Смерть в космосе — навстречу юбилею

Наши чиновники любят трубить об успехах — особенно громко в честь всяких годовщин. 1967 год выдался юбилейным: в ноябре предстояли торжества по случаю 50-летия революции, Первомай тоже хотели отметить — например, успехами в космосе. 23 апреля 1967 года состоялся запуск космического корабля "Союз-1". И наша первая связанная с космосом трагедия.

Во время приземления из-за отказа парашютной системы спускаемого аппарата погиб инженер-полковник Владимир Михайлович Комаров. Поговаривали, что его дублером был Юрий Гагарин. По одним версиям, руководство берегло первого космонавта, по другой — у него подскочило давление, когда он узнал о количестве неисправностей, выявленных перед полетом, и его отстранили по медицинским показаниям.

Читайте также: Полководец русской космонавтики

Генеральный конструктор Василий Мишин, ставший наследником Сергея Павловича Королева на посту руководителя ОКБ в 1966 году, не имел ни его авторитета, ни желания сопротивляться давлению со стороны высших руководителей партии и правительства, требовавших предпраздничной показухи. Так или иначе, но именно при Василии Павловиче произошли две трагедии, в которых погибли четыре советских космонавта (чего не случалось ни до, ни после Мишина). Были и другие неудачи, но не о них сейчас речь.

Кажется, именно Мишин уговорил лететь Комарова как самого технически подготовленного космонавта, уже имевшего опыт космических полетов. Так, 12 октября 1964 года он вместе с Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым совершил суточный полет на борту корабля "Восход" — первого в мире многоместного космического аппарата. А 23 января 1965 года его назначили инструктором группы космонавтов, готовившихся по программам министерства обороны в том числе к полету на Луну.

Суточный полет "Союза-1", несмотря на то, что не раскрылась одна из двух панелей солнечных батарей, в целом прошел в штатном режиме. Точно в срок включилась система ориентации корабля и сработала тормозная двигательная установка. Владимир Комаров в последний раз доложил, что полет проходит нормально. Спускаемый аппарат со скоростью 220 метров в секунду — около 800 километров в час — вошел в плотные слои атмосферы в строго определенное время и в назначенный коридор.

И вдруг на высоте семи километров не раскрылся купол основного парашюта. Впоследствии выяснилось, что именно стало причиной трагедии: в ходе подготовки аппарата к запуску в теплозащитном экране, защищавшем его от нагрева при входе в атмосферу, было просверлено отверстие, куда воткнули стальную болванку. При входе космического корабля в плотные слои атмосферы болванка расплавилась — горячий сжатый воздух проник в парашютный отсек и сдавил контейнер с главным парашютом. Когда основной парашют не сработал, Комаров воспользовался запасным — но его стропы запутались в нераскрывшемся. С дикой скоростью капсула врезалась в землю неподалеку от села Карасук в Оренбургской области. Теперь там стоит обелиск.

Это была уже вторая трагедия в соревновании СССР и США за первенство в космосе. Первая произошла 27 января 1967 года на стартовой площадке во время занятия в рамках подготовки к первому полету по программе "Аполлон". В в кабине корабля "Аполлон-1" (по другому обозначению НАСА "Аполлон-204") произошло возгорание, в результате чего погибло сразу трое американских астронавтов: Гас Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи.

В обоих случаях не обошлось без мистики. Советский офицер Комаров погиб после того, как в кругу друзей отметил свое 40-летие. А ведь по некой необъяснимой традиции русские военные еще задолго до революции 1917 года стали избегать праздновать эту дату: это считалось дурным предзнаменованием.

В случае гибели Гриссома все упиралось в люк. В июле 1961 года тот едва не погиб после завершения своего первого полета: люк приводнившейся капсулы преждевременно открылся, и она начала заполняться водой. Спустя шесть лет он и его товарищи погибли потому, что не сумели вовремя открыть люк "Аполлона". Однако в обоих случаях причины трагедий были вполне материальны: в случае с Комаровым — уже сказано выше, а экипаж "Аполлона" отравился ядовитыми газами.

"Лунная гонка" между двумя сверхдержавами завершилась 20 июля 1969 года в 16.10 по атлантическому времени США, когда "Аполлон-11" совершил посадку на Луну и командир корабля Нил Армстронг доложил: "Орел приземлился", подразумевая прилунение лунного модуля "Аполлона". Лучше было бы сказать "хищная птица", но янки, вне себя от радости, уже не был способен на остроумные метафоры и прочие языковые изыски. Наконец-то Советы отстали.

А ведь еще за год до этого СССР запустил 74 космических объекта — как автоматические аппараты, так и пилотируемые корабли, в то время как США — на десяток меньше. Зато штатовцы опережали Советы по многим другим показателям. На момент полета на Луну в 1969 году они уже произвели семь стыковок пилотируемых кораблей, в то время как мы — ни одного. За советскими космонавтами числился один-единственный выход в открытый космос, который подавался как величайшее достижение партии и народа, а наши заокеанские друзья-соперники успешно осуществили аж девять подобных вылазок. В суммарном налете 3215 часам у астронавтов космонавты могли противопоставить всего 629 часов.

Читайте также: Космические тараканы и скафандр с пришельцами

Пожалуй, оправданием СССР может служить лишь только тот факт, что в пику американской лунной программе, (которую, кстати, они вскоре свернут) стратегическое направление советской космонавтики заключалось в создании долговременных орбитальных станций. Тут-то мы и уделали Америку по полной программе. Уже в октябре 1968 года "Союз-3" под командованием Берегового сблизился на орбите с беспилотным космическим кораблем "Союз-2". Перспектива создания обитаемых орбитальных комплексов начала приобретать реальные черты.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Тиллерсон: США еще вернутся к "вопросу" Крыма
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Тиллерсон: США еще вернутся к "вопросу" Крыма
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Ловушка для Керимова: арест сенатора подготовили из России
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Трамп плагиатит Путина: США победили ИГ*
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Тиллерсон: США еще вернутся к "вопросу" Крыма
Тиллерсон: США еще вернутся к "вопросу" Крыма
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Тиллерсон: США еще вернутся к "вопросу" Крыма
Говядина с цезием: как распознать облученные продукты
Тиллерсон: США еще вернутся к "вопросу" Крыма
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры