Гроссадмирал Дениц: про «Вервольф» и войну на море (Часть 2)

Агония Третьего рейха: о чем молчали архивы (Продолжение)

ВОПРОС: Странным кажется ваше заявление о плохой осведомленности в общеполитических и военных вопросах. Как при таком положении Гитлер мог назначить вас своим преемником?

ОТВЕТ: Фюрер несомненно думал сделать своим преемником рейхсмаршала ГЕРИНГА. Но в последние дни апреля между ним и Гитлером возникли разногласия, в результате чего Геринг и не был назначен. Что касается моего назначения, то все думают, что в создавшейся обстановке Гитлер хотел иметь своим преемником не политического деятеля, а солдата. Очевидно фюрер предвидел неизбежность капитуляции Германии. Мне рассказывали, что 22 апреля фюрер объявил своим приближенным, что война проиграна и принял решение не покидать Берлина, остаться в своем бункере. Это мне рассказывали генерал-полковник ИОДЛЬ и фельдмаршал КЕЙТЕЛЬ, которые в тот день находились с Гитлером.

ВОПРОС: О каких разногласиях между Гитлером и Герингом вы говорите?

ОТВЕТ: Геринг знает об этом точнее. Геринг запросил Гитлера может ли он стать его преемником. Это было 23 апреля. В это время и возникли разногласия. Гитлер отдал приказ об аресте Геринга.

ВОПРОС: В каком состоянии находился подчиненный вам военно-морской флот Германии к моменту капитуляции?

ОТВЕТ: По этому вопросу могу дать об'яснение по памяти, в связи с отсутствием у меня документов.

К моменту капитуляции военно-морской флот Германии имел следующие корабли:

1. Крейсеров в полной боевой готовности – 2 – «Принц Евгений» и «Нюрнберг», находились в Копенгагене. В Киле оставались поврежденные авиацией крейсера «Эмден», «Шеер», «Хиппер». В Вильгельмсгафене находился крейсер «Кельн», поврежденный авиабомбами. Крейсер «Лейпциг», протараненный в Гдыне, был отбуксирован в Апенроде. Крейсер «Лютцов», поврежденный авиацией, оставался в районе Кайзерфорт в Свинемюнде.
2. Миноносцев – 33, из которых один был перед капитуляцией потоплен, а 7 требовали ремонта. Точнее, их местонахождение не помню.
3. Торпедных катеров в составе германского флота было до 80-ти, в постоянной готовности до 50 %.
4. Тральщиков больших типа «35», работающих на нефти, и типа «40» и «43», работающих на угле, было много, но точного числа я не знаю.
5. Подводных лодок в море было свыше 70-ти, в норвежских портах – 74 и в портах Германии – 150. Остальные лодки были законсервированы в связи с необходимостью дооборудования. О количестве потопленных лодок в конце апреля и начале мая сказать точно не могу. Большинство действующих подводных лодок – старого типа «VII» и «IX». Подводных лодок нового типа было несколько единиц.

ВОПРОС: В ваших показаниях о состоянии флота к моменту капитуляции нет никаких сведений о состоянии торгового флота. Что вы можете сказать по этому вопросу?

ОТВЕТ: К сожалению, я не располагаю подробными данными о торговом флоте. Подробные показания о торговом тоннаже может дать рейхскомиссар торгового флота гаулейтер КАУФМАН, постоянное местопребывание которого – город Гамбург. Насколько мне известно, он арестован английской полицией.

ВОПРОС: Какие потери имел германский флот в подводных лодках?

ОТВЕТ: Германский флот, начиная с 1943 года, ежемесячно терял 20-25 подводных лодок, особенно после усиления активности в поиске подводных лодок и широкого применения приборов радиолокации. Восстановление потерь шло медленно. Ежемесячная производительность германской судостроительной промышленности в течение последних лет не превышала 20-ти лодок.

ВОПРОС: В каких местах Балтийского моря поставлены минные поля?

ОТВЕТ: Показания по этому вопросу даю по памяти, в силу чего возможны ошибки.

Минные заграждения в Балтийском море были выставлены почти исключительно в Финском заливе.

В первый период войны с Россией (1941г.) были выставлены заграждения также в средней и западной частях Балтийского моря, в районах:

а) между южной оконечностью Оланд и Мемелен;
б) в Данцигской бухте;
в) в Мемеле, Пиллау, позднее в Либаве.

В ходе войны выставленные заграждения принесли много вреда собственному флоту, чем и было вызвано решение протралить минные поля в указанных районах.

В последние месяцы войны были выставлены заграждения в средней и восточной частях Балтийского моря на фарватерах и у входа в гавани Финского и Рижского заливов: Моон-Зунд, Нойфассер, Готенгафен.

Подробные данные об этих постановках мне неизвестны, так как они проводились командирами соединений, действовавших в этих районах.

Гроссадмирал Карл Дёниц
Гроссадмирал Карл Дёниц

Сильное минирование западной, средней и южной частей Балтийского моря было проведено англичанами с воздуха. Английские мины, поставленные с самолетов, неконтактные с взрывателями различного рода (электромагнитные и акустические).

ВОПРОС: Как было организовано траление минных заграждений у германского побережья?

ОТВЕТ: Нашими тральными силами одна система фарватеров постоянно контролировалась и до некоторой степени была свободной от мин.

Существующие немецкие средства траления действительны против всех встречающихся мин, независимо от системы взрывателей. Эти тральные средства имеются на немецких тральщиках, но запасы их незначительны.

ВОПРОС: Где находятся офицеры, занимающиеся вопросами минного оружия и траления?

ОТВЕТ: Крупным специалистом в вопросах минного оружия и траления является референт оперативного отдела штаба по руководству войной на море – капитан цур-Зее ЦЕНКЕР. В мае 1945 года он находился в Глюксбурге, недалеко от Фленсбурга.

ВОПРОС: Какого типа мины ставились вами на Одере и в Штеттинской бухте?

ОТВЕТ: Нами на Одере и в районах Штеттина мины не ставились по тем же причинам, о которых я указывал ранее, чтобы не создавать минной угрозы для своих кораблей.

ВОПРОС: Где находятся подробные данные о выставленных минных заграждениях и о заграждениях, выставленных англичанами на Балтийском море?

ОТВЕТ: Подробные данные о выставленных минных заграждениях нанесены на карты и находятся в ОКМ (Фленсбург). Моим штабом вся документация по этому вопросу была сдана представителям союзного командования во Фленсбурге.

ВОПРОС: Какие приборы радиолокации были установлены на кораблях военно-морского флота Германии?

ОТВЕТ: На крупных кораблях – эсминцах и частично на тральщиках – были установлены радиолокационные устройства для определения местонахождения противника. Максимальная дальность действия – 22 километра при точности показаний направления 2° в зависимости от высоты места, на котором устанавливается прибор. На всех кораблях установлены приборы для обнаружения самолетов противника.

Для обмена отличительными сигналами между собственными кораблями устанавливались специальные приборы.

Специалистом по радиолокационным приборам в штабе руководства войной на море являлся Корветен-капитан МЕКЕЛЬ, который находился во Фленсбурге.

ВОПРОС: Каким изменениям подвергались методы использования подводных лодок в последней войне?

ОТВЕТ: Основным методом боевого использования подводных лодок до 1943 года была, так называемая, тактика «Руделя», заключавшаяся в наведении на обнаруженного противника максимального количества подводных лодок, находившихся в море. Благодаря этой тактике подводные лодки могли обнаруживать противника и скрытно с ним сближаться, если он находился вне видимости подводных лодок. Эта тактика требовала чрезвычайно основательной и длительной подготовки, так как совместная работа всех принимающих участие в операции подводных лодок базировалась на радиоприказах командования, которое находилось на суше (сначала Лориен, а затем Париж) и радиосообщениях отдельных подлодок, обнаруживших противника. Связь осуществлялась через коротковолновые и длинноволновые станции подлодок, что давало возможность подлодкам получать приказы, как в надводном, так и в подводном положении.

Все попытки бороться с патрульной авиацией противника путем установки на подлодках большого количества зенитных автоматов не могли изменить ухудшившегося положения подводных лодок.

Для продолжения успешной войны на море подводными лодками было необходимо создать подводную лодку, которая не нуждалась бы во всплытии на поверхность и увеличить ее подводную скорость с тем, чтобы она в подводном положении могла сблизиться с противником. Эти требования конструктивно были разрешены на подлодках ХХI и ХХII серий и подводной лодке «Вальтер».

Подводная лодка XXI серии (водоизмещение 1500 тн., скорость хода: надводная – 15 узл., подводная – 16-18 узл., шесть торпедных носовых аппаратов, 20 торпед), имеет аккумуляторную батарею емкостью в два раза больше, чем на подлодках старых типов и для увеличения подводного хода – особую, элипсообразную форму корпуса, соотношением высоты к ширине 2:1.

Для производства зарядки в подводном положении (на перископной глубине) подлодки были снабжены специальным устройством «шнорхель» (полая мачта со специальными клапанами, через которую в подводную лодку подается свежий воздух и удаляются отработанные газы). Зарядка в подводном положении возможна также при значительном волнении. Торпедные аппараты лодок XXI серии могут быть перезаряжены в течение 1-2 минут, благодаря специального устройства.

Подводка XXI серии может пройти путь от Германии до Японии, вокруг Африки, не всплывая на поверхность. Радиус действия этой подлодки около 22 000 морских миль.

Подлодка XXIII серии имеет два торпедных аппарата в носовой части, надводная скорость около 9 узл., подводная – 10-11 узл. Продолжительность плавания около 3-х недель. В остальном она имеет те же устройства, как и подлодка XXI серии.

Подводная лодка «Вальтер» построена по совершенно другому принципу. Ее подводным двигателем является турбина, которая приводится в движение концентрированной двуокисью водорода.

Преимуществом лодок этого типа является очень большая подводная скорость – до 23 узлов.

Недостаток этих лодок является малый радиус подводного плавания. Практически он ограничивается запасами на борту двуокиси водорода.

Эти лодки имеют также аккумуляторную батарею (небольшую) и прибор «шнорхель».

ВОПРОС: Кем и где проектировались и строились подводные лодки новых типов?

ОТВЕТ: Подводные лодки XXI и XXIII серий были спроектированы кораблестроительным управлением главного командования ВМС. Отдельные чертежи были изготовлены в инженерном бюро «Глюкау», которое находилось в Бланкенсбурге у Гарпа. Позднее оно, наверное, было переведено в Гамбург.

Управление кораблестроения главного командования ВМС (находилось сначала в Берлине, а затем в Гамбурге) разослало заказы по изготовлению отдельных машин в различные фирмы по всей Германии. Секции основного корпуса подлодки изготовлялись внутри страны, затем на верфях Вильгельмсгафена, Бремена, Гамбурга, Киля и Данцига в секции монтировались машины и затем на монтажных верфях в Бремене, Гамбурге и Данциге производилась сварка секций.

Строителями подлодок новых типов были морские советники конструкторского отдела верховного командования ВМС. Например, старший морской строительный советник ЕЛЬКФЕН (по машинам) и старший строительный советник АШМОНАЙГ (по корпусам). Оба должны были быть до капитуляции в Гольштинии.

Таким образом были созданы типы новых подлодок, которые не нуждались во всплытии на поверхность на все время нахождения в море. Эти лодки требуют новой тактики и нового обучения личного состава. Подводные лодки этого типа, увеличив подводную скорость, снова стали невидимыми и возвратили утраченную способность к неожиданному для противника нападению.

ВОПРОС: Как была организована подготовка личного состава подводных лодок?

ОТВЕТ: Подготовка личного состава для подводных лодок проходила по двум направлениям: подготовка офицерского состава и рядового состава. Подготовка вахтенных офицеров занимала 5 месяцев, офицеров инженерной службы – 6 месяцев, командиров подлодок – 6 месяцев. Подготовка рядового состава складывалась из 5-месячных курсов подводного плавания и 3-6 месяцев учебы на специальных курсах. Школы подводного плавания находились на берегу и имели в своем распоряжении до 20 учебных подлодок для практического закрепления теоретических знаний.

Для отработки торпедных стрельб в учебных флотилиях имелись специальные корабли-мишени. Каждый будущий командир подлодки проводил до 50-ти торпедных стрельб.

Преподавательский состав и начальники школ, как правило, комплектовались из опытных подводников, что обеспечивало высокий уровень их подготовки.

После получения подготовки в школах, команда подлодки принимала строящуюся подлодку на верфи, вводила ее в строй и затем в течение 2-х месяцев занималась учебно-боевой подготовкой в боевых флотилиях, после чего лодка и экипаж считались полностью подготовленными для боевого использования.

ВОПРОС: Расскажите, как действовал военно-морской флот Германии на разных этапах войны до капитуляции Германии?

ОТВЕТ: Учитывая соотношение сил между Англией с одной стороны и Германии – с другой, был немыслим бой с надводными силами противника с целью завоевания господства на море. Но Англия находилась в сильной зависимости от ввоза и ее коммуникации представляли цель для нападения, успех которого зависел не от достижения господства на море, а от находившихся в распоряжении средств ведения войны на море, в первую очередь от подлодок. Таким образом, германское морское руководство нацелилось на торговую войну (войну за тоннаж) и подчинило этой задаче все остальное.

1. Сентябрь 1939 – апрель 1940 г.
С начала войны начались операции всех находящихся в строю подлодок против английского ввоза товаров. В то время большое количество подводных лодок оперировало западнее Англии и в северо-восточной части Атлантики. Было произведено также большое число особых операций, направленных против опорных пунктов и прибрежных вод Великобритании. В этих операциях применялось как минное, так и торпедное вооружение (например, проникновение подлодок в бухту Скапа-Флоу и др.).

В Атлантике рейдерствовали линейные корабли «Дойтчланд» (Сев. Атлантика) и «Граф Шпее» (Средняя и Южная Атлантика).

Миноносцы, поддерживаемые самолетами, вели интенсивную минную войну против устья Темзы и Восточного побережья Англии. Остальные морские силы занимались постановкой многочисленных минных заграждений и несли дозорную службу в Северном море и в Скагёрраке.

Приблизительно в конце 1939 года находившиеся тогда в строю линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» были посланы в Северное море, чтобы мешать сообщению Англии с Норвегией и приковывать к себе как можно больше английских морских сил.
2. Операции в Норвегии.
В апреле 1940 года основной задачей ВМФ, включая подлодки являлись операции по захвату Норвегии, так как были признаки того, что Англия попытается ее оккупировать, а это означало бы для нас сужение свободы действий.

Все силы флота были направлены на выполнение этой задачи. Операция по захвату Норвегии в большей своей части имела непредвиденный успех, за исключением района Нарвика и севернее его, который мы окончательно заняли только после того, как англичане из-за неудач во Франции оттянули войска из Норвегии. С занятием Норвегии, стратегическая позиция Германии значительно улучшилась. Знакомая еще из 1-й Мировой войны английская линия блокады (Берген-Скапа-Флоу) была прорвана. Доступ в Атлантику был облегчен; с получением норвежских портов радиус действия подлодок и других кораблей значительно увеличился и была облегчена охрана Балтийского моря, Скагеракка и германских прибрежных вод.

3. Июнь 1940 – до конца 1941 г.
С занятием Голландии, Бельгии и Франции морская стратегическая позиция Германии еще более улучшилась. Базы подлодок были перенесены на французское побережье и там же были подготовлены базы для кораблей флота. В Ла-Манше немецкие силы вплотную подошли к Англии. Результатом этого была сильнейшая активизация торговой войны всеми доступными средствами. Более короткий путь – более высокий успех подлодок.

Линейные корабли «Шарнхорст», «Гнейзенау» и крейсер «Хиппер» были направлены в Сев. Атлантику и в Тихий океан.

Торпедные катера и миноносцы начали операции против южного побережья Англии и устья Темзы. Однако,занятие Исландии англо-саксами (начало 1941г.) и установление новой линии блокады Скапа-Флоу-Исландия-Гренландия, превосходство вражеских надводных сил и позднее сильные воздушные налеты англичан на французские базы (в первую очередь на Брест) ограничили пребывание тяжелых кораблей в Атлантике.

Попытки вести операции надводными кораблями в этих условиях привели к гибели линкора «Бисмарк» и положили конец наступательной деятельности тяжелых немецких кораблей в Атлантике.

Подводная война велась в этот промежуток времени с нарастающим успехом.

С началом войны против России 22.VI-1941 года появились еще два театра морских действий – Балтийский и Черноморский.

В Балтийском море целью морского руководства было блокирование русского флота в Финском заливе сильными минными постановками.

В Баренцевом море задачи также расширились благодаря прибытию сюда русских морских сил и передислокации опорных пунктов.

4. 1942 год до марта 1943 года
Со вступлением в войну США 8.XII – 1941 года успехи подводных лодок достигли своей высочайшей точки. Основной центр подводной войны находился сперва (около 5 месяцев) непосредственно у берегов США, где были достигнуты большие успехи. Подлодки провели значительное число успешных боев с конвоями. Количество подлодок увеличивалось и увеличивались успехи.

Так как тяжелые корабли не могли находиться в Атлантике, они были через Ла-Манш отведены в германские базы.

Прорыв «Шарнхорста», «Гнейзенау» и «Принца Евгений» с несколькими миноносцами, несмотря на преимущество англичан в радиолокации, удался благодаря неожиданности.

Рейдерство вспомогательных крейсеров еще продолжалось, но скоро и оно пришло в упадок, так как на подходах к Французскому побережью и Норвегии господствовали английские военно-воздушные силы, которые препятствовали прорыву надводных кораблей.

5. Март 1943 г. до ноября 1944 г.
После того, как в марте 1943 года были достигнуты еще большие успехи в боях с конвоями, с апреля 1943 года вражеские самолеты были снабжены приборами радиолокации и они начали успешные противолодочные операции во всех районах.

Потери подлодок сильно возросли, а их успехи были сведены к нулю.

Подводные лодки не могли вообще продвигаться в надводном положении, не обнаруживая своего местонахождения.

Подводная война потерпела крах. Но она не была полностью забыта, а продолжалась, чтобы сковывать вражеские военно-морские силы, чтобы не потерять приобретенный опыт и чтобы держать оружие наготове, но ее действие было малым.

Из этого были сделаны выводы, что нужно конструировать новую подлодку, которая могла бы все время находиться в подводном положении, но для этого требовалось много времени.

Имевшиеся надводные корабли были в это время в основной своей массе сконцентрированы в Норвегии, имея задачу защищать Норвегию и сковывать как можно больше вражеских судов охранения.

На Средиземном море после высадки англо-саксов в западном Марокко (8.XI-42) положение развивалось критически. Флот имел здесь большие задачи по поддержке армии и затем ее эвакуации из Туниса. Эти задачи выполнялись совместно с итальянским флотом. Одновременно в Черном и Балтийском морях в это время обстановка начала изменяться.

Отступления из Кубани, из Крыма поставили перед флотом громадные задачи, которые состояли, главным образом, в прикрытии отступления и в эвакуации войск.

То же самое относится к Франции после того, как англо-саксы высадились в июне 1944 г. в Нормандии.

6. Ноябрь 1944 г. до конца войны
Этот отрезок времени характеризуется отступлением германских войск на всех фронтах и все время усиливающимся давлением всех имеющихся боевых средств противника на небольшое пространство, оставшееся у Германии. Но успехи подлодок начали опять возрастать. Подлодки новых типов в марте (тип XXIII) и апреле (тип XXI), изготовленные в отдельных экземплярах, начали успешно действовать и, благодаря изобретению «воздушной мачты» Шнорхеля, удалось с успехом применять старые подлодки, так что они могли действовать в прибрежных районах, в которых раньше они не могли действовать.

Но решающего действия подводные лодки не смогли сыграть, так как неудачи военного командования на суше вырвали у них базис и последовала капитуляция.

Допросил: Начальник 5 отдела 3 Управления НКГБ СССР
Полковник госбезопасности – ПОТАШЕВ

В допросе принимали участие:
Пом. начальника Разведуправления ВМФ
Полковник – ФРУМКИН
Нач. отд-ния Разведотдела штаба 1 Белорусского фронта
Полковник – СМЫСЛОВ

Переводили и вели запись:
Майор госбезопасности – ФРЕНКИНА
Капитан – БЕЗЫМЕНСКИЙ

Подготовил Игорь Буккер

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *