Корабли-легенды: "Арктике" покорилась Арктика

Ранним утром 17 августа 1977 года, советский атомный ледокол "Арктика" первым из надводных кораблей достиг Северного полюса Земли. Мировой пропагандистский эффект был примерно такой же, как после полета Юрия Гагарина. На северной макушке планеты был установлен флаг СССР, вокруг которого организовали дорожку кругосветных путешествий…

Помнится, тогда оба советских центральных телеканала (кто не помнит, подтверждаю — тогда, в стране развитого социализма, их было только два!) вовсю рассказывали о подробностях экспедиции. Северного полюса первым в мире достиг второй в истории атомный ледокол (первым был спущенный на воду в 1957 году ледокол "Ленин"). Могучий советский народ ликовал. В советских школах проводились классные часы и тематические вечера, посвященные этому событию.

Читайте также: "Сибирь", покорившая Северный полюс

Атомный ледокол "Арктика" был построен на Балтийском заводе имени Серго Орджоникидзе в Ленинграде, вступил в строй в 1975 году. Водоизмещение он имел 23 тысячи тонн, длину 148 метров и не намного отличался по этим параметрам от предшественника. Зато ледокол "Арктика" был значительно его надежнее и позволял развивать гораздо большую мощность, что и позволило пробиться к полюсу.

Перед выходом в плавание моряки загадали: если на борт "Арктики" поднимется министр морского флота СССР Тимофей Гуженко, намеревавшийся принять участие в экспедиции, то Северного Полюса ледокол достигнет наверняка. Отплытие задерживали, насколько можно, и в самый последний момент министр все-таки появился.

Как только Гуженко поднялся на борт ледокола, отдали швартовы, и 9 августа 1977 года "Арктика" вышла из Мурманского порта. Научной группой из 10 человек были выбраны самые благоприятные погодные условия: самое "мягкое" время года в полярных широтах — это август.

А вот маршрут был разработан самый сложный: выйдя из Мурманска, пройдя Карское море, миновав пролив Вилькицкого, "Арктика" вошла в море Лаптевых и по 130-му меридиану и повернула на север. Не самый короткий путь до полюса, прямо скажем.

Ремонтная бригада ледокола во все время экспедиции работала днем и ночью, не давая трубопроводам ледокола, которые более всего страдали от ударов льдин, выйти из строя. "Арктика" благополучно совершила уникальное плавание, проделав за 7 суток 8 часов путь в 2528 миль.

Достигнув Северного полюса, участники похода водрузили на полюсе советский флаг. Затем моряки и ученые на радостях совершили весьма необычное "кругосветное путешествие": вокруг десятиметровой стальной мачты, к которой крепилось полотнище государственного флага СССР, протоптали круг радиусом метров в 20 и, ходя друг за другом по нему, пересекали все земные меридианы.

За 15 часов, что атомоход провел на Северном полюсе, ученые выполнили комплекс исследований и наблюдений. Перед уходом с полюса моряки спустили в воды Северного Ледовитого океана памятную металлическую плиту с изображением герба СССР. Обратно в Мурманск "Арктика" вернулась более легким путем — по сути, напрямую по меридиану.

О тех славных событиях рассказывает "Правде.Ру" участник полярной экспедиции, бывший член экипажа ледокола "Арктика", заслуженный работник транспорта России Василий Федорович Котовский:

"Во время пребывания на полюсе нас собрали на корме ледокола и зачитали поздравительную телеграмму от генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева. Прямо скажу: уже тогда очень многие относились к нему скептически, но в тот момент телеграмму восприняли с гордостью. То, что поздравления прислал сам генсек, означало, что случившееся событие — действительно государственного, если не планетарного масштаба.

Единой команды не было, но мы с друзьями по экипажу достали припрятанные заранее заначки и слегка нарушили сухой закон, царивший на ледоколе. Грех было не выпить рюмочку за такое событие. Всего на ледоколе было около 200 человек, и думаю, что мало кто отказался от такого "мероприятия" — повод-то какой!

Вообще говоря, мы прекрасно знали, что на Северном полюсе не раз бывали наши моряки-подводники, проходившие туда подо льдами. Но то, что наше судно успешно прошло этот путь, круша полярные льды, было по-особенному приятно. Не зря нескольким участникам экспедиции, в первую очередь ее руководителям, присвоили звание Героя социалистического труда, что почти приравнивалось к герою Советского Союза.

Мне лично очень импонировало, что это звание получил не только министр транспорта Гуженко, но и капитан ледокола Юрий Кучиев. Кажется, если бы не его опыт и стальной осетинский характер, ледокол "Арктика" не смог бы достичь Северного полюса без особых проблем. Он каким-то загадочным образом так сумел сплотить экипаж, что он стал единой семьей. Отмечали это и ученые, которые проводили множество исследований на борту "Арктики": капитан делал все возможное, чтобы их работа была успешной.

В августе 2006 года прах капитана "Арктики", умершего в декабре 2005 года в возрасте 86 лет, вместе с прахом его жены был по его завещанию опущен в полынью вблизи Северного полюса с борта еще одного атомного ледокола — "Ямал"…".

Читайте также: Чаепития в Академии: табуретка на Полюсе

У ледокола "Арктика" удивительная судьба: он прошел более миллиона миль со дня ввода в строй, что почти в пять раз превышает расстояние от Земли до Луны. В 1983 году экипаж "Арктики" спас караваны судов, безнадежно застрявших во льдах. Атомоходу принадлежит еще одно уникальное мировое достижение: с мая 1999 по май 2000 года он целый год отработал без захода в порты. Моряками была продемонстрирована высочайшая надежность судна на 25-м году эксплуатации.

А вообще, если вспомнить историю, первым, кто задумался о покорении Арктики с помощью ледоколов, был легендарный русский адмирал Степан Осипович Макаров. 12 марта 1887 года на заседании Академии наук адмирал сказал: "Россия своим фасадом обращена к Ледовитому океану, и поэтому ни одна нация не заинтересована в ледоколах более нас. Природа заковала нас во льды, и чем скорее мы сбросим эти оковы, тем раньше дадим возможность развернуться русской мощи". Вот так-то!

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!


Арктика за нами: Россия создала мощный атомный ледокол
Комментарии
"Перережем, если будет нужно!": почему страх НАТО оправдан
Посол Польши на Украине: Россия — наш общий враг
Начнет ли Запад массовые аресты российских бизнесменов
График переселения по программе реновации опубликуют в начале следующего года
США опять попробуют указать место России
Социологи: ненавидящие Украину россияне предпочитают all inclusive
Киев растерян: черноморские страны игнорируют мнение Украины по мосту в Крым
График переселения по программе реновации опубликуют в начале следующего года
Латвийские шпроты вновь появятся на российских прилавках
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Срочно проверяйте: в Windows 10 встроен "слив" паролей пользователя
Несколько государств Европы лишились поставок газа. И на Россию не свалишь...
Российские военные из группы наблюдателей покинут Донбасс
Латвийские шпроты вновь появятся на российских прилавках
Запад: Путину удалось возродить Россию, ее не сломать
Васильеву сняли в торговом центре на распродаже
Начнет ли Запад массовые аресты российских бизнесменов
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Латвийские шпроты вновь появятся на российских прилавках

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры