кадров.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить