Лики войны: подводник-рекордсмен

По количеству времени, проведенному в море, числу проведенных торпедных атак и выпущенных при этом торпед Михаил Грешилов является самым эффективным командиром советских подводных лодок времен Великой Отечественной. А ведь Герой СССР Грешилов командовал лодкой на Черноморском флоте, где, как известно, морских баталий было не так уж и много.

У него была солидная борода, чем-то похожая на бороду легендарного адмирала Степана Осиповича Макарова. Начальство поначалу часто ругало Грешилова: мол, срочно сбрейте, а то в море в следующий раз не пустим. А дело все в том, что у подводников борода как таковая, да еще такая окладистая, какая была у Грешилова, не приветствуется.

Как минимум потому, что на бороду плохо одеваются средства индивидуальной защиты — изолирующий противогаз или индивидуальный спасательный дыхательный аппарат. Однако, как гласит флотская молва, Грешилов на боевых тренировках спокойно демонстрировал флотскому начальству, что ему-то "борода лопатой" отнюдь не мешает: ловко и быстро (быстрее норматива) заправлял ее под резиновую маску и был таков. В конце концов на втором году войны начальство махнуло рукой: да пусть уж носит, раз так…

Мне приходилось дважды видеть Михаила Васильевича Грешилова лично: с курсантами Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища довольно часто встречались герои войны, известные подводники. Помнится, Грешилов обычно своим гулким, но спокойным голосом рассказывал не о подводном флоте, так сказать, в целом, а о конкретных подробностях боевых операций, в которых принимал участие. Некоторые из подробностей были до того колоритны, что даже казались нереальными. Однако все это было…

Говорят, что на встречах с курсантами военно-морских училищ он никогда не надевал муляж Звезды Героя (как, собственно, большинство удостоенных этой награды) — всегда только оригинал. Да и вообще был он очень настоящим…

Его биография — самая что ни на есть обычная для того поколения фронтовиков. Родился 15 ноября 1912 года в деревне Будановка ныне Золотухинского района Курской области в крестьянской семье. Окончил так называемую школу фабрично-заводского обучения в Курске. По комсомольской путевке его направляют на строительство Магнитогорского коксохимического комбината. Проработав там три года электромонтером и став в свои юные годы бригадиром, ему выпадает удача (как лучшему в профессии) отправиться опять же по комсомольской путевке на флот, в военно-морское училище в Ленинграде.

Читайте также: Лики войны: капитан бессмертной субмарины

Для рабочего паренька из провинции это действительно несказанная удача: попасть на несколько лет в Ленинград, в культурную столицу…Однако он, хоть по театрам и ходит, но все-таки все силы отдает учебе.

В 1937 году Михаил Грешилов оканчивает училище по специальности "штурман-подводник" и направляется на Черноморский флот. Два года он осваивал глубины "самого синего моря" штурманом на подводной лодке "Щ-202", затем окончил высшие специальные классы комсостава при учебном отряде подводного плавания и был назначен командиром подлодки "М-35" (типа "Малютка").

В этой должности он и встретил войну. Боевые качества, вложенные в корабли этого проекта при их создании, подтвердились в ходе Великой Отечественной войны. Четыре подводные лодки XII серии за успешные боевые действия получили звание гвардейских, две награждены орденами Красного Знамени, одна — удостоена звания Гвардейской Краснознаменной."Малютка" Грешилова была относительно новой, она была спущена на воду на заводе "Красное Сормово" в Горьком буквально перед самой войной, в августе 1940 года.

С начала войны лодка принимала активное участие в боевых действиях, осуществляя несение позиционной и дозорной службы.21 октября 1942 года подлодка "М-35" под командованием Грешилова потопила немецкий транспорт "Ле Прогресс" с живой силой противника. На дно было отправлено около пятисот немецких солдат и тысяча румынских — на то время это была самая ощутимая победа советских подводников на Черном море. В целом, успешно действуя на немецких коммуникациях, "Малютка" под командованием капитана 3-го ранга Михаила Грешилова до ноября 1942 года выполнила 19 боевых походов и потопила четыре транспорта противника с живой силой и боевой техникой врага.

С ноября 1942 года и почти до конца войны Михаил Васильевич Грешилов — командир подводной лодки "Щ-215" (типа "Щука"), входившей в состав 2-й бригады подводных лодок. Эта лодка стала самой прославленной на черноморском флоте. С задачей нарушения и срыва перевозок противника в 1943–1944 годах корабль Михаила Грешилова справился великолепно. Его "Щука" непрерывно отправлялась в боевые походы к берегам таких оккупированных городов, как Севастополь, Евпатория, Одесса, Ялта, Керчь, а также к берегам пособничавшей немцам Турции. Во время этих походов "Щ-215" пустила ко дну еще несколько вражеских транспортов и десантных барж.

В первом же походе в 1943 году новый командир продемонстрировал свой знаменитый почерк — активный поиск противника и упорство в достижении поставленной цели. Этот самый грешиловский боевой почерк ярко проявился, например, в ночном бою 24 января у мыса Тарханкут, когда лодка дважды безуспешно выпустила торпеды по двум десантным баржам, шедшим в составе небольшого конвоя. Не желая мириться с неудачей, Грешилов принял артиллерийский бой, в ходе которого добился двух снарядных попаданий в баржу с пехотой противника, нанеся ей серьезные повреждения.

Однако в рубку лодки, находящейся в надводном положении, попал снаряд с одного из немецких эсминцев сопровождения. Узнав, что трое краснофлотцев ранены осколками, а противник взял подлодку в "вилку", командир посчитал самым лучшим решением погрузиться. А затем ловким маневром ушел от серии глубинных бомб, оставив противника, как говорится, с носом.

Среди других заметных подвигов лодки Грешилова — перехват у самого пролива Босфор перевозившего хромовую руду транспорта "Тисбе". Грешилов отлично справился с задачей, потопив судно на виду у двух румынских эсминцев днем 30 августа 1943 года. Исторические первоисточники говорят, что это на несколько дней практически остановило немецкую военную промышленность — не из чего было делать броню. Было немало и других славных дел, прославивших и лодку, и ее командира.

Читайте также: Лики войны: самый эффективный разведчик

18 мая 1944 года М. В. Грешилов получил назначение в штаб Черноморского. А 22 июля 1944 года подводной лодке Щ-215 присвоено звание Гвардейской. Всего за время войны черноморец-подводник Михаил Васильевич Грешилов совершил на своих подводных лодках 26 боевых походов, потопил пять и повредил три корабля противника. 16 мая 1944 года Михаилу Грешилову было присвоено Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

После войны Грешилов окончил Военно-морскую академию имени Ворошилова, долгие годы служил на Черноморском флоте на командных должностях, затем работал в составе научно-исследовательской группы при Главнокомандующем ВМФ СССР, старшим инженером в институте акустики Академии наук. Жил в Москве.

Скончался Михаил Васильевич Грешилов по историческим меркам совсем недавно — 8 марта 2004 года. Похоронен на Ясеневском кладбище столицы.

Читайте самое интересное в разделе "Общество"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Запад перейдет с алкоголя на синтетику, чтобы не испытывать похмелья
Запад перейдет с алкоголя на синтетику, чтобы не испытывать похмелья
Су-30СМ: Фантастический трюк русских летчиков
Российские хоккеисты сменят герб на форме на силуэт игрока
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Российские хоккеисты сменят герб на форме на силуэт игрока
Российские хоккеисты сменят герб на форме на силуэт игрока
Слов не выкинешь: Собчак спела о своей груди
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Путин поблагодарил Трампа за данные о террористах в Петербурге
Васильеву сняли в торговом центре на распродаже
Пентагон 10 лет изучал НЛО по заказу правительства США
Не от мира сего: семья из 4-х человек в полном составе сменила пол
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры