Медики все чаще подвергаются нападениям со стороны пациентов

Клятва Гиппократа опасна для жизни

В мире существует отдельная категория людей, для которых постоянный риск столкнуться со злоумышленником превратилась в неотъемлемую часть профессиональной деятельности. И это отнюдь не только полицейские или инкассаторы: в число особенно рискованных профессий не так давно включены и врачи. Медики все чаще становятся жертвами недовольных пациентов.

Испанские ученые провели исследование, которое показало, что люди в белых халатах подвергают себя риску не меньше, чем полицейские и сотрудники других правоохранительных органов. В одну из ноябрьских ночей 2009 года в итальянском городе Пулья тридцатилетняя врач пункта неотложной медицинской помощи стала жертвой рабочего, который сначала притворился больным, а затем напал на нее с сексуальными домогательствами и нанес телесные повреждения. Именно тогда на повестку дня встал вопрос о том, как обеспечить безопасность медицинских работников.

Почти одновременно в Международном журнале профзаболеваний и охраны окружающей среды (International Journal of Occupational and Environmental Health) были опубликованы результаты исследования, которое испанские ученые провели в трех клинических больницах и в 22 структурных подразделениях городских и сельских служб здравоохранения своей страны. Судя по представленным данным, ставшая афоризмом цитата "наша служба и опасна и трудна" характеризует деятельность не только спецподразделений, но и медиков.

Читайте также: Пенсионер расстрелял врачей-непрофессионалов

В работе, которая содержит данные опроса свыше 1800 респондентов-медиков, в частности, говорится о том, что за тот год физическому насилию подверглись 11 процентов врачей и сотрудников среднего звена, угрозы, оскорбительные и унизительные комментарии в свой адрес выслушали 64 процента представителей самой гуманной профессии. В ряде случаев выпады в адрес медиков сопровождались "рецидивами", что негативно сказывалось на психическом здоровье пострадавших, мешая им оказывать квалифицированную помощь.

Трудней всего психиатрам и врачам "скорой помощи"

Само собой разумеется, в группе повышенного риска оказываются работники служб скорой и психиатрической помощи. Физическим нападениям подвергаются соответственно 48 и 27 процентов от общего числа медицинского персонала этих структур. В словесных выпадах пациенты, их родственники и друзья зашли еще дальше: много нового о себе узнали соответственно 82 и 64 процента медработников. Примерно такому же количеству врачей угрожали физической расправой. Среди жертв физического насилия лидируют медики среднего звена, которые чаще и больше всего контактируют с пациентами. Что касается угроз, то их досталось всем медикам поровну, независимо от диплома и специализации. Как показало исследование, обычно угрозы были адресованы тем, кто непосредственно отвечал либо за оказание медицинских услуг, либо за принятие решений: судя по всему, нападавшие стремились повлиять на характер и содержание самого решения.

Выделив группы повышенного риска, ученые далее постарались ответить на вопрос о медицинских учреждениях повышенной опасности для работников. Оказалось, что больше всего рискуют сотрудники крупных, многопрофильных больниц. Напротив, как свидетельствует статистика, риск агрессии минимален в узко специализированных, так называемых, профильных клиниках, а также в районных или сельских больницах, что, по-видимому, объясняется не столько статусом учреждения, сколько уровнем отношений, которые устанавливаются между медиками и получателями их услуг.

Сложившуюся небезопасную ситуацию "Правде.Ру" прокомментировал Михаил Михайлович Кузьменко, председатель ЦК профсоюза работников здравоохранения Российской, Федерации, член Президиума Совета Федерации независимых профсоюзов России:

"Действительно, необходимо признать, что в последние годы происходит все больше конфликтов между медработниками и больными. Особенно это касается сотрудников скорой помощи, они больше других страдают от неожиданных нападений. Чаще всего агрессивно настроенные пациенты в ход пускают кулаки, но бывают случаи, когда используются "подручные средства" вроде ножей, кирпичей, палок и т. п. В большинстве таких случаев медики отделываются ушибами и синяками. Но бывали и более серьезные инциденты, с применением огнестрельного оружия по отношению к врачам и медперсоналу среднегозвена".

Не выдал больничный лист — получай пулю

В ходе исследования не удалось выявить никакой взаимосвязи между частотой актов физической агрессии и полом сотрудника. Однако угрозы чаще всего адресовались лицам мужского пола.

Любопытно, что примерно в 85 процентах случаев нападавшими являются сами пациенты, из которых, как свидетельствуют результаты расследования инцидентов, около четверти страдает психическими расстройствами, а еще 6 процентов и вовсе пребывает в состоянии наркотического опьянения.

Михаил Кузьменко отметил, что "причины такого поведения больных самые разнообразные, начиная с проблем с "новыми русскими", которым кажется, что их персонам не уделяют должного внимания, до психически неуравновешенных личностей. Как правило, драки с врачами устраивают граждане в подпитии, а также наркоманы. От участившихся хулиганских нападений врачей не могут спасти и охранники, дежурящие в вестибюлях многих лечебных учреждений".

Среди мотивов, провоцирующих на противоправные действия, преобладают длительное ожидание приема, отказ выдать больничный лист, несогласие в отношении выписанных лекарственных средств. В подразделениях скорой медицинской помощи до 25 процентов всех нападений совершаются в отношении лиц, сопровождающих больных к месту лечения.

Исследование, проведенное Профсоюзом медицинских работников Италии SMI (Sindacato Medici Italiani) и опубликованное на страницах журнала Medicina prospettiva ("Перспективы медицины"), подтверждает, что врачи скорой помощи находятся в группе самого высокого риска: из каждых десяти человек нападениям и угрозам нападения, пусть даже и словесным, подвергаются 9 человек. Каждый пятый сотрудник "неотложки" был избит, а 13 процентам угрожали с применением оружия.

Британская медицинская ассоциация (ВМА) провела опрос среди почти 600 британских врачей и установила, что в минувшем году каждый десятый английский врач пострадал от нападений пациентов. Причем среди нападавших были не только люди с психическими заболеваниями, но и совершенно адекватные, на первый взгляд, лица.

Что делать?

При знакомстве со статистикой справедливо возникает вопрос о дальнейших действиях. Данные, полученные в ходе исследования, проведенного испанскими специалистами, а также других исследований, посвященных той же теме, представляют особую ценность, учитывая тот факт, что в большинстве случаев эти нападения (физические или словесные) остаются за рамками "протокола", особенно в случае отсутствия выраженных улик (травмы, переломы и т. д.). Медики предпочитают замалчивать инцидент, который зачастую квалифицируется не более как непредвиденное, хотя и досадное происшествие под лозунгом "с кем не бывает".

Вот что рассказала "Правде.Ру" одна из практикующих медсестер Ася Колокольцева (имя и фамилия по просьбе респондентки изменены):

"Я работаю медсестрой в психоневрологическом диспансере. И с такими явлениями, как угрозы в мой адрес, сталкиваюсь регулярно. Но это не так важно. Дело в том, что пациенты сейчас юридически достаточно грамотные, и беспрестанно заявляют о своих правах. А медики в итоге имеют только обязанности. Никакой защищенности ни от оскорблений, ни от применения насилия нет. Как быть? Например, в нашем диспансере профсоюзная деятельность ограничивается помощью в приобретении санаторно-курортных путевок и проведении банкетов. Что касается травматизма на рабочем месте — это запретная тема: сотрудник всегда "сам виноват". При необходимости оформления больничного листа в него вносится "бытовая травма", и не дай Бог оформить ее как производственную — уволят, а причину всегда найдут. Пациент сбежал — увольнение, пациент травмировался — увольнение, что-то разбил (окно, раковину и т. д.) — медсестры покупают за свой счет. И никого не интересует, что с такой политикой, работников почти не осталось. Вместо положенных четырех сотрудников на смену выходит два, а обслуживать приходится около 70 пациентов. Поэтому сейчас увольняют реже — больше наказывают "рублем". В итоге ни кому ты не нужен, и заступиться за тебя некому".

Читайте также: Болит рука? Диагноз: Вы беременны!

Из исследования, проведенного под руководством Сантьяго Гаскона (Santiago Gascon) из Медицинской школы профзаболеваний университета Сарагосы (Scuola diMedicina Occupazionale dell'Universita di Saragozza), следует, что психологические последствия агрессии для медработников выражены тем меньше, чем сильнее они ощущают поддержку своего работодателя. И, напротив, когда работник оказывается тет-а-тет с проблемой, последствия могут носить разрушительный характер: процесс возвращения к работе там, где человек подвергся нападению, и тем, от кого он пострадал, очень болезненный.

Полную беззащитность медиков в данной ситуации подтверждает и Михаил Кузьменко:

"Безусловно, пора принимать какие-то радикальные меры по обеспечению безопасности медиков на рабочем месте. Для сохранения чести и достоинства (а порой — и жизни) медицинского работника прежде всего нужен закон, специально оговаривающий ситуацию нападения и методы доступной защиты. Без него все сводится до конфликта частного лица с частным лицом. Хотя в некоторых субъектах РФ внедряются программы страхования медперсонала на случай получения травм и ранений, все-таки нужно новое законодательство на федеральном уровне.

Кроме этого, существует проблема врачебной ошибки, от которой также нужно страховать не только больных, но и врачей. Причем эта проблема возникает не только за операционным столом. Допустим, была сделана сложная операция, врач проявил чудеса профессионализма. Дальше требуется выхаживание больного, но выхаживать некому. В развитых странах соотношение количества врачей и медсестер составляет один к шести-семи, у нас же один к одному-двум. Таким образом, в нашей медицинской практике сложилась ситуация, что некому выходить больного, отсюда и риск осложнений, и другие негативные последствия.

Сейчас идут сокращения среди врачей первичного звена, а сокращение — это увеличение нагрузки, вследствие чего возникает переутомление работника. При этом врачей и так не хватает, особенно в поликлиниках. Это чревато ухудшением качества медицинского обслуживания, по причине которого в обществе возрастает недовольство людьми в белых халатах. В нашем профсоюзе разработаны стандарты качества, т. е. стандарты лечения. Согласно им нагрузка на конкретной должности должна быть строго регламентирована — ни больше, ни меньше. Мы стараемся внедрить эти научно обоснованные стандарты в общую практику.

Из сложившейся ситуации выход может быть только один: продуманная концепция на государственном уровне, нацеленная на создание хорошей медицинской системы в целом, и принятие нового закона, защищающего сотрудников медицинских учреждений.

Читайте также: На "врачей-вредителей" никто не доносил

Тогда и врачам будут созданы оптимальные условия для работы, и больным обеспечено качественное медобслуживание, и риск конфликтов между ними снижен до минимума".

Сибирские врачи нашли другой выход из данной ситуации: уже несколько лет в Красноярском крае медиков, работающих на "скорой помощи", обучают приемам самообороны. Постигать азы боевых искусств их заставила жизнь: нередко вместо того чтобы, приехав на вызов, спасать больных, врачам приходится спасаться самим от буйных пациентов.

Проблему нападений на врачей "скорой помощи", происходящих более десяти раз за год, в Красноярске пытались решить разными способами. Одно время медбригаду на вызовы сопровождали даже сотрудники милиции, но к каждому врачу охранника не приставишь, и в Красноярской "неотложке" решили пойти своим путем. Пройти "курс молодого бойца" врачей заставили участившиеся случаи нападения при вызове к больному на дом.

В случае опасности инструкторы учат врачей не задерживать нападающего, это работа милиционеров. Главное — уйти от столкновения. Защитить себя можно даже с помощью фельдшерского чемоданчика. На уроках самообороны врачи с энтузиазмом таскают друг друга за волосы и за ноги.

Тренеры воспитанниками довольны, занимающихся все больше, а результаты все лучше. После тренировок многие врачи могут запросто усмирить особо буйных пациентов броском через бедро.

Руководители красноярского здравоохранения надеются, что информации о дополнительной специализации врачей "скорой помощи" окажется достаточно и никто из пациентов не захочет проверять на себе их уровень владения боевыми искусствами.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Вадим Кириллов
Вадим Кириллов
Обсудить