Что сейчас происходит на Украине

Спецкор Pravda.Ru: иная Украина

."Иная страна" — так гласит огромный транспарант, закрывающий все еще закопченные стены одного из зданий возле Майдана, которое сейчас до сих пор чинят. И точно — Украина сейчас совершенно иная, чем когда-то мы знали ее… Намедни корреспонденту Pravda.Ru довелось побывать в Киеве и Харькове на одном мероприятии. Эмоции зашкаливают, факты удивляют.

Главный редактор Pravda. Ru Инна Новикова, благословляя, на всякий случай проинструктировала автора этих строк: рот там держи на замке, мало ли что, а глаза и уши держи открытыми… Насчет ушей: волею судеб украинский язык мне хорошо знаком, поэтому свободно мог переводить на русский все, что слышал. Ну, а глазам переводчик не нужен…

Наверное, само мероприятие, на которое пригласили в Киев, не стоит в данном контексте описывать подробно. Отмечу только, что носило оно статус как бы международного, но массовостью участников не особо отличалось. Таких "симпозиумов" в Киеве проводится, как оказалось, достаточно много даже сейчас… Прилетел из Питера на нашем "Аэрофлоте" — и сразу попал в "почти Европу". В зоне прилетного паспортного контроля аэропорта Борисполь десятка полтора дверей, и лишь над одной горит табло "Для іноземних громадян" ("Для иностранных граждан"), а над остальными значится "Для громадян України та ЄС" ("Для граждан Украины и ЕС").

Таким образом, в очереди скапливаются граждане не только России, но и Израиля, и США, и прочие "иноземцы" — примем вперемешку с россиянами (которых на том рейсе было не так уж и много). Рядом в очереди — мужчина с пейсами в пальто и черной шляпе, нервно трясет в руках израильский паспорт. Возмущается по-русски: мол, безобразие. Передо мной в длинной очереди два (как я понял, канадца), тоже чем-то недовольны.

Дошел до окошка контроля, однако молодым, почти юным пограничником сразу же был отправлен в комнату в самом конце прилетного зала, как бы "на беседу". Не менее юный паренек в камуфляже долго вертел в руках мой общегражданский российский паспорт с приглашением (бланк на мове, куча печатей) и позвал товарища постарше, тоже в камуфляже, только более поношенном.

Тот спросил: сколько, мол, денег с собой и был поражен названной суммой: пятьсот двадцать тысяч рублей и десять евро. В ответ на удивленное молчание объясняю: да так-то белорусских рублей (кстати, случайно у меня оказались, я еще в Минск заезжал). Ну и русские деньги есть на пять дней в Киеве… В конце концов строгого пограничника сразил аргумент: мол, мероприятие в Киеве, на которое меня пригласили, будет носить статус Международного, только если в нем буду участвовать я — единственный иностранец, то бишь россиянин. Мол, Киев лишится чего-то Международного, ежели что…

Лично отвел к окошку без очереди, которая так и не кончались к тому времени. Для тех, кто вдруг собирается в Киев, разъясняю: надо еще будет заполнить миграционную карту — кусочек бумажки, на которой надо написать свои ФИО. Именно на ней штамп и ставят, чтобы показывать милиции в случае чего, ее данные и в компьютер на границе заносят… "На добрую память" ее оставить не удастся — изымают при вылете. Собственно, обычная процедура, почти такая же, как и в других странах. Но вот куча входов для "украинцев и граждан ЕС" и всего одна для прочих "іноземців" — впечатляет…

Киев прекрасен, особенно когда в нем впервые. Украинские коллеги по мероприятию сразу предупредили: одному по городу лучше не ходить — если впервые, заблудиться легко. Андреевский спуск, Подол, храмы, правительственный квартал — впечатляет, несмотря на скверную погоду. От Майдана ждешь чего-то "такого", что возникает после новостей что по российским, что по украинских каналам. А никакого такого особого чувства и что-то не появляется, уж простят меня киевляне, водившие по столице Украины.

Для некоторых из них (лично убедился) площадь как бы священная, а для других словно проклятая. Несмотря на такие расхождения, эти два полюса Украины никак между собой по этому поводу не ругаются, во всяком случае, в присутственных местах, на официальных мероприятиях и при россиянине. А уж что там они говорят на кухнях — так и у нас много чего говорят…

Красивая широкая площадь, только окружающие дома задрапированы — идет ремонт. На брусчатке резкая, хорошо заметная граница: камни вырывали из мостовой во время майданных беспорядков. Новые камни, положенные вместо них, имели при том пасмурном освещении какой-то странный красноватый оттенок… Не тот сорт подобрали при ремонте площади, наверное.

На аллее "Героев небесной сотни" свежих цветов почти нет, но искусственных навалом. Народу немного, хотя вроде бы день. Мои спутники чуть приотстали, пока орудую фотокамерой. Хотел что-то спросить, обращаюсь к прохожей бабушке: "Простите, можно спросить?". Та презрительно отворачивается и проходит дальше. Хм. У следующего прохожего, немолодого мужчины, спрашиваю уже так: "Вибачте, можна запитати?". И тот, презрительно на меня глянув и сплюнув, тоже уходит. У третьего, молодого парня, увешанного фотиками и сумками, на всякий случай вопрошаю: "Excuse me, may I ask?". Тот радостно отвечает, тараторит, словно встретил кого-то родного. Sorry. Мой английский не настолько хорош…

На драпировке на одном из ремонтирующихся зданий у Майдана — громадная надпись "Єдина країна". На другом, по Крещатику — "…иная страна", по-русски! Огромное "Ед…" загнулось, ушло за угол. Прикольно. Но, по сути, совершенно верно. Иная.

Вокруг Майдана вместо рекламы салонов или шикарных авто на баннерах — казак Гаврилюк. Герой "ихнего" времени. Мои экскурсоводы наперебой — кто на украинском, кто на русском — пытаются рассказать свежий анекдот про колоритного хлопца. Такое впечатление, что на Украине он как бы становится или Штирлицем, или Чапаевым, или чукчей — короче, основным фигурантом фольклорного юмора.

Вечером посмотрел прямой эфир на Пятом украинском канале, где имело место явление Гаврилюка. Статный мужчина в униформе, теперь народный депутат Верховной Рады VIII "майданного" созыва. Красив, ничего не скажешь. Но… "Иногда лучше жевать, чем говорить". Как он, интересно, в Раде будет общаться с политическими зубрами? Анекдотов про него не записывал и даже не запоминал. Чтобы казака Гаврилюка не обидеть — а вдруг он интернетом пользоваться умеет?

Версий о том, как его занесло в совершенно голом виде на "Євромайдан" из глухого "западеньского" села, множество — каждый мой сопровождающий имел свою. Но все они, в принципе, сводились к анекдотам. Даже неудобно стало. Уважать надо своих "народних героїв", хлопцы! Тем более, что они сейчас главные звезды любого украинского телеящика. Хоть насчет речистости не очень, зато "гарные і свідомі".

В центре Майдана — множество свечей. 21 ноября, в первую годовщину "революції гідності" ("революции достоинства"), свечи построили на площади в виде огромного тризуба, и зажгли. В вестибюле гостиницы, сидя у телевизора на диванчике, командировочный мужичок (как я понял, из Сум), когда смотрел церемонию празднования годовщины на Майдане, вслух ругался матом. С ним подрался другой командировочный (насколько можно было понять, из Полтавы). Я разнимал.

Потом, вместе хлебнув горькой, "политические оппоненты" почти всю ночь дуэтом в соседнем со мной номере пели песни самого широкого народного репертуара — от "Несе Галя воду" до "Что тебе снится, крейсер Аврора". Толерантность и взаимоуважение. Часа в три ночи оба ко мне в номер постучались: "Ты, говорят, из России? Будешь с нами?". Ну как тут откажешься? Все как у нас. И до утра потом мужички ругали Раду, правительство, Коломойского, Порошенко и приговаривали: "А все равно во всем виноват ваш Путин!". Причем за Путина все-таки выпивали неоднократно.

Потом другая планета — Харьков. Конференция ветеранов, посвященная 100-летию Героя Советского Союза Израиля Ильича Фисановича — единственного еврея, командира подлодки Великой Отечественной. Загадочно погибшего вместе с кораблем от бомбы английского летчика при перегоне из Британии в Мурманск в 1944 году. О Фисановиче Pravda. Ru не так давно давала цикл публикаций — потому, наверное, и пригласили. Перед моим выступлением объявили: "А сейчас журналист из России…" — и фамилию озвучить даже не успели. Как раньше писали, "аплодисменты, переходящие в овации". Нашу Pravda. Ru наградили специальной медалью имени адмирала флота Советского Союза С. Г. Горшкова — за публикации о подводниках. Удостоверение о награждении выписано 21 ноября 2014 года — аккурат в годовщину Майдана. Символично.

Раздал участникам конференции в Харькове все российские значки и календарики, которые готовил для киевлян. И все визитки, даже которые на английском. Многие расстраивались: мол, так ты что, не русский, что ли?

На сетке-драпировке постамента недавно снесенного в Харькове памятника Ленину крупно вежливая надпись по-русски: "Уважаемые харьковчане и гости города, просим извинить, памятник на реставрации". На другой стороне площади, говорят, самой большой в Европе — палатка, у которой два замерзших паренька под охраной пяти (лично пересчитал) милиционеров в форме. Собирают "на армію". Толп добровольных пожертвователей не наблюдается… Иная страна, иная.

Ну что ж, о долгом разговоре с предпринимателем средней руки из Донецка, который снабжает земляков продуктами, и о том, как относятся к боям на востоке украинские ветераны Афгана, и о том, почему на российских и украинских телеканалах совершенно одинаковая "картинка" в новостях — в другой раз. Как говорится, продолжение следует…

Читайте также:

Китай уверен, Украина напала на Россию

Украина утонет в серийных преступниках

Чем ближе зима, тем сговорчивей Украина

Украина: У руля встали полублатные хуторяне

Украина: с новым, 1937-м годом!

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить