Первая казнь в СССР: за что убили героя Ледового похода

100 лет назад начался легендарный Ледовый поход Балтийского флота — операция по спасению кораблей от захвата германскими и финскими войсками. В результате перевода из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт были спасены 236 кораблей. В "благодарность" командир перехода Алексей Щастный по приказу Льва Троцкого был расстрелян, а корабли потом уничтожены…

Поход завершился 2 мая 1918 года. Эта ранее засекреченная страница истории флота сейчас, конечно, открыта. Имя Алексея Михайловича Щастного, бывшего капитана I ранга российского императорского флота, тщательно замалчивалось практически во всей советской военно-исторической литературе. А ведь именно благодаря его организаторским талантам Щастного и был спасен Балтийский флот. Правда, основную его часть большевистским властям все равно пришлось уничтожить по требованию кайзеровской Германии.

Расстрел героя Ледового похода Балтийского флота Щастного стал самой первой смертной казнью по судебному приговору в истории советской власти. После завершения похода по приказу Троцкого он был арестован "за преступления по должности и контрреволюционные действия". После суда его приговорили к расстрелу.

Обвинение, по информации историка С. Мельгунова, было сформулировано чрезвычайно странно: "Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать ее против советской власти".

Читайте также: Тайна "Комсомольца" не раскрыта

Когда в Цемесской бухте были затоплены последние корабли российского Черноморского флота, Щастного расстреляли во дворе Александровского военного училища. По другим источникам, он был застрелен прямо в кабинете Троцкого, не простившего командиру невыполнения своего приказа об оставлении кораблей в Гельсингфорсе. Это произошло в ночь на 22 июня 1918 года…

Но вернемся к легендарному Ледовому походу. Проводка русских кораблей осуществлялась в очень тяжелых ледовых условиях февраля-мая 1918 года. Начальник Морских сил Балтийского моря (его должность обозначалась загадочной аббревиатурой наморси) Алексей Щастный выстроил переход кораблей несколькими отрядами.

Дело в том, что после срыва кайзеровской Германией мирных переговоров в Бресте и начала наступления немецких войск в Эстонии возникла реальная угроза захвата русских кораблей, базировавшихся в Ревеле (нынешнем Таллине). Ледовая обстановка не позволяла перевести корабли сразу в Кронштадт, поэтому было принято решение попытаться с помощью ледоколов переправить их на другую сторону Финского залива в Гельсингфорс (нынешний Хельсинки).

17 февраля 1918 года коллегия Морского комиссариата отправила в Центробалт соответствующую директиву. Одновременно из Кронштадта в Ревель вышли несколько мощных ледоколов во главе с "Ермаком".

Читайте также: "Ленинский комсомол" порежут на иголки

19 февраля на буксире у ледокола "Волынец" на ревельский рейд направились три подводные лодки, а 22 февраля началась общая эвакуация. В этот же день ледокол "Ермак" повел в Гельсингфорс первую группу кораблей - две подлодки и два транспорта. В ночь на 24 февраля немецкий отряд по льду попытался подойти и захватить береговые батареи островов Вульф и Нарген, прикрывавшие с моря подступы к Ревелю. Вовремя замеченный, противник был отброшен огнем этих батарей.

Представьте себе морально-психологическую обстановку на кораблях в те дни. Революционные матросы совершенно не хотели воевать, дисциплина не то что "хромала". а почти отсутствовала. Матросы практически не признавали командиров, приказать им что-то было очень сложно. Кое-как выручали комиссары из числа тех же матросов. Но и их часто посылали куда подальше.

И вот в этих условиях бывшему царскому капитану I ранга Алексею Щастному неимоверными усилиями все-таки удалось наладить выход кораблей в море.

Первая казнь в СССР: как расстреляли героя Ледового похода. 383410.jpeg
Алексей Щастный, командир Ледового похода Балтийского флота

Днем 24 февраля в Гельсингфорс ушли караван транспортов и вспомогательных судов, две подлодки, три тральщика и минный заградитель. 25 февраля немецкие самолеты начали бомбить остававшиеся в Ревеле корабли, а к вечеру германские войска вошли в Ревель. К этому времени большинство оставшихся кораблей уже находились на рейде и начали движение к Гельсингфорсу.

Одними из последних Ревельский рейд покинули крейсеры "Рюрик" и "Адмирал Макаров". Проводку осуществляли ледоколы "Ермак", "Волынец" и "Тармо". Перед оставлением города группа подрывников взорвала все береговые батареи на побережье и островах Вульф и Нарген, включая 12-дюймовые башенные орудия. За эти дни в Гельсингфорс было переведено около 60 кораблей и судов, в том числе пять крейсеров и четыре подлодки.

На переходе, получив повреждения, затонула подводная лодка "Единорог". Несколько судов, затертых льдами, прибыли в Гельсингфорс в начале марта. В Ревеле остались лишь часть вспомогательных судов и восемь старых подводных лодок.

Однако, увы, перевод кораблей в Финляндию не снял угрозы их захвата, так как по условиям Брест-Литовского договора Россия была обязана перевести все военные корабли в свои порты и немедленно разоружить их. Не обращая внимания на многочисленные противоречивые директивы из Москвы (Ленин приказывал уводить корабли, а Троцкий -- оставить их для помощи финской Красной гвардии) и настойчивыми советами англичан уничтожить корабли, чтобы они не достались противнику, Алексей Михайлович Щастный решил довести их до Кронштадта. По его распоряжению все корабли были разбиты на три отряда.

С 12 по 17 марта первый отряд в составе линкоров "Гангут", "Полтава", "Севастополь", "Петропавловск", крейсеров "Адмирал Макаров", "Богатырь", Рюрик" в сопровождении ледоколов "Ермак" и "Волынец" в сильные туманы, ломая сплошной лед, перешел из Гельсингфорса в Кронштадт.

Первая казнь в СССР: как расстреляли героя Ледового похода. 383409.jpeg

2 апреля, за день до высадки германского десанта "Балтийской дивизии" фон дер Гольца у Ганге (ныне Ханко) были взорваны четыре подводные лодки типа, а также плавбаза "Оланд" и сторожевик "Ястреб", которые в отсутствии на базе ледоколов не могли ее покинуть. На следующий день на внешнем свеаборгском рейде и англичане уничтожили семь своих подводных лодок, воевавших в составе российского Балтийского флота, свою плавбазу "Амстердам" и три грузовых парохода.

Читайте также: Кровавый лед мятежного Кронштадта

5 апреля из Гельсингфорса спешно был отправлен второй отряд в составе линкоров "Андрей Первозванный", "Республика", крейсеров "Олег", "Баян", трех подлодок и двух портовых ледоколов. Они попали в труднейшие ледовые условия, а так как ледоколы "Волынец" и "Тармо" были захвачены белофиннами, линкору "Андрей Первозванный" пришлось взять на себя их функции, проламывая проход во льду своим бронированным корпусом.

На третьи сутки похода у острова Родшера отряд был встречен ледоколом "Ермак" и крейсером "Рюрик". 10 апреля корабли прибыли в Кронштадт.

Третий отряд (172 корабля) был разделен на четыре группы, которые с 7 по 11 апреля выходили по мере готовности и следовали различными маршрутами, придерживаясь пролегавшего вдоль финских шхер северного стратегического фарватера. По пути к ним присоединился четвертый отряд кораблей, вышедший из Котки. Переход этих отрядов был наиболее сложным, но все же к 22 апреля все корабли и суда прибыли в Кронштадт и Петроград.

12 апреля, когда Гельсингфорс был занят германскими войсками, в нем и других финских портах еще оставались 38 военных кораблей и 48 торговых судов, которые были захвачены. В результате переговоров 24 корабля и судна удалось вернуть.

В результате героических ледовых переходов были спасены 226 кораблей и судов, в том числе шесть линкоров, пять крейсеров, 59 эсминцев и миноносцев, 12 подводных лодок, пять минных заградителей, 10 тральщиков, 15 сторожевых кораблей, семь ледоколов, вывезены две бригады воздушного флота, оборудование крепости и фортов, другое военное снаряжение.

Спасенные корабли составили основу Балтийского флота. Организатор Ледового похода Алексей Щастный в мае 1918 года был награжден орденом Красного Знамени.

Однако перебазирование кораблей Балтийского флота в Кронштадт не сняло напряжения. Воспользовавшись отсутствием установленной границы и настаивая на разоружении Черноморского флота, германские войска продолжили движение на Петроград. Почти полностью потерявшие боеспособность Балтийский и Черноморский флоты становились угрозой Брестскому миру, а уставшие, деморализованные и озлобленные постоянными неудачами моряки стали представлять серьезную внутреннюю опасность.

Первая казнь в СССР: как расстреляли героя Ледового похода. 383412.jpeg
Крейсер Рюрик в 1904 году

Власть оказалась перед выбором: или надежно подчинить себе флот, или уничтожить.

3 мая 1918 года командованию Балтийского флота из Москвы был направлен секретный приказ наркомвоенмора Троцкого о подготовке кораблей к взрыву. Для исполнителей плана уничтожения Балтийского флота даже были открыты специальные счета в банке. Чуть позже в Новороссийск были отправлены И. И. Вахрамеев, а затем Ф. Ф. Раскольников с единственным поручением - ликвидировать последние корабли Черноморского флота.

Содержание секретной директивы Троцкого об уничтожении недавно спасенных с таким трудом и жертвами кораблей быстро распространилось среди моряков и вызвало бурю негодования. 11 мая на кораблях минной дивизии, стоявших на Неве в Петрограде, была принята резолюция: "Петроградскую коммуну ввиду ее полной неспособности и несостоятельности предпринять что-либо для спасения родины и Петрограда распустить и вручить всю власть морской диктатуре Балтийского флота".

22 мая на III съезде делегатов Балтийского флота было заявлено, что флот будет взорван только после боя. Примерно также моряки ответили Вахрамееву в Новороссийске.

Тогда в Москву были вызваны несогласные с уничтожением кораблей командующие Балтийским и Черноморским флотами А. М. Щастный и М. П. Саблин. По прибытии в морской комиссариат как бы для получения ордена за Ледовый переход А. М. Щастный по приказу Л. Д. Троцкого был арестован и потом расстрелян.

Но необходимая большевистской власти "мирная передышка" была все-таки получена. Последовавшие революционные выступления в Германии позволили 13 ноября 1918 года Советскому правительству аннулировать некоторые статьи Брест-Литовского мира. По сути, спасенный во время Ледового похода, а потом почти уничтоженный Балтийский флот стал некой разменной картой в войне с Германией — и тогда спас советскую власть от краха…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе