Забытый герой советской авиации

На 95-м году жизни скончался ветеран Великой Отечественной войны, самый результативный советский ас Корейской войны, непревзойденный в мире по результативности ас реактивной авиации, Герой Советского Союза, полковник в отставке Евгений Георгиевич Пепеляев. Самое удивительное в том, что ни в одном из российских СМИ нет ни слова о кончине Героя.

И действительно — на весь интернет всего лишь несколько скупых строчек, из которых трудно понять, кто же конкретно ушел из жизни и почему же о нем нужно писать широко, не жалея газетных полос и интернетовского пространства… В письме капитана I ранга в отставке Владимира Ульянича, поступившем в редакцию "Правды.Ру" через нашего давнего автора, историка и публициста Сергея Апрелева, есть такие строки, которые могут перевернуть душу, пожалуй, любому здравомыслящему и любящему свою родину человеку:

"О чем только в эти скорбные для всей российской авиации дни не читал я в "родной" отечественной прессе: Депардье, Рудковская родила; где-то хулиганы в снежки играли и их не арестовали; чуваки с американским флагом выступали за мою свободу на проспекте Сахарова; паром в Штатах о пирс приложился; бомбардировка туарегов в Мали; Вагнер Лав возвращается… И ещё много чего и про кого. А про Евгения Пепеляева ни словечка! А ведь он — даже не страница, а целый героический том в истории российской военной авиации. Только в Корее за Евгением Георгиевичем числится 108 боевых вылетов, 38 воздушных боёв, 20 официально засчитанных лично сбитых самолётов ВВС США, в том числе самых новейших конструкций. В двух боях Пепеляеву удавалось "приземлить" два вражеских самолёта. Сам он сбит не был ни разу, но один из трёх МиГ-15, на которых он воевал, был списан из-за деформаций фюзеляжа и оперения, ставших результатом боевого пилотажа. Всего же полк под командованием Пепеляева сбил в небе Кореи 109 самолётов противника, свои потери составили 11 самолётов и четыре лётчика. Таки результатов не добивался ни одни пилот и командир реактивной авиации в мире. Увы, как быстро мы научились забывать о своих Героях!".Увы, порой мы больше знаем о героях Отечественной войны 1812 года, о героях Куликовской битвы или героях сражения на Чудском озере. А вот о тех, кто совершал подвиги при жизни ныне здравствующих поколений, знаем до обидного мало…" "Правда.Ру" постарается сегодня восстановить справедливость.

Евгений Георгиевич Пепеляев родился 18 марта 1918 года в городе Бодайбо Иркутской губернии. Окончил ФЗУ, первый курс Омского железнодорожного строительного техникума. Его товарищи вспоминают, что в выборе пути первостепенным было влияние старшего брата Константина, ставшего военным лётчиком, впоследствии погибшего в воздушном бою над озером Ильмень в 1941 году. До войны, переехав из далекой Сибири в Одессу к брату, Евгений добился приёма в аэроклуб, после окончания которого поступил в Одесскую военную авиационную школу. Служил молодой летчик на Дальнем Востоке (на территории села Бабстово Ленинского района Еврейской автономной области). Летал на самолётах И-16, ЛаГГ-3. Ну, а в ноябре 1943 года был направлен на фронт. В составе истребительного полка, действовавшего на Белорусском фронте, провёл 12 боевых вылетов на Як-7Б.

В 1945 году ставший уже заместителем командира авиаполкакапитан Пепеляев воевал против японцевна Дальнем востоке, совершил более 30 боевых вылетов. После окончания Второй мировой, в декабре 1947 года, он окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава и был назначен заместителем командира того самого авиаполка, лётчики которой первыми осваивали реактивные самолёты. Летные таланты Пепеляева были замечены командованием, и с тех пор его служба была связана исключительно с реактивной авиацией. Его привлекают для участия в авиационных парадах. В паре с военным летчиком Валентином Лапшиным, первыми в стране, они продемонстрировали так называемый встречный пилотаж на МиГ-15 — один из самых рискованных и впечатляющих видов воздушного представления, когда сближающиеся с предельной скоростью самолёты расходятся в нескольких метрах.

С 1950 году он вместе со своим полком находится в длительной командировке в Китае. Грянула Корейская война. Не будем рассказывать о политических причинах этой войны, отметим только, что если бы не участие в этой войны контингента войск СССР, то не было бы сейчас и Народной республики Корея…Свою первую победу Пепеляев одержал в середине мая 1951 года, открыв счёт сбитых "Сейбров" (новейших американских самолетов) на серийном самолете МиГ-15. Современники отмечают, что Евгений Пепеляев провел лучший бой в сентябре 1951, когда в численно равном бою с восемью американскими машинами лётчики ведомой им группы сбили четыре самолёта, из них два он уничтожил лично. 6 октября командир Пепеляев подбил "Сейбр", затем совершивший вынужденную посадку на территории, контролируемой северокорейскими войсками. В считанные часы машина была вывезена с места вынужденной посадки и вскоре эвакуирована в Союз. Это был первый захваченный "Сейбр".

Цена трофея была столь высока, что, став предметом интриг, он в итоге так и не был поначалу "засчитан" Пепеляеву. Каково же было удивление и возмущение Евгения Георгиевича, когда, вернувшись на свой аэродром, он узнал, что свои права на эту победу заявил и другой летчик. Однако уже в последние годы тщательный анализ событий того дня, сделанный на основе советских и американских данных, который провёл аргентинский историк Диего Зампини, расставил все точки над "i". По его версии, основанной на изучении американских архивов, самолёт капитана Билла Гаррета действительно и достоверно сбил полковник Евгений Пепеляев.

По официальным данным, всего Пепеляев совершил в Корее 108 боевых вылетов, в 38 воздушных боях одержал 23 победы над реактивными самолётами противника. Это до сих пор является мировым "боевым" рекордом реактивной авиации! Евгений Георгиевич стал настоящим героем Корейской войны и получил звание Героя Советского союза. За свою службу полковник освоил около 30 типов реактивных боевых крылатых машин. В 1958 году он окончил Военную академию Генштаба. Летал до 1962 года, а окончательно демобилизовался в 1973 году.

После демобилизации работал в одном из московских НИИ. Жил в Москве. Он умер в возрасте 95 лет 4 января 2013 года. Похороны на Николо-Архангельском кладбище в Москве не были пышными. Насколько известно, ни одного памятника Герою, "рекордсмену" реактивной боевой авиации, нигде пока нет… Но очень хочется верить, что память о нем все равно будет жить.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Пиратский захват: Луна не станет новым штатом США
Назван необычный способ обхода антироссийских санкций
Перед чертой: США вынуждают Китай биться за Тайвань
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
"Ни фига не зарабатывают. Нормально?": помощник Путина обрушился на Роскосмос
Флаг — не главное: сборную России выпустили на Игры-2018
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Мединский не остановит "полет пули" в Россию
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Ищите женщину: почему у мужчин без костей не только язык
Ищите женщину: почему у мужчин без костей не только язык
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Музей Штирлица хотят открыть под Владимиром
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Несколько государств Европы лишились поставок газа. И на Россию не свалишь...
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры