Смерть Чуркина: Путин молчит — Запад в ступоре

ГЕНЕРАЛ-МАЙОР ФСБ о смерти Виталия Чуркина

По роду своей профессиональной деятельности, руководитель Центрального исполкома общественной организации "Офицеры России" Александр Георгиевич Михайлов — разведчик и экс-глава Управления правительственной информации России. Есть в интеллектуальном багаже генерал-лейтенанта полиции и диплом журналиста (в 1974 году он окончил факультет журналистики МГУ РФ). Руководствуясь этими соображениями, именно к нему обозреватель "Правды.Ру" обратился за комментариями по поводу тех мутных информационных потоков, которые изливаются из западных СМИ после гибели 20 февраля на боевом посту Виталия Ивановича Чуркина, постоянного представителя России при Организации объединенных наций и Совете безопасности ООН.

Александр Георгиевич, существует версия об отравлении Виталия Ивановича Чуркина. На сегодня ее муссируют как минимум пять-шесть крупнейших СМИ, включая американские телекомпании и российский медиахолдинг "Россия сегодня". В свою очередь, МИД Российской Федерации, в лице Марии Захаровой, от комментариев пока воздерживается…

Захарова правильно делает, что воздерживается, потому что мы прекрасно понимаем, что это скоропалительные выводы, сделанные какими-то "исследователями". Но дело, конечно, вызывает очень серьезные вопросы, потому что экспертиза подобного рода требует длительного времени. Как следствие, скоропалительное заявление о том, что произошло убийство звучало бы легковесно. А мировые агентства и газеты просто пытаются раскручивать очередную сенсацию. Глубоко убежден, что критерием истины является экспертиза, которая должна быть проведена очень тщательно. Самое главное, она должна быть озвучена, прежде всего, российской стороной, так как мы являемся страной, пострадавшей от этого… факта. Все остальные озвученные истории носят провокационный характер.

И тут возникает резонный вопрос: если какая-нибудь иностранная газета решила, что представитель России был отравлен, возможно, тем самым провоцируются какие-то ответные действия. Это самое опасное дело! Поэтому нам надлежит руководствоваться абсолютно проверенной и точной информацией и только после этого принимать взвешенные решения. Я полагаю, что если бы это было так и если бы мы располагали достаточными свидетельствами на данный момент, то, безусловно, министерство иностранных дел, да и, в общем-то, наверное, президент Российской Федерации высказали бы свою позицию по этому вопросу.

На мой взгляд, данный вопрос связан с очень мощной информационной атакой, направленной, прежде всего, на "подстрекательство" российской стороны на очень жесткие и, может быть, даже скоропалительные заявления. Именно поэтому наш МИД совершенно правильно проявил сдержанность.

Александр Георгиевич, вы — генерал-майор ФСБ, бывший руководитель департамента межведомственной информационной деятельности Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков. У вас очень большой опыт международной работы с вашими "коллегами" с другой стороны. Когда вы говорите о неких провокационных действиях, в ответ я могу сослаться на мнение одного из западных экспертов. Оно было неожиданно опубликовано на страницах французской центральной прессы — газеты "Ле Фигаро". Заявление принадлежит Алену Шуэ, бывшему главе Службы безопасности (СБ) внешней разведки Франции. Даже и не упоминая об информационном поводе, то есть уходе из жизни Виталия Ивановича Чуркина, подводится база под то, что на сегодня, согласно господину Шуэ, только Россия и Северная Корея используют экзотические методы отравления при помощи полония, уколов зонтиком и тому подобных вещей. Получается, можно считать, что, в принципе, уже идет некая комбинирования пропагандистская кампания для того, чтобы принудить Россию к ответным мерам. Является это, с вашей точки зрения, свидетельством подобного рода кампании? 

Безусловно! Тем более, когда речь идет о заявлении руководителя такого серьезного ведомства Франции, упоминающего об использовании полония и т. д. Тут, конечно, у меня возникают очень серьезные сомнения в его профессиональной компетенции. Потому что, по моему глубокому убеждению, сама история с полонием на территории Великобритании, лично для меня не является никакой загадкой. И фигура того же отравленного полонием Литвиненко — не более, чем продукт западного мифа, связанного с тем, что сами специальные службы Великобритании или имеющие отношение к ним люди могли осуществить подобную акцию с целью списать все задним числом на Россию.

В целом, скоропалительные и, прямо скажем, нелепые заявления со стороны руководителей специальных служб, очень часто вызывают тяжелейшие последствия. Вспомните историю вторжения в Ирак после демонстрации на заседании Совета безопасности ООН знаменитой пробирки! Тогда доказывали, что в Ираке производятся радиоактивные и другие боевые вещества. Это наглядная демонстрация того, как рождаются самые страшные решения, когда люди, занимающие серьезные посты, начинают делать безответственные заявления. В том числе, такие заявления иногда рождаются на основании материалов, почерпнутых в "Фейсбуке": так поступил, например, министр обороны США, после того как был сбит "Боинг" над территорией Украины. Иными словами, наблюдается некий кризис жанра.

Но мне хотелось бы сказать только одно: мы, россияне, уже давно вообще не используем никаких приемов умерщвления наших… идеологических противников, и не только их, но даже и прямых врагов. Конечно, если только это не происходит на поле боя. Действия последних дней выглядят крайне провокационно и, очевидно, преследуют цель добиться ответной реакции со стороны МИДа России и президента нашей страны. Прошу также обратить внимание на мое замечание о необходимости проведения тщательной экспертизы для обнаружения каких-либо отравляющих веществ. Обычно подобная процедура длится не менее двух-трех дней. На выработку окончательного заключения всегда требуется определенное время.

