Гражданская война в соцсетях и блогах

Третья мировая уже началась… в соцсетях

В Сети вовсю идет гражданская война, градус агрессии часто зашкаливает и переходит все разумные пределы. Главные потери за месяцы украинской истерии понес здравый смысл. Кажется, что многие блогеры уже сами верят в свои абсурдные выдумки. На эту тему в эфире видеостудии Pravda.Ru говорит главный редактор ИА "Рекс", историк и блогер Модест Колеров.

- В сети идет настоящая война. Агрессивность просто выплескивается на пользователей с мониторов. Есть мнение, что если бы интернет появился раньше, то Второй мировой войны бы не было. Вот сейчас есть интернет, телефон, факс, вокзалы, станции, возможность получать любую информацию. Даже события в далеких странах становятся близки для всех, а происходящее на Украине воспринимается особенно болезненно. Как ты на это смотришь?

- Болезненность украинских событий для нас лишь подтверждает, что мы не стали чужими, что речь о нас самих. Поэтому это так больно. Все мои материнские родственники живут там, и я полжизни там провел, когда рос, бывал каждое лето. Для нашего поколения это не будет окончательно чужим, потому что это происходит с нами самими. Про новые информационные технологии, медиа спорят: дают ли они свободу? Когда в упомянутую тобой первую половину ХХ века развивался массовый телеграф, говорили, что он убьет поэзию. Точно также получается, что новые виды медиа создают каналы и не только для свободы высказывания, но и для несвободы посредством контроля Большого Брата, воздействием на аудиторию.

Читайте специальный сюжет Гражданская война в головах

Получается, что каждая новая среда коммуникации воспроизводит сложное общество, но каждый новый способ вещания — телевидение, радио и так далее — очень быстро проходит путь от разнообразия, диверсификации к очень монополизированному рынку. А им управляют либо большие деньги, либо большие профессионалы, либо профессионалы, связанные с большими деньгами.

— Чаще так и бывает в наше время.

— Большие профессионалы, они же сильно затратны и убыточны. Иначе они бы не стали большими профессионалами. И эта медийная олигархия очень быстро захватывает ключевые точки контентного вещания. От обсуждения личных тем: "расскажите мне, где познакомиться с мальчиком", главное пространство быстро перешло к общественно-значимым: "что нового происходит на Украине". Аудиторию интернета условно можно считать мозжечком в политическом классе, в обществе. Она интересуется формулами. Людям достаточно знать формулу: всех убили, всех зарезали, кто плохой, кто хороший.

Читайте также: Владимир Файнзильберг: Всем, что происходит в соцсетях, манипулируют подготовленные люди

— То есть — уровень стереотипов — это белое, это черное, коротко, четко все ясно-понятно. Некогда что разбираться в тонкостях, это — долго и сложно…

- Любая массовая информация, любые СМИ производят стереотипы, придумывают мифы. Стремление к монополизации этого контентного сегмента интернета и происходит сейчас вокруг украинской, крымской и других важнейших тем. Но обнаруживается (к несчастью монополистов, сторонников олигархической медийной диктатуры, которая борется против государства под либеральными знаменами), что 93 процента населения России поддерживают решения власти по Крыму. Такие результаты опроса ВЦИОМа и ФОМа дали беспрецедентные опросы 45 тысяч человек.

Для репрезентативности опроса достаточно 1 600 респондентов — столько как раз опросил оппозиционный, ангажированный Левада-центр со своими формулировками вопросов, но и у них получился схожий результат. Это — мордой об стол! Такие результаты у либеральной олигархии в медиа-среде, вызвали, конечно, психологические расстройства.

Стало ясно, что начатая ими "гражданская война" в борьбе за монопольную власть, сначала медийную, а потом политическую, не пользуется в нашей стране поддержкой, не то чтобы большинства, абсолютного, подавляющего большинства. Не пользуется поддержкой на самых простых, на самых, можно даже сказать, шкурных, примитивных вопросах. Ослон Александр, глава Фонда общественного мнения, признался, что цифра 93 была получена впервые за все 20 лет исследований. Ничего больше не объединило и не объединяет наших людей, как понимание того, что Крым — это наша земля.

— Но в соцсетях, том же Фейсбуке, эти 7 процентов противников вхождения Крыма в состав Российской Федерации столько поставили постов и так громко кричали, что казалось, будто их не 7 процентов, а все 70…

— Это лишь иллюстрация к тому, чья монополия в этом мозжечке, производителе контентов, смыслов и так далее. Но у них довольно замкнутая среда — Газета. ру, Ведомости, Коммерсант, Эхо Москвы, Свобода, Би-би-Си — это взаимоопыляющаяся, эффективная сеть. Там даже не всегда нужно эти инструкции писать, там на кончике пальцев: "Путин — кровавый режим", "Правого сектора нет", "Ходорковский едет на майдан", "я не видел нацистской символики", хотя в центре майдана портрет Бандеры и флаги ОУН-УПА. А он говорит: "Я ничего не видел". Вся сеть забита роликами, целыми фильмами, фотографиями, боже мой, есть даже "живые камеры", а он — "не видел"! Так вот, эта добровольная слепота монополистов — где-то идиотская, где-то циничная — впервые натолкнулась на этот 93-процентный материк.

Читайте также: Дмитрий "Гоблин" Пучков: Запреты в интернете ничего не решат

— Когда Путин в третий раз шел на выборы, тоже была бешеная атака в СМИ, социальных сетях. Но он получил тоже очень высокий результат — 67 процентов. Моя приятельница сказала: "Я в жизни никогда не ходила на выборы. Никогда — вообще! Не голосовала ни за Ельцина, ни за кого. Здесь же было столько криков, столько шума и грязи, что я собралась и впервые в жизни пошла". Ей 65 лет. Получается, такая мышиная возня дала обратный результат. С Крымом вообще было абсолютно очевидно — насколько это ошеломительная победа. Эти массированные усилия вранья были просто великолепны в своей очевидной нереальности. Начать деятельность новая власть решила с закона о запрете языков. Как можно было до такого додуматься? Сразу стало все ясно. Сама власть и пропаганда все сделали, чтобы всех нормальных людей против себя настроить. Потом появилась информация, что 5 миллиардов потратили на это действо. Конечно, все неудачи и промахи списали на консультантов. СМИ все-таки отвечают за опубликованное, в социальных сетях — участвуют обычные люди и можно говорить все, что ни попадя…

— Вот это ты очень точно заметила эту разницу. Ожесточенность в социальных сетях, ожесточенность в блогах беспардонная, даже если обходящаяся без мата. Но там доминирует язык предельной ненависти. Он возможен только в социальных сетях России. Поскольку в Казахстане, например, соцсети в каких-то случаях приравниваются к СМИ по мере ответственности. Интернет стал дьяволом, которому человек позволил выйти из себя. Раньше в "Живом журнале" некоторые горячие мужики предлагали выйти в офлайн, встретиться и морду набить. Сейчас это уже лишнее. Сейчас офлайн никто не ищет. Он свой кайф ловит от простой брани. Фейсбук — это сеть для взрослых. Вконтакте, Одноклассники — другие возрастные аудитории. Там проще, примитивнее, и интересы у них другие. А во взрослых сетях действительно осознанно пытаются развязать "гражданскую войну". Точнее это — попытка переворота и подчинения массового сознания, установления диктатуры через социальную сеть.

— Цветные революции делались с помощью Фейсбука и Твитера. Их влияние на формирование общественного сознания можно рассматривать как современную пятую колонну. Соцсети притягивают людей, недовольных существующей властью, считающих, что именно власть виновата во всех их проблемах, в том числе даже личных. Сеть дает ощущение единства, что вот — они не одни, они вместе… — В этом диагнозе мне не понятно, какая им еще власть нужна, если основные медийные ресурсы, они контролируют или, по крайней мере, полуконтролируют. Вся всемирная слава этих Познеров, Венедиктовых создается на государственные деньги. Они сидят на теплых позициях. Вопрос-то в чем, чего им не хватало? Зачем им еще большая диктатура, зачем им еще больший контроль над политической повесткой дня? Зачем?

— Наверно, влияния, контроля и денег никогда не бывает много. Видимо, мы так запрограммированы, чтобы идти вперед, и нам все время хочется каких-то новых и новых побед. Вот мы очень радовались, когда проходил референдум и Крым вступал в состав России. Я разговаривала, со многими людьми из Севастополя. Для них это была такая радость, как 9 Мая в 45-м! Люди просто сутками плакали от счастья, но это уже состоялось и надо идти дальше. Возникают новые проблемы, и мы не можем радоваться все время. Смотря на посты под нашими и вашими публикациями, понимаешь, что народ там не скучает. В наше время каждый — сам себе режиссер, каждый хочет что-то высказать. Раньше, это могли делать мы — журналисты — у нас было образование, навыки работы с текстами. А сейчас такая возможность есть у всех, а мысли-то есть у всех, и все хотят их высказать. Все стали журналистами, политиками и экономистами… И все еще знают, как лечить и детей воспитывать… А когда сказать нечего, некоторые просто выплескивают жуткую ненависть. У нас есть просто два кавказских ресурса "Большой Кавказ" и "Джоржия Таймс", где под нашими статьями читатели между собой общаются. Среди них есть доктора наук, профессора, очень интеллигентные люди в обычной жизни. Но там они друг друга только матом кроют…

— Армяно-азербайджанская брехня. Другого слова не могу найти. Она погубила всю корзину на сайте "Независимой газеты". Они его просто загадили.

Читайте также: Олег Одинцовский: Написанное в интернете не вырубишь топором - это уже закон сетевых джунглей

— Надо учесть, что спрос рождает предложение. Сейчас появилось огромное количество специально обученных людей, которые занимаются провокациями. Иногда читаешь и думаешь: это вообще что, как можно написать такую ерунду? Я сегодня прочитала замечательную цитату в Фейсбуке: "Саша, все эти видео, про Сашка Билого, дергающего за галстук прокурора, и бегающего с автоматом, они сняты на Мосфильме. Такого персонажа не существует, как и Яроша. Нет у нас никакого "Правого сектора" и бандеровцев с лозунгами "Русских на ножи". Там, у вас в Подмосковье, отгрохали павильон "Майдан и окрестности", где снимают постановочные кадры, как "Беркут" закидывают молотами, и артисты все ……… Все это таджики снимаются. У вас вся киноиндустрия сейчас работает на провокационную картинку из Украины. У меня друг оператором там работает, я это точно знаю". И человек абсолютно уверен, ему поверят!

— Он не уверен. Это либо дебил, либо он просто отрабатывает. Нельзя же всерьез отрицать существование тех героев, которые обещали повесить за ноги министра внутренних дел, отрицает существование Яроша, который идет в президенты. Это — грубая информационная война.

— А кто эти люди? Потому что я, например, тоже вынуждена писать и как-то появляться в этой сфере. И вот я пишу, например, про ситуацию поезда Москва-Кишинев, в Виннице, который был ограблен. Приходит человек из Киева, я его знаю. Он закончил Киевский университет. И он заходит и говорит: "Этого не было". Я спрашиваю: "Юр, что было? Напиши, что и как было? Возможно, мы что-то перепутали. Возможно, наши СМИ что-то не так написали. Что было?". — Отвечает: "Ничего не было. Вообще ничего не было".

-Все-таки здесь есть объективная, психологическая основа помрачения. Но для взрослых, профессиональных, компетентных и грамотных людей, так себя вести стыдно. Потому что по поводу поезда под Винницей, были заявления нашего МИДа и МИДа украинского… Ничего опровергающего ограбление нет. И если бы не было этих событий, то приднестровцы не перестали бы ездить на автобусах через Украину. А они теперь закрыли все автобусные маршруты через Украину. Это стало реально опасно — грабят. Любая революция на 90 процентов состоит из уголовщины. Такое было в 1917-м году. Так же происходит сейчас на Украине.

Недавно я получил сообщение. В Киеве немецкая экспертная делегация проводила мониторинг по правам человека. Они обследовали жилье вокруг Майдана и подсчитали, что в результате голодных смертей, не приехавших "cкорых помощей", убийств, изнасилований, стрессов погибло примерно 300 человек. То, что там квартиры захвачены, это уже и так всем ясно. Но это нигде не опубликовано, потому что они не получили из своих структур разрешения придать гласности информацию. Слышал, что когда в Норильске сходит снег, появляются трупы — результат бандитских разборок 90-х годов. Такие "подснежники Майдана" будут многочисленны. Любая революция несет столько неучтенных жертв, что будет еще долго всплывать много интересного. Все революционеры обещают, что все будет хорошо, очень замечательно, просто надо еще немного потерпеть и еще чуток. А сейчас вот у нас гильотина временно работает. Вот сейчас еще пять лет гильотина поработает, а потом я первый ее сожгу, говорит очередной робеспьер.

Читайте также: Юрий Левченко: Дело не в Украине, а в том, что люди привыкли все ругать

— Тем не менее, история человечества, это — история революций.

— История человечества учит тому, что она ничему никого никогда не учит. Все происходит по тем же схемам, с теми же штампами и модулями, как столетия и тысячелетия назад с маленькими техническими добавлениями типа Твитера и Фейсбука. Все повторяется. Взаимная резня, грызня и отпихивание уже началось.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *