Опера "Макбет": Зло побеждает добро?

Оркестр довел до конца тему победы. Макбет пал в поединке, зло вроде бы отступило. Злой король стал прошлым, стал историей. Великая музыка что-то подправила в душах. Зал встал, аплодируя. Мы посмотрели в Национальном академическом большом театре оперы и балета Белоруссии новую постановку. Оперу Джузеппе Верди "Макбет" по великой трагедии Шекспира.

Авторское отступление

Злая жизнь порождает злых людей. Это не аксиома, но все же. Слушаешь Верди — и думаешь как раз об этом. Можно об этом процессе сказать и так: злые люди делают жизнь невыносимой, изломанной, страшной. Опера — не философский трактат, но мы, так много знающие о мире, природе, войнах, политике и ее непрерывных цунами, ждем от этого музыкального ребуса неких откровений. Про маршруты судьбы, человеческие отношения, корни преступления, противоречия сердца.

Будто гадаем на музыкальной волне: если бы Жермон не попросил Виолетту отречься от своего любимого…если бы Джильда не постучала в дверь домика наемного убийцы…если бы Амнерис не осудила на смерть того, кого любила больше жизни…

Шелестят карнавальные тряпки, катятся по доскам сцены короны из алюминия. Опера — совсем не реальность, точнее — полная антиреальность. И все же — даже в нашей безумной и рациональной действительности - на груди человечества лежит живая роза, упавшая с куста оперного цветения. И вновь и вновь волнуют некоторую группу людей условные страсти, вписанные в безусловную стихию музыки.

И великий Верди, архаичный, фанатично преданный своему единственному кумиру- мелодии, всегда трогательный, рассыпающий жемчуг эффектных арий, вызывает злобу у практиков-циников. Не знаю, как вы, а я цинизма очень боюсь. Пытаюсь от него дистанцироваться. Опера — продукт доверия людей друг к другу. Опровержение власти цинизма. Люди решили, что можно спеть про боль утраты и горечь ожидания любимого — и поют. Одни поют, другие слушают. И этот доверительный союз пока существует. И пока с этим прекрасным явлением искусства не удалось расправиться.

И среди воинствующего практицизма Джильда стучится в страшную дверь. Без колебаний. И умирает за любимого. И Амнерис рыдает над темницей, в которой заживо замурован тот, кого она боготворила. Я все это к тому, что опера была и остается одним из корабликов наивности в безбрежном океане цинизма. Школой ассоциаций и аллюзий. Будем же ее беречь.

К слову: в Израиле деятельная и серьезная министр культуры, кажется, решила отвергнуть светлые миражи оперы — и предлагает прекратить оперу финансировать. Министру опера с ее элитарностью, обращением к общей культуре человека, к его ассоциативному мышлению не близка. Бывает. Вкусы разнообразны. О них не спорят, хотя если это вкус министра, то… Но, в общем, все имеют право на свое мнение. Будем толерантны.

Паутина и кровь

…В спектакле, поставленном режиссером Михаилом Панджавидзе и оформленном сценографом Александром Костюченко, два главных смысловых образа - паутина и кровь. В паутине бьются странные люди, в ней пляшут ведьмы, она разделяет толпу и знать. В самом начале истории, когда полководцы Макбет и Банко возвращаются с битвы, Макбет (я видела в этой роли Владимира Петрова) опьянен победой.

Опера Макбет: Зло побеждает добро?
Источник: фотоархив Pravda.Ru

Кажется, что мы в самом конце сказки: пришли враги, была битва — и мы победили. Макбет - как его показывает очень значительный вокалист и талантливый актер Владимир Петров — хорош собой, молод. Оптимистичен. Он легко и беззлобно смотрит на мир. А потом появятся ведьмы. И на лицо смелого воина ляжет тень. Он будто через себя, через сердце пропустит болтовню этих бородатых опереточных уродин. Он впитает в себя яд ночных испарений, видения болот.

Ведьмы напророчат корону — и мир покачнется. Жажда власти, огромная, беспредельная, станет навязчивой идеей. И Макбет убьет дядю-короля. И затаит злобу на Банко, недавнего друга и соратника, только за то, что тому ведьмы предсказали стать предком королей. И страх и злоба станут его спутниками. А леди Макбет (Нина Шарубина), которая в этом спектакле не чудовище, не подстрекательница, а просто хорошая жена, женственная дамочка, которой хочется быть первой в Шотландии, даже не понимает, что муж губит свою душу. Что придет возмездие. Что вихрь мщения снесет ее дом, ее любовь, ее жизнь.

Нина Шарубина в этой партии хорошо играет, вдохновенно выполняет сложный пластический рисунок роли. Владеет органикой и психофизикой поведения на сцене. Владимир Петров- Макбет так глубоко и чутко передает все нюансы падения, разложения личности героя, что подчас кажется, что понимаешь каждое слово, и не нужен никакой перевод.

Страшно и обреченно он вываливается из комнаты, в которой убил короля Дункана. "Кончено!". Рубикон перейден. Назад дороги нет. Коррозия сердца отражается на его любви. Жена для Макбета отодвигается в пустоту, во мрак. Там, одинокая и безумная, она бьется со своими призраками. Муж занят жестокими и абсурдными играми с короной. Корона, этот темный железный завиток, напоминающий челюсти, толкает его вперед.

И дряхлея, старясь с каждым новым убийством, этот Макбет по-детски верит в то, что он непобедим. Ведь нет на земле того, кто бы не был рожден женщиной. И никогда Бирнамский лес не пойдет войной на Дунсинанский холм, на дворец и преступного короля. И странной болью, жгучим недоумением вспыхивает его лицо, когда Макдуф (нежный, гордый Виктор Менделев) сообщает, что он не был рожден женщиной ("из чрева матери вырезан до срока"). И паутинный замок Макбета рушится.

Зло внутри человека, а не во внешнем мире

Туман рассеивается: ведьмы были только отголосками его собственных замыслов. Они ничего не сделали бы с ним, с его совестью, если бы он от них отмахнулся…Владимир Петров сыграл мощно и тонко. С таким Макбетом можно ставить шедевр Верди. Этого борца за корону и власть, несчастного и опьяненного ведьминскими кошмарами, прекрасно оттеняет скромный и надежный Банко (очень качественная работа Андрея Валентия).

Оркестр театра (дирижер Виктор Пласкино) звучит в спектакле живо и красочно, ровно. Сложнейшая партитура покорилась, а это безусловный успех.

Справился со своей задачей хор (хормейстер Нина Ломанович), абсолютно вжившись в фантомную, эксцентричную роль коллектива духов и призраков. И — в образ дисциплинированного, покорного народа. И в суровую армейскую шеренгу.

Хоровая сцена, в которой поется о бедной родине, просто тронула до слез.

Балет (балетмейстеры-постановщики Константин Кузнецов и Юлия Дятко) в этом спектакле получился немного похожим на танцы в формальном новогоднем утреннике. Ведьмы будто сбежали из современного мюзикла, в котором намешаны все жанры и стили. Они еще и на поклоне дурачатся, смешат. Мол, мы не страшные. Оно, конечно, так, но все же слишком много крови пролилось в этой оперной трагедии, и не стоит совершенно их окарикатуривать…

Зато шум от вращения декорации (плетенной вроде из той же паутины, что и занавес, но гораздо более тяжелой и негибкой) — предельно серьезный. И слишком часто солирует. Мешает. Сбивает настроение.

Художник по костюмам Вячеслав Окунев нарядил супругов в тяжеленные шубы (в статьях, появившихся накануне премьеры, даже есть точный вес этих одеяний), видимо, шел поиск достоверности, эффектности, учет климата. Вопрос "зачем" здесь риторический. Мех и кожа мало играют на пользу глубине образов. Другие костюмы тоже помпезны и масштабны. На мой взгляд — чересчур.

Режиссер Михаил Панджавидзе сделал решительные шаги навстречу великому сюжету, великой музыке. Искал свое, свою интонацию, свои акценты расставил. Многое получилось. Спектакль волнует.

Чудом и благословением звучат мир, свет, эстетика Верди. И его завет: да минует всех нас жизнь под властью зла. Да минуют нас подобные короли.

 

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
Российский космонавт назвал сумму своих командировочных на МКС
ЕС требует от России сохранить транзит газа через Украину
ЕС требует от России сохранить транзит газа через Украину
ЕС требует от России сохранить транзит газа через Украину
В Совете Европы заявили о "катастрофе" в случае выхода России
В Совете Европы заявили о "катастрофе" в случае выхода России
В приморской школе местные бандиты провели урок "по понятиям"
Почему Елену Бойко отдали на растерзание Украине
Российский космонавт назвал сумму своих командировочных на МКС
Сами не рады: Казахстан нашел способ надавить на Китай
Казахстан предложили переименовать "ради исторической справедливости"
Переворот в Венесуэле: сможет ли Мадуро удержать власть
Переворот в Венесуэле: сможет ли Мадуро удержать власть
Почему Елену Бойко отдали на растерзание Украине
Переворот в Венесуэле: сможет ли Мадуро удержать власть
Казахстан предложили переименовать "ради исторической справедливости"
Казахстан предложили переименовать "ради исторической справедливости"
В Совете Европы заявили о "катастрофе" в случае выхода России
Врачи вернули к жизни пациента спустя 2,5 часа после смерти
Переворот в Венесуэле: сможет ли Мадуро удержать власть
Ложь о Южных Курилах: эксперт расставляет точки над i