Командиры АПЛ стремительно молодеют

Он стал самым молодым Героем России среди командиров-подводников современного Северного флота. Капитану I ранга Алексею Дмитрову сейчас 39, но командиром АПЛ он стал в 32 года. Сначала его довольно большой командирский стаж в таком возрасте удивлял. Но, оказывается, командиров "слегка за тридцать" в современном подводном флоте России хватает.

В советские времена такое вряд ли могло случиться: к командирскому креслу в центральном посту атомной подлодки люди продвигались долгие годы. Должность эта на флоте даже не просто почетная, а по-настоящему элитная. Это, без всяких преувеличений, особая каста.

Несмотря на молодость, командир экипажа крейсерской атомной подводной лодки Северного флота капитан I ранга Алексей Дмитров служит на флоте 18-й год (считается вместе с училищем). За это время он совершил восемь дальних походов и принял участие в многочисленных учениях флота с применением различных образцов оружия. Уникальные задачи, которая выполнила его лодка, не рассекречиваются, но понятно, что "за просто так" Героя России не дадут, да еще в таком возрасте.

Алексей Дмитров -потомственный военный, в пятом поколении. Как пишет "Красная звезда", его дедушка по линии мамы служил в царской армии в запасном Сибирском полку. Родители Алексея учились в одной школе. Отец окончил Ленинградское высшее военно-морское училище радиоэлектроники им. А. С. Попова, всю жизнь служил на Северном флоте. Это же училище годы спустя окончили двое их сыновей: старший Герман и младший Алексей.

Только в отличие от отца и брата, которые освоили специальность "Радиотехническое вооружение подводных лодок", Алексей получил диплом третьего факультета — "Боевые информационно-управляющие системы подводных лодок". Этот факультет, кстати, считается в числе прочего некой кузницей командирских кадров.

Рождение Алексея пришлось на 1973 год, когда его отец учился в Ленинграде на Высших офицерских командных классах. И первый гарнизон, который помнит из своего детства Алексей, продуваемая всеми ветрами база атомных подводных лодок Гремиха. Помнится, этот гарнизон на самом краю Кольского полуострова называли еще "землей летающих собак" — просто в метели собак ветром сносило, и они подолгу летали, воя, пока их метель не "закатает" в какой-нибудь сугроб.

Автор этих строк, немало лет прослуживший на атомном флоте, прекрасно помнит, что между некоторыми жилыми домами в Гремихе была протянута специальная толстая проволока прямо до пирсов, где стояли лодки, чтобы не унесло ветром и человека… И все равно — многие мальчишки, выросшие в Гремихе, продолжили дело отцов и стали подводниками.

По признанию Алексея, именно непередаваемая атмосфера военных гарнизонов Гремиха, Гаджиево, Видяево, Полярный во многом определила выбор профессии. В то время отец Алексея командовал известной всему миру атомной подводной лодкой "К-19", пережившей две тяжелых аварии, о которых уже подробно писала "Правда.Ру". Уже после аварии реактора в 1961 году первый российский ракетоносец "К-19" флотская молва окрестила "Хиросимой". Тогда экипаж, по сути, спас человечество от ядерной катастрофы. Вторая трагедия произошла в 1972 году. Когда лодка после боевой службы уже держала курс в базу, в девятом отсеке произошёл пожар — погибли 28 человек.

Читайте также: Отряд советских АПЛ, перехитривший НАТО

После этих двух трагедий лодку считали самой невезучей на флоте и старались избегать на нее назначения. Вячеслава Александровича Дмитрова судьба дважды свела с "К-19". За год до пожара он выходил на боевую службу в составе экипажа, потом был переведен на другую лодку. Многих из погибших знал лично, поэтому очень тяжело пережил ту трагедию. В 1979 году его назначили командовать как раз "К-19".

Алексей выбрал флотскую службу. Когда он оканчивал в 1990 году школу, военная служба привлекала немногих — армия и флот разваливались вместе с Советским Союзом. Поэтому из его класса в военно-морском гарнизоне Полярный только трое решили стать военными. В итоге два человека окончили военно-морские училища, один — общевойсковое, а служит сегодня только один Алексей Дмитров, очень рано ставший элитой флота — командиром АПЛ.

Еще адмирал Макаров говорил: если хочешь узнать об офицере, узнай, у кого он служил, кто был его командиром… Алексею Дмитрову с командирами всегда везло. Вообще жизнь показала, что если офицер сразу после окончания училища попадет в дружный коллектив профессионалов, то из него будет толк.

Капитану 1 ранга Алексею Дмитрову довелось служить на многих кораблях соединения многоцелевых подводных лодок — "Тигр", "Волк", "Леопард", "Вепрь", "Гепард", "Пантера"… Дивизия, получившая в обиходе название "звериная", во многом способствовала командирскому становлению будущего Героя России.

Из восьми дальних походов Героя России Дмитрова самый продолжительный состоялся в 2009 году и проходил в дальней морской зоне Мирового океана. Дважды — в 2006 и 2009 годах — подводные лодки под командованием капитана 1 ранга Дмитрова признавались лучшими в Военно-морском флоте России.

Командиром лодки Алексей стал в 32 года, 2005 году, после окончания Высших специальных офицерских классов. Вот его слова из интервью "Красной звезде": "Меня очень задевает информация о том, что я якобы один из немногих подводников, кому удалось в 32 года стать командиром экипажа. Практически все нынешние командиры подводного флота возглавили экипажи тоже в 32-33 года! Вообще же на сегодняшний день на подводных кораблях служат в основном молодые офицеры, средний возраст — до 30 лет! Такого во времена СССР не было, офицеры были гораздо старше, особенно командиры".

А вот слова командующего подводными силами Северного флота контр-адмирала Андрея Воложинского, которые приводит Центральный военно-морской портал: "На наших подводных крейсерах сейчас средний возраст командиров менее сорока лет. Я сам стал командиром в 35. Хотя нередки случаи, когда особо талантливые офицеры становятся во главе экипажа подводной лодки уже в 32-33 года. И прекрасно справляются со своими обязанностями! Один из самых молодых командиров — капитан 1 ранга Алексей Дмитров. В 2009 году во время выполнения задач основного мероприятия он, уверенно командуя лодкой в Атлантике, напомнил нашим зарубежным, так сказать, "партнерам", что российский флот не покинул океан. За что и получил Звезду Героя России".

Почему же так молодеют командиры в российском подводном флоте? Идет ли это на пользу боеготовности наши субмарин, в том числе стратегических? Ситуацию комментирует "Правде.Ру" военный психолог, ныне полковник запаса, кандидат военных наук Виктор Семенович Деревянко:

"Да, такая тенденция наблюдается, пожалуй, с начала нынешнего века, с 2000 годов: командирский состав российского ВМФ молодеет, причем весьма заметно. Причин тут лично я вижу несколько. Первая: в 90-е годы, в период безвременья, с флота ушли многие перспективные опытные офицеры, которые, в принципе, могли бы стать хорошими командирами. Во-вторых, с возрождением флота с начала века начала меняться в лучшую, точнее, в более эффективную сторону вся система боевой подготовки офицеров флота. Командирам подразделений любой подлодки стало предоставляться больше самостоятельности.

Есть еще один нюанс: сейчас экипаж, кроме учебных центров, до винтика изучает боевую технику прямо во время постройки своей АПЛ еще на верфях. Особенно это заметно в Северодвинске, на верфях "Севмаш" и "Звездочка", где строится и модернизируется основная часть нашего атомного подводного флота. Такое практиковалось и во времена СССР, но гораздо реже. А ведь такое сотрудничество военных экипажей и корабелов крайне полезно.

Далее: вспомним, скажем, 70-е или середину 80-х годов прошлого века. Тогда на флоте усиленно практиковалось во время плавания лодок, даже в автономках, на боевых службах, присутствие так называемых старших на борту — командиров дивизий, комбригов, старших флагманских специалистов. Считалось, что они в случае чего смогут прийти на помощь командиру. На самом деле это иногда оборачивалось нервотрепкой на борту, экипаж боялся не столько не выполнить свои обязанности, сколько "не понравиться" старшему. Вот красноречивый пример.

В свое время мне довелось быть в составе группы специалистов, выяснявших причины неудачи так называемой операции "Бегемот" в 1989 году. Напомню, что знаменитый "Бегемот" — советские военные учения в Баренцевом море, целью которых был залповый последовательный пуск 16 межконтинентальных баллистических ракет (то есть всего боезапаса) с минимальными интервалами между ракетами (не более 20 секунд) с подводной лодки в подводном положении.

Причинами для проведения столь масштабных запусков послужили подписание между СССР и США договоров о сокращении стратегических наступательных вооружений, необходимость подтверждения эффективности морской составляющей ядерной триады, а также необходимость практической проверки возможности запуска всех ракет в течение короткого интервала времени. То есть задача была не в последнюю очередь и политической.

Эта операция довольно позорно сорвалась. Пуск должен был состояться с борта стратегической лодки "К-84" "Екатеринбург" проекта 667БДРМ. Но за несколько минут до старта, ещё при закрытых крышках шахт, из-за отказа датчиков давления не отключился "поддув ракеты", что привело к нарушению целостности баков горючего и окислителя. В результате произошло быстротекущее возгорание (к счастью, взрыва не было).

Техники выясняли свои причины неудачи, а мы, военные психологи, разбирались в ее морально-психологических причинах. Конечно, некоторые технические неисправности были. Но, как я считаю, не в меньшей мере "сыграл" и тот фактор, что на борту "Екатеринбурга" тогда было немыслимое количество проверяющих, "старших на борту", адмиралов и еще Бог знает кого с большими погонами.

Экипаж вынужден был питаться в четыре смены, спать в немыслимых местах, порой даже прямо на боевых постах, поскольку штатные каюты были заняты "проверяющими" и "обеспечивающими". Понятно, зачем такая куча начальственного народа набилась в лодку на выполнение столь ответственной задачи: ведь если бы "Бегемот" прошел успешно, всех бы их ждали высокие государственные награды. И вот — неудача.

"Проверяющие" при подходе к пирсу по-тихому, как-то, по-моему, даже стыдливо "просочились" с корабля первыми, оставив командиру "почетное право" одному докладывать о неудаче командующему флотом… Но попытку пришлось повторить, другого выхода не было.

"Бегемот-2" был проведен в 21 час 9 минут 6 августа 1991 года и полностью удался: с борта "К-407" "Новомосковск" того же проекта 667БДРМ были запущены 16 ракет (2 боевых Р-29РМ и 14 эквивалентных по баллистике ракет-макетов), то есть весь боекомплект, с интервалом в 14 секунд. Командиром лодки был тогда очень молодой командир капитан второго ранга Сергей Егоров.

Читайте также: "Ленинский комсомол" сгубила пивная пробка

Это был первый в мире залп 16 межконтинентальных баллистических ракет в истории подводных ракетоносцев. При этом на борту был самый минимум "проверяющих" и "обеспечивающих". Мой товарищ, участвовавший в операции "Бегемот-2", рассказывал потом: не было на лодке никакой нервотрепки, все решали задачу не понравиться "проверяющим", а выполнить свою работу четко и без сбоев. И успех "Бегемота-2" был великолепен! Говорят, лично главный конструктор кораблей этого проекта, Сергей Никитич Ковалев, жестко потребовал от Главкома ВФМ резко ограничить на корабле число людей в "больших погонах". Вот все и удалось.

Кстати, именно с тех пор количество "старших на борту" во время выхода российских лодок в море стало неуклонно сокращаться. Такая же тенденция сохраняется и сейчас. Командирам стали больше доверять. Правда, и спрос с них стал более строгий, чем даже во времена СССР, когда к подготовке командиров и экипажей подходили тоже очень жестко.

Сейчас командир при сдаче зачетов на самостоятельное управление кораблем обязан досконально лично знать устройство всех без исключения систем и механизмов огромного корабля, принципы их работы, знать лично всех без исключения членов экипажа, вплоть до их имени-отчества, места и года рождения, особенностей семейного положения и так далее. Морально-психологическая подготовка командиров сейчас тоже проходит на самом высочайшем уровне с применением самых новейших научных разработок.

А ведь молодым гораздо легче, хотя бы в силу возраста, выполнить все эти непростые требования, вот и молодеет элита российского флота. Со мной, конечно, некоторые могут не согласиться в каких-то частностях… Но факт остается фактом — российское подводное командирство явно молодеет!"

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе