Субмарина сопровождала ледокол "Арктика" в Северному полюсу

Под "Арктикой" гуляла подлодка

26 августа исполнилось бы 93 года легендарному полярнику Юрию Сергеевичу Кучиеву, капитану ледокола "Арктика", который первым в мире из надводных судов достиг Северного полюса. В его биографии немало и других славных строк. "Правда.Ру" располагает информацией о малоизвестном факте: оказывается, "Арктику" к полюсу сопровождала наша атомная подлодка!

Юрий Сергеевич Кучиев родился 26 августа 1919 в ауле Тиб ныне Алагирского района Северной Осетии. Осетины по праву гордятся своим знаменитым земляком. Его именем названа одна из школ Владикавказа, а в республиканском музее капитану Кучиеву посвящена интересная экспозиция.

В 1938 году он с отличием окончил среднюю школу в Орджоникизе. Отец его Сергей Кучиев был народным комиссаром земледелия Северной Осетии, старым коммунистом. Он был репрессирован в конце 1930-х годов, позже реабилитирован. Однако клеймо сына врага народа разрушило заветную мечту Юрия Кучиева о карьере военного летчика. Но о том, что стал моряком-полярником, он не жалел никогда.

Читайте также: Корабли-легенды: "Арктике" покорилась Арктика

В 1941 году Кучиев был зачислен матросом на буксир "Василий Молоков" порта Диксон. В годы Великой Отечественной плавал в составе конвоев Северного флота. К концу войны окончил курсы штурманов, потом заочно — Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала Макарова. С 1944-го по 1962 год он — помощник капитана ледоколов "Ермак", "Малыгин", "Сибиряков", "Илья Муромец", "Красин".

С 1962 по 1971 годы Юрий Кучиев — капитан ледоколов "Мурманск", "Киев", дублер капитана первого в мире атомного ледокола "Ленин", а с 1964 — капитан этого ледокола. С 1971 года капитан атомного ледокола "Арктика". Звание Героя Социалистического Труда присвоено капитану Кучиеву именно за поход к Северному полюсу, о котором недавно писала "Правда.Ру".

17 августа 1977 года атомный ледокол "Арктика" первым в мире в надводном плавании достиг этой точки планеты. Этот рекорд, принесший заслуженную всемирную славу не только отечественному морскому флоту, но и всей нашей державе, иностранцами был повторен лишь спустя 14 лет — 7 сентября 1991 года.

Сбылись пророческие слова известного русского флотоводца и ученого, одного из создателей первого в мире линейного ледокола "Ермак" вице-адмирала Степана Осиповича Макарова. Еще в далеком 1892 году в своей докладной Морскому министерству он писал: "При содействии ледокола можно не только провести торговые суда в Арктике, но и достичь Северного полюса, к которому так стремилось человечество".

А легендарный полярный капитан ушел из жизни в 2005 году, работая до последних своих дней. Согласно завещанию Юрия Кучиева, его прах и прах его ушедшей из жизни в 1999 году жены торжественно преданы морю в районе Северного полюса командой атомного ледокола "Ямал" 19 августа 2006 года…

И есть в славной истории капитана Кучиева страницы, которые почти не известны большинству российских читателей. Оказывается, все время экспедиции к Северному полюсу ледокол "Арктика" под водой, под толстым слоем льда, сопровождала советская торпедная атомная подводная лодка проекта 671 "Ерш" с оперативно-тактическим номером К-438.

Самое интересное, что на борту "Арктики" знали об этом только капитан Юрий Кучиев и еще два-три человека, по долгу службы имевшие дело с приборами гидроакустики. А на борту подлодки, которой командовал капитан I ранга Алексей Коржев, о целях длительного подводного маневрирования знали только сам командир, да еще герой Советского Союза капитан I ранга Валентин Соколов, который тогда исполнял обязанности заместителя командира дивизии и был старшим на борту во время плавания.

А цель была непроста. Это длительное подледное плавание с выходом в точку Северного полюса и посвященное (как тогда было принято) очередной юбилейной дате, 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции, имело главной задачей обеспечить… покорение полюса атомным ледоколом "Арктика"!

Об этом рассказывает "Правде.Ру" член того экипажа К-438, ныне капитан I ранга в отставке, почетный ветеран Северного флота Виктор Семенович Лопарев:

"Тогда я был достаточно молодым офицером и, находясь в том памятном плавании, конечно, не знал, с какой целью мы так долго, целый месяц, ходим под водой разными курсами — ведь лодка установила абсолютный рекорд пребывания подо льдами. Все было строго засекречено. Лишь через несколько лет я услышал полную правду о том плавании от нашего замкомдива Валентина Соколова.

Итак, наша лодка имела целью находиться под водой, точнее, подо льдами вблизи от ледокола "Арктика", который пробивался к полюсу через льды. Мы как бы охраняли ледокол от возможных "неприятностей" — это был первый такой поход надводного судна, и неизвестно, что его могло ждать.

В случае аварийных происшествий на борту ледокола мы должны были всплыть и оказать ему помощь. Для "пробивания" толстенных льдов, толщина которых в отдельных местах доходила до трех метров, у нас на борту были две специальные торпеды.

Читайте также: Подводный "Бегемот" протрубил Апокалипсис

Дело в том, что этот поход был, так сказать, политическим — в 1977 году отмечалось 60-летие Великого Октября, и никаких сбоев в плавании "Арктики" допустить было нельзя. Во времена СССР все великие рекорды обязательно посвящались каким-нибудь политическим делам…

К счастью, ни торпедами не пришлось стрелять, ни всплывать. Ледокол достиг Северного полюса успешно, гражданские моряки и ученые установили там флаг, а на дно океана опустили специальную памятную плиту".

На полюс подводная лодка пришла днем раньше ледокола, 16 августа, и два дня выполняла геофизические работы в приполюсном районе. Лодка всплыла в чистой воде лишь 1 сентября, почти через две недели после покорения капитаном Юрием Кучиевым и его "Арктикой" Северного полюса…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить