Переименование улиц, городов и станций метро в России

Есть такая профессия - историю переписывать

С какой лихостью молодая Советская республика принялась уничтожать ненавистное царское прошлое. За короткий срок переиначили сотни названий городов, улиц и прочего. Выросло поколение манкуртов, иванов, не помнящих родства. Сейчас, похоже, начинаются те же страсти. Взять хотя бы ситуацию вокруг возможного переименования станции метро "Войковская".

Был в России город и назывался он Царицын, не в честь Государя или Государыни России, а по причине протекания через сие место речки Царицы. Бывший уездный город Саратовской губернии на протяжении ХХ века претерпел целых два переименования. Сначала ему дали имя товарища Сталина, который в годы Гражданской войны воевал на Волге, а потом — после развенчания вождя — переименован в Волгоград.

И если первых два наименования ничего не говорят ни уму, ни сердцу, то величавое имя Сталинград гремит до сих пор. Не только в лихую военную годину, но и тогда, когда союзники, а нынче "партнеры", начинают наезжать на нас, вспоминаем провидческие симоновские строки:

"Почувствовав почти ожог,

Шагнув, я начинаю речь.

Ее начало — как прыжок

В атаку, чтоб уже не лечь:

— Россия, Сталин, Сталинград!"

Небольшое отклонение: объясню про прилагательное "провидческие" — "Теперь, когда войной грозят нам, я всегда Припоминаю этот зал. Зал! А не первых три ряда". Для полного понимания, потрудитесь найти это стихотворение, и все станет ясным.

Названный в память дара Екатерины Великой запорожским казакам город на Кубани — Екатеринодар после революции получил новое имя Краснодар. Не в честь Красной армии, а по названию главной улицы столицы края — Красной. Словом "красный" в русском языке обозначали не просто цвет, но и красоту. Красный — красивый. Город, что и говорить, красивейший. И теперь в нем есть не только сохранившийся с дореволюционной поры Свято-Екатерининский кафедральный собор, но и восстановлен памятник императрице Екатерине Великой.

Отчего у нас часто переименовывают в ущербную сторону? Возьмем хотя бы метро "Красные ворота", прежде станция "Лермонтовская". Чем и кому помешал гений русской литературы? Кстати, прославленный в веках не только своими бессмертными строками, но и монументом, который, благодаря кинематографической шутке, никто не посадит — "Он же — памятник". Да, поэт Михаил Юрьевич жил у Красных ворот, но…

Вот одна из столичных станций метрополитена до сих пор называется именем царе- и детоубийцы Войкова. То ли Петр Лазаревич Войков, то ли Пинхус Лазаревич Вайнер, известный под партийными кличками "Петрусь" и "Интеллигент", а проще сказать, террорист, ненавидевший Россию, остался запечатленным в топонимике Москвы, в то время как гениальный поэт, любивший Москву "как сын, как русский, — сильно, пламенно и нежно!" оказался лишен такой чести.

Неудивительно, что в определенных кружках их члены хотят переименовать Большой Москворецкий мост в Немцов мост. Давайте не давать имена прощелыг нашим достопримечательностям. Учитывая созвучие, наши потомки — не приведи Господь! — подумают, что нас немчура завоевала.

18 августа по старому стилю 1914 года царь Николай II переименовал Санкт-Петербург в Петроград. Причиной первого изменения имени города стала начавшаяся война с Германией и обезумевшая толпа снесла памятник Бисмарку. Этот прусский помещик был повинен лишь в том, что "железом и кровью" объединил германские земли, но при этом всегда оставался противником противостояния с Россией.

Всегда на Западе находились охотники натравить сильнейшую в мире армию и самое могучее в Европе государство против соседней "варварской" державы. А в немецкоязычном ареале всегда находились больные на голову идиоты, готовые таскать каштаны для англосаксов, чтобы потом лизать им пятки и кое-что расположенное повыше.

Член экспертного совета комиссии Мосгордумы по градостроительству, государственной собственности и землепользованию, юрист и правозащитник Сергей Селиванкин в беседе с корреспондентом Правды.Ру отметил, что "прецеденты переименования улиц в Москве случались неоднократно, особенно в начале 1990-х годов, когда был массовый отказ по политическим мотивам от всего советского прошлого.

Большинство станций Московского метрополитена, впрочем, как и улицы, потеряли имена выдающихся деятелей советского времени. В частности, знаменитая улица Горького перестала существовать, хотя "буревестник революции" никаким образом не портил плоды демократии 1991-го года".

Наш собеседник указал на "политические мотивы переименования улиц" как "основную причину" отказа от своей истории. В качестве примеров Сергей Селиванкин упомянул переименование Большой Коммунистической улицы в улицу Александра Солженицына и переименования Таганского тупика в улицу имени Владимира Высоцкого.

"На мой взгляд, это неуважение к великому мэтру нашей музыки, нашей поэзии и к великому актеру. Для такого человека, как Высоцкий, конечно, надо было найти улицу в центре города", — сказал правозащитник.

Предыдущим градоначальникам столицы и нынешнему мэру тоже, Селиванов от себя лично, как от гражданина, посылал запросы "с просьбой разъяснить причины переименования станций Московского метрополитена: "Лермонтовская" — ныне это "Красные ворота", "Горьковская" — ныне это "Тверская", "Проспект Маркса" — сегодня это "Охотный ряд". Ответы высокопоставленных бюрократов где-то затерялись.

Оставим в сторонке вкусовщину, в каком квартале, какой длины улицу в честь кого называть. Наше общество и так донельзя уже расколото, но не по принципу двоеперстия или троеперстия, "белых" или "красных", а "креативных" и "ватников". И пока одни будут славить пастырей государства Российского, другая часть споет аллилуйя всем ворогам России. "Хто не скаче, той москаль!"

Возьмем не политические пристрастия, а экономику. Короче говоря, не вкусы, а цифирь.

"Процесс каждого переименования несет за собой изменение паспортных данных всех лиц, проживающих на подлежащих переименованию улицах, — подсчитывает правозащитник Селиванкин. — Это значит, что замена паспортов, соответственно, изменение любых частных договоров и любых документов, которые данный граждан имеет с третьими организациями.

Это уже вдарит не только по бюджету города (хотя и бюджету это обойдется в десятки миллионов рублей), но еще и по личности каждого отдельного гражданина, поскольку ни одна городская структура не будет тратить свои финансовые средства на внесение изменений и дополнений в договор, например, по кредиту.

В один прекрасный момент гражданин, который жил на улице Горького, а потом оказался на улице Тверская, но в договоре написан адрес, который больше не существует, то априори договор является недействительным".

И все-таки! Зачем нам с настойчивостью топтать то, чему прежде поклонялись? А не вычеркнут ли нас самих наши потомки за наше скудоумие и революционную нетерпимость?

Читайте также:

"Ленинопад" в головах, или Прощай, история!

Переименование улиц плодит проблемы граждан и затратно для казны - эксперт

Памятник Сталину в Липецке облили розовой краской

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить