"Точка зрения" Героя России летчика-испытатель Магомета Толбоева

Магомед Толбоев: Причина авиакатастроф - взятки

Официальных итогов расследования трагедии c "Боингом-737" в Казани пока нет. Но уже появились сообщения о том, что в катастрофе виновен погибший сын президента Татарстана, 23-летний Ирек Минниханов. Специально для "Правды.Ру" Герой России летчик-испытатель Магомед Толбоев комментирует эту и другие версии, рассказывает о подробностях расследования.

Смотрите видео

— На какой стадии находится сейчас расследование?

— В соответствии с международными стандартами расследование будет идти, пока не установят истину. Знаете, в США Боинг-727 утонул в Тихом океане. Нашли его, вытащили и только через 7 лет определили причину. Наша задача не обвинять. Мы не прокуроры, не следственный комитет. Мы ищем причину, чтобы дальше такого не повторялось.

— "Мы" — поясните, кто это? Комиссия по расследованию в данном случае?

— Международный авиационный комитет (МАК).

— Основная версия сейчас какая?

— Есть версия, что экипаж был абсолютно не подготовлен, экипаж никакого профессионального отношения не имел к этому самолету. Свалить на пилотов — это самый лучший вариант для всех. Погибли — спроса нет. Экипаж на допрос уже не вызовешь.

Вопросы возникают другие: "Почему эти летчики оказались там? Кто их обучал? Кто переучивал?". Извините, когда мне говорят — возраст 47 лет, командир — штурман бывший, второй пилот — бортинженер бывший…

— Но я предлагаю о подготовке пилотов поговорить позже. Я когда смотрел данные следственного комитета сразу после катастрофы, там были версии — это ошибка пилота, неисправность оборудования и так далее. Но есть еще одна версия. Версия того, что это был некий теракт, потому что в кабине мог находиться сын президента Татарстана. У вас есть такая информация?

— Нет! Абсолютно! Я Ирека знал. Извините, еще 8 лет назад. Я с Миннихановым, президентом Татарстана, знаком давно. Я и мои ребята его учили летать на вертолетах. Он летает сам. Он — гонщик. На Раменском автодроме рядом с нами он гоняет. Он великолепный профессионал и как президент Татарстана достойный.

— Может быть, специально такую ситуацию на борту организовали? И эти данные, насколько я знаю, были озвучены экспертами МАКа.

— Это никак не возможно! Ну, никак! Извините, у меня все материалы есть. Помимо официальных данных у меня есть личные отношения, друзья и ученики не только в МАКе и Минтрансе, они со мной искренни. И говорят все, как есть.

Это ведь не первый подобный случай, сын президента Дагестана погиб во Внуково. Причина одна — взяточничество, деньги. Вот это и приводит к трагедиям.

— Вот теперь и хотелось бы поговорить про профессионализм. Если вас правильно цитировали СМИ, вы ввели такой термин, как "гастарбайтеры в авиации". Кого вы имели в виду?

— Да! Я имею в виду, что на авиарынок России приглашают из-за рубежа отнюдь не лучшие кадры и закупают не лучшие самолеты. Это как в футболе — второстепенные лица, которые хотят заработать на России, потому что у нас денег много — нефть, газ продаем, деньги есть.

Пример вам, команда "Анжи" — Дагестан. Сулейман Керимов миллиарды дает, все процветает. Где они? За этот осенне-весенний сезон ни одного матча не выиграли. И кто от этого потерял? Они получили деньги, и все убежали. Гус Хиддинк уехал быстро, увез из Дагестана 47 миллионов евро, которые можно было вложить в Дагавиалинии? Поднять авиакомпанию.

В России за последние годы сколько самолетов упало? Хоккеисты в Ярославле погибли, Пермь, Петрозаводск. Почему никто не несет ответственности? Две машины столкнулись, человек погиб, виновному — тюрьма. А здесь — сотни людей в могиле, а преступники не установлены.

— Если я вас правильно понимаю, то отвечать должны те, кто принял на работу этих пилотов? Сегодня в авиации какая у нас ситуация: выбор между — меньше зарплата или больше профессионализм? Я знаю, что наших российских пилотов, которые обучаются в Российской федерации, замещают пилоты Испании, Франции. Какая мотивация у перевозчика?

— Вот тут-то, как принято говорить, момент истины. Мы своих не хотим учить. То есть русские меценаты — богатейшие люди, не хотят учить русских мальчишек. Вот меня Советский Союз учил. Я, сын тракториста и колхозницы, кто меня вывел на этот уровень, летчика, руководителя? Советский Союз, его программа, партия, правительство. С любовью к Родине, я стал патриотом. Cейчас такая программа есть? Нет ее! Где лозунг: "Молодежь — на самолеты"? Нет его. Что есть? Ничего нет!

Есть авиакомпании, которые покупают рухлядь негодную. Как на базаре восточном, кто кого быстрее обманет. А летчики? Их надо готовить лучше, чем саперов. И что? В Ульяновском высшем авиационном училище не готовят. Абсолютно не готовят.

Воровское общество создали. Я утверждаю, что в Ульяновске создано воровское общество и в прессе обвинил Росавиацию, что она — бандитская группа с ульяновской бригадой. После них идут другие. Красный Кут, летный институт, его разорили (Краснокутское летное училище гражданской авиации филиал Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации — ред.): 276 самолетов уничтожили, курсантов убрали.

А Пензенский тренажерный завод, который давал министерству обороны боевые и транспортные самолеты. Все! Его загубили и сказали: "Вам нет дороги на рынок". Дорога только шведам, у которых зять Ельцина Окулов закупил негодные тренажеры. Как быть? Я чувствую себя предателем русской авиации!

— Вопрос наших читателей: "Зачем махать кулаками после драки? Главное обеспечить ход расследования и не сваливать все на пилотов".

— Еще раз отвечаю, что пилоты тут ни при чем. Я говорю это уже 6 лет! Русские — самые сильные летчики, у нас самая сильная конструкторская школа авиастроения, двигателестроения.

— Вы говорили про летные училища, да, многие были уничтожены после развала Советского Союза, но те, которые сейчас функционируют, выпускают пилотов, не востребованных на рынке…

— Так кому они нужны?! Послушайте, я видел министра транспорта России. Из крокодиловой кожи ботинки у него, такие бело-красные, он сидит с умным видом, все рассказывает, как жить надо. Так ты скажи — идут учиться в училище? Идут. Кто платит? Государство. Если государство платит, то авиакомпании, покупайте его, нашего пилота, подготовленного государством, покупайте. Если не покупаете, тогда вы дайте деньги, и пусть ваши люди учатся в училище. На ваши деньги! Только авиаперевозчику это не нужно. А нужны взяточники, которые из Испании, Италии, где-нибудь, кого-нибудь подбирают.

Это — коррупция в прямом виде. Она заела авиацию, я такого никогда в жизни не видел. Скоро коррупционеры заедят подводные лодки, атомные крейсера. Скоро туда доберутся, они идут уже, ползут туда, ползут.

— Может быть, испанцы и французы более дисциплинированные за штурвалом? Я говорю это к тому, что, вот например, по выводам комиссии после пермской трагедии пилот был не трезв. А где была медкомиссия?

— В Советском Союзе было четко и ясно: экипаж проходил комиссию после всех этапов подготовки к полету. А сегодня экипаж проходит знаете где? В метеостанции. Они получают в диспетчерской метеорологическую сводку. Сводку получил — расписался — все, он свободен. А дальше, что он делает — никого не интересует. А раньше было, в советское время, инспектора на борту. Он может неожиданно появиться и проверить, все ли в порядке, никто не знает когда, тот просто сидит, как пассажир. И также два человека из КГБ всегда сидели и следили, и был порядок. А где сейчас порядок?

— Вы принесли с собой, я вижу, документы?

— Я схемы принес, как все это происходило. Московскую воздушную зону они прошли и должны были потихонечку сесть на полосу. Ветер 16 м/c — это 52 км/ч, примерно. Ветер их относит, относит, относит, за командирским штурвалом штурман, который всегда должен подсказывать командиру. А сейчас он сам командир. Он сам штурман и сам командир. Надо корректировать курс, а он продолжает упорно идти по прямой. Он входит и видит, вот здесь он не вписывается. Это не СУ-27, не МИГ-29. Он проскакивает его, входит сюда и начинает снижение. И при таком снижении автопилот его выводит. Он выводит его четко.

— Что в это время при переговорах с Землей происходило?

— Ничего! Они молчат. Полное молчание. Надо молчать. Ему здесь диспетчеры рассказали. Радиальное отклонение, радиальное отклонение, радиальное отклонение. Но по закону летчик принимает окончательное решение. А раньше диспетчер. Приказал диспетчер — выполняй!

Но мы во всем, даже в дурацком, копируем Европу. И вот они пришли сюда, проскочили. Видите, промахнули красную линию. Они отсюда идут, вот тут автопилот говорит ему: "Я ниже тебе снижаться не дам". Он держит 300 м. "Не дам" — говорит. "Чтобы ты не хотел, я тебе не дам", "Убиваться, я тебе не дам". Вот автопилот его вел: "Убивайся потом, я пока тебе убиваться не дам, пока я управляю". Он видит 300 м. Вот полоса. Полоса еще не видна, но она промелькнула как бы. А он смотрит — садиться невозможно. 1000 м и высота 300 м.

Он говорит: "Ухожу на второй круг". Вот тут и начинается. Это все продолжалось 45 секунд. Он отключает автопилот. Автопилот говорит: "Хотите, убейтесь без меня!" Он не выключает тягу, автотяга двигателей. Двигатели выходят на режим вывода. На второй режим, то есть на уход. Полностью уходят. Самолет почти пустой. Он становится под углом 25 градусов. Ну, если бы он шел с высоты там 2, 4, 17, 18 м — это одно. Но он уходил с трехсот метров! Ему говорят: "500 м, вот круг". Вышел по кругу, опять встал и пошел. И вот тут он стал вот так вверх.

Они не знают, что происходит. Он отдает ручку от себя, одну треть. Вот тут написано. Потом две трети, перегрузки при этом — 0.9. То есть все плавали в кабине, как в невесомости. Всё плавало там, книги, бочки, ящики, мусор. В это время он так и идет. И 75 градусов, 20 секунд он набирал, 25 сек. Снижался, на скорости 450 км/ч, 273 узла, он сталкивается с землей. Вот и все. Вот спрашивается: новейший навигационный самолет, все пилотажные контуры, все есть. Чего тебе не хватает?

— Виноваты диспетчеры?

— Диспетчер здесь абсолютно не виноват. Он что может сделать? Побежать и залезть в кабину или что? Он сделал все, что мог. Он предупреждал. Погибший экипаж, конечно, виноват. А кто их поставил на самолет? Вопрос! С таким налетом, с таким опытом!

Как человек за 9 месяцев, после АН-2, может стать командиром Боинга? В Советском Союзе такого никогда не было. Был АН-2, второй пилот, потом первый пилот, потом АН-24, Як-40, второй пилот, потом первый пилот, потом ТУ-134, второй пилот, потом первый пилот. И только в 36 лет становились командирами.

— В интернете иной раз недоумевают — может ли военный летчик квалифицированно оценить действия гражданских пилотов?

— Не мною замечено, что любой военный летчик, как правило, лучше подготовлен, чем гражданский пилот. По простой причине — ему приходится действовать самостоятельно и под прицелом врага. А это не одно и тоже, что сидеть с автопилотом в кабине, при всем моем уважении к гражданским коллегам. Я пролетал, испытывая, извините, 86 типов самолетов. Я садился на ТУ-154, сопровождая Буран, совершил сотни полетов без двигателей. ИЛ-62, ИЛ-76, ИЛ-86, последние мои испытания были ИЛ-86 на сертификацию. Посадку без дублирующих приборов, при отказе правой кабины, левой кабины.

— Сейчас готовятся изменения в Воздушный кодекс о том, чтобы машины старше 20 лет выводить из эксплуатации. Правильное решение?

— Я категорически против. Возраст самолета значения не имеет. Президент США сейчас летает на самолете Джона Кеннеди, которому за пятьдесят лет.

Вы знаете, в Ташкенте разобрали один раз военно-транспортный десантный самолет ИЛ-76 первого выпуска. Номер один. Решили его разобрать и разобрали. Как новенький! Единственный недостаток — резиновые технологии, то есть резина начала трещать. Вот новые резиновые прокладки поставили, а алюминиевые, дюралюминиевые в полном порядке. Ничего не надо. Поэтому самолет может летать и сто лет. Главное, уход за самолетом.

— Еще один вопрос телезрителей: кто контролирует в России уровень подготовки пилотов?

— Никто! Тот, кто платит — тот и барин. Тут беда России. Поэтому никто никому не подчиняется. Есть великий человек, зовут его Нерадько. Он — убийца! Он столько людей убил. И при том он молчит, не выступает после авиакатастроф. Хоть раз после того, как самолет разбился, Нерадько должен выступить, как руководитель Росавиации, как хозяин неба и земли. Хоть раз бы выступил, как человек! У него, смотрите, усы черные, волосы черные. Седые волосы у него есть? Нет, потому что ему плевать на вас. Он живет и жрет в свое удовольствие, а самолеты падают, люди гибнут…

Читайте также:

За халатность в воздухе мы платим жизнями

Старый Boeing лучше российских двух?

Гражданская авиация: сколько можно падать?

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Антон Фролов
Антон Фролов— журналист, корреспондент, видеоведущий Правды.Ру