Между тем, все общественные "выстрелы", связанные с этой темой, были произведены даже до окончания инкубационного срока проведения самой экспертизы. На какую же нашу реакцию рассчитывал Запад? Мы уже не удивляемся тому, что Запад боится ряда вещей с нашей стороны. Но более всего он боится молчания Владимира Владимировича Путина. Когда он молчит, Запад впадает в ступор! Потому что возможные решения президента Российской Федерации непредсказуемы. Таким образом, сегодня, при помощи подобной шумихи, они пытаются добиться встречной реакции российского лидера. Какая же может быть реакция у главы государства, если его официального представителя в Организации объединенных наций принудительно умертвили каким-то хитрым способом?

Запад жаждет любого проявления чувств. Но с учетом того, что мы уже проходили, мы имели возможность сделать свои выводы. Теперь нас уже на мякине не проведешь! Следовательно, наша реакция будет выработана и высказана только тогда, когда мы будем иметь на руках соответствующие документы. И самое главное, при наличии этих документов, выработать адекватные политические меры. И только после этого будут сделаны соответствующие заявления.

Но на сегодня мы видим одну журналистскую пургу, которая кочует из одной газеты в другую. В ближайшее время появится огромное количество различного рода экспертов (причем экспертов с высокими должностями в прошлом и званиями!), по большому счету, опирающихся исключительно на заявления средств массовой информации. Это, конечно, нонсенс, потому что, как я уже говорил, прежде чем сделать какие-либо заявления, разведка и контрразведка должны 20 раз перепроверить другие источники и только тогда, будучи стопроцентно уверены, делать заявления или позволить себе подобные сенсационные выпады.

В данном случае, мы имеем дело с элементарной акцией. Все же действительные ответы на вопросы будут в свое время предоставлены нашим внешнеполитическим ведомством.

Могли бы вы рассказать, с учетом вашего опыта, о методах работы западных "коллег". Так, например, выступая в нашем эфире 17 марта 2014 года, вы рассказывали о том, как американцы разработали в 50-60-е годы, в рамках деятельности ЦРУ, проект "МК- Ультра" по использованию психотропных средств. Тогда опыты проводились на собственных гражданах. Не сложилось ли у вас впечатление, что, в отличие от российских спецслужб, которые не занимаются физическим устранением неугодных, так как это неэффективная мера, американские коллеги считают, что физическое устранение неугодных им людей может каким-то образом изменить ход истории? Можно, к примеру, вспомнить о том, что произошло со Слободаном Милошевичем в тюрьме Гаагского трибунала десять лет назад, когда ему могли ввести какие-то сильнодействующие вещества. Думаете ли вы, что американцы считают такие методы эффективными, равно как и их западные коллеги по НАТО?

Вообще, американцы — очень бесцеремонные ребята, особенно на уровне руководства специальных служб и их сотрудников! Поэтому очень часто они используют любые средства для достижения своих целей. Вспомним Вьетнамскую войну, когда джунгли поливали ДДТ, чтобы упала листва и можно было бороться с вьетнамскими партизанами. Тогда ущерб был нанесен не только вьетнамцам, но и огромному количеству собственных военнослужащих, принимавших участие в этой операции. Многие солдаты тогда погибли из-за контакта с химическими препаратами для нейтрализации партизан. Не отстают от американцев и службы Великобритании, которые, ссылаясь на непроверенные данные, вынесли вердикт по делу Литвиненко. Это, к сожалению, норма деятельности западных спецслужб.

Да, я в курсе, что в США периодически вспыхивают разного рода скандалы в конгрессе и сенате по поводу действий местных служб, но мы должны признать, что, к сожалению, американские спецслужбы не обучаемы: они из одного скандала влезают в другой; они пытаются манипулировать общественным мнением, распространяя ложную информацию. И, конечно, когда мы сталкиваемся с фактами обвинения России в такого рода акциях, то мы должны понимать, что за этим, прежде всего, стоят какие-то политические цели. Эти цели совершенно очевидны — вывести из равновесия, скомпрометировать Россию! Мы уже давно не удивляемся появлению различных версий не только в Евросоюзе, но и внутри самой России, где достаточно активно действуют некие представители, которые сделали и делают политический бизнес на распространении ложных сведений о нашей стране.

Поэтому когда дело касается американских спецслужб, мы должны понимать, что при устранении неугодных они действуют, как хотят. Обратите внимание, сколько людей вообще исчезло по громким делам! Сколько исчезло людей, которые так или иначе были причастны к каким-либо операциям! Очень часто бывает так, что стоит появиться в средствах массовой информации каким-то материалам, связанным с действиями высшего политического руководства США, как человек, так или иначе причастный к делу, уходит в небытие. И поэтому сегодня, конечно, об этих вещах должно говорить.

Но, возвращаясь к началу нашего разговора я все-таки хотел бы отметить, что мы должны понимать, что без участия экспертизы, без официального заявления министерства иностранных дел России по вопросу смерти нашего дипломата, все вопли и сенсационные заявления западных политиков, западных журналистов и руководителей спецслужб будут носить исключительно характер слухов. И этим слухам, наверное, верить нельзя до тех пор, пока не будет предоставлена полностью исчерпывающая информация.

Беседовал Александр Артамонов

Автор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *