"Большая Москва": стало вдвое просторнее?

C 1 июля Москва получила официальное право именоваться "большой", присоединив к себе 148 тысяч гектаров новой территории. Перейдут ли количественные перемены в качественные? Пока одни эксперты разрабатывают архитектурные планы новой московской агломерации, другие склоняются к мнению, что все ограничится лишь переездом федерального центра.

Буквально за один день или даже ночь — с 30 июня на 1 июля — Москва увеличила свою территорию почти в 2,5 раза. Как заявил в интервью "Правде.Ру" заведующий кафедрой региональной экономики и экономической географии Высшей школы экономики Алексей Скопин, "ничего подобного в мировой практике раньше не было". Что дальше? Понятно, что столь масштабное расширение территорий — только первый шаг. За ним неизбежно должны последовать уже качественные изменения. Правда, пока никто не знает — какие.

То, что для жителей новых территорий жизнь изменится к лучшему, можно не сомневаться. Уже заявлено о росте на 30 процентов фонда заработной платы в сфере образования и здравоохранения. Местные жители начнут получать московские, а это значит, более высокие, чем в области, социальные льготы и пособия.

Перспективы москвичей, проживающих на старых территориях, пока выглядят более туманными. Правда, московские власти объявили, что в связи с расширением Москвы плотность жителей уменьшилась более чем в два раза. Если до этого она составляла 10,7 тысячи человек на квадратный километр, то теперь 4,6 тысячи. Впрочем, вряд ли это заметят, например, жители Центрального округа — меньше людей там в ближайшее время точно не станет. Кстати, плотность населения в Москве сопоставима с Нью-Йорком. В других мировых столицах — Париже, Лондоне, Токио, Стамбуле — она значительно меньше.

Параллельно с расширением Москвы разрабатывается проект московской агломерации. Именно он должен по идее изменить в лучшую сторону жизнь "старых" москвичей. Например, если не избавить их вовсе от пробок, то по крайней мере, существенно сократить время от дома до работы.

Читайте также: Сколько стоит "прорезинить" Москву?

В конкурсе на развитие московской агломерации участвуют девять команд архитекторов, в том числе из США, Нидерландов, Испании, Италии и Франции. Но пока, по результатам промежуточного семинара, который состоялся в конце июня, больше всех оценочных баллов набрал российский проект архитектора Андрея Чернихова.

При этом он чуть ли не единственный, кто предлагает не масштабную застройку новых территорий, а реальное освоение уже имеющихся, причем в самом центре. Дело в том, что в Москве сейчас насчитывается более 18 тысяч гектаров индустриальных зон. Чтобы понять масштаб, сравните это с площадью внутри Садового кольца — две тысячи гектаров.

В этих "сталкерских" зонах находятся заброшенные земли, территории заводов, которые или уже закрылись или дышат на ладан, здания бывших НИИ, сдающихся в аренду маленьким фирмам. А еще есть воинские части, складские помещения — на самом деле огромное богатство, до которого по тем или иным причинам у московских властей не доходили руки.

На самом деле причина понятна — деньги. Все эти территории, особенно заводские, сильно загрязнены и требуют серьезных вложений на рекультивацию, при которой слой отравленной земли придется снимать на глубину до трех метров. "Но если выбирать между застройкой "с нуля" новых территорий и рекультивацией промзон, я поддерживаю второй вариант — в первую очередь из-за наличия там готовой инфраструктуры. Где-то можно построить университетский городок, где-то бизнес-центр, где-то — парк", — говорит профессор ВШЭ Алексей Скопин.

По его словам, уже объявлено, что на присоединенных территориях планируется строить несколько миллионов квадратных метров жилья в год (до этого строилось максимум 400 тысяч квадратных метров). "А кто будет создавать инфраструктуру для этих домов — строить дороги, подводить воду, свет, другие коммуникации?" — задается вопросом Алексей Скопин. По его мнению, бизнес этим точно заниматься не будет.

Читайте также: Грязная Москва милее Подмосковья

Именно по этой причине, на взгляд эксперта, перспективы полноценного освоения новых округов пока неясны. Для этого просто нет денег. И вряд ли они появятся в ближайшие лет десять — у московских властей нет соответствующих доходов, а у федералов полно других глобальных проектов: Сочи, саммит АТЭС, чемпионат мира по хоккею.

Кстати, рекультивация неиспользуемых территорий вполне могла бы решить проблему пробок. По мнению архитектора Андрея Чернихова, высказанному в интервью журналу "Огонек", это миф, что все транспортные проблемы Москвы кроются в ее радиально-кольцевой планировочной структуре. На самом деле многочисленные железные дороги, к которым примыкает множество промзон, режут столицу на плохо сообщающиеся между собой сектора. И чтобы попасть из одного в другой, приходится ехать через центр.

Иностранные архитектурные бюро, участвующие в конкурсе на разработку проекта московской агломерации, также делают упор на решение транспортных проблем столицы, полагая их первоочередной задачей. Одна из идей — максимально использовать железнодорожную сеть, соединив их с метро пересадочными пунктами. Вокзалы при этом желательно разместить на периферии города.

Читайте также: Промзону Москвы "подарят" Гагарину

Но, по всей видимости, и эти благие пожелания упрутся в денежный вопрос. Именно по этой причине Алексей Скопин видит наиболее решаемой только одну задачу — постройку нового федерального центра на землях Одинцовского района. Там и Внуково недалеко, и Рублевка. Впрочем, рассчитывать, что переезд чиновников "за город" разом решит проблему пробок, тоже не приходится. По расчетам, примерно 70 процентов работников различных министерств и ведомств передвигаются к месту службы общественным транспортом, а вовсе не на личных авто.

Что касается зданий в центре города, которые в этом случае освободятся, их судьба даже пока не обсуждалась. По мнению Алексея Скопина, тут нужно очень тщательно принимать решения: "делать из них офисные центры не имеет смысла — это еще больше усугубит транспортную проблему. Один из возможных вариантов — предоставить освободившиеся здания под музеи, многие из которых испытывают недостаток площадей".

Окончательно итоги конкурса на развитие московской агломерации подведут в сентябре.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Порошенко просит помощи Европы и США в уничтожении "Северного потока-2"
Канада отказалась ехать в Россию на Кубок мира по биатлону
Канада готова поставлять Украине летальное оружие
Фото искалеченного взрывом в Донбассе ребенка шокировало Германию
Кривое зеркало: что сказал бы Фрейд о русофобии США
Кривое зеркало: что сказал бы Фрейд о русофобии США
Плотность застройки в кварталах реновации не превысит 25 тыс. кв. м на 1 га
Комбриг ВСУ приказал убить своего зама — вовремя не поздравил
Первые переселенцы по программе реновации могут переехать уже в феврале 2018 года
Почему КНДР дает Штатам отпор, а у России "кишка тонка"
Кривое зеркало: что сказал бы Фрейд о русофобии США
Кривое зеркало: что сказал бы Фрейд о русофобии США
Почему КНДР дает Штатам отпор, а у России "кишка тонка"
Почему КНДР дает Штатам отпор, а у России "кишка тонка"
Почему КНДР дает Штатам отпор, а у России "кишка тонка"
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
За помощь полиции будут платить до трех миллионов рублей
Прогресс, которого не ждал никто: в Москве запущен проект телемедицины в УФСИН
Врач-сексолог: Детям опасно рефлексировать на тему половых отношений
Канада отказалась ехать в Россию на Кубок мира по биатлону

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры