Как подводники удивляли полярников

Имя этого Героя Советского Союза долго не было широко известно, хотя сам этот подвиг прогремел в свое время на весь мир. И основы нынешних российских позиций в Арктике закладывались именно такими героическими людьми. 50 лет назад советская атомная подлодка К-115 под командованием Ивана Романовича Дубяги совершила уникальный подледный трансарктический переход из Баренцева моря в Тихий океан. Подводникам удалось даже всплыть во льдах возле советской полярной станции "СП-12" и ошарашить полярников своим появлением!

Люди того поколения не успели на Великую Отечественную всего-то на пару лет… Иван Дубяга родился 16 января 1929 года в селе Благодатное Петровского района Ставропольского края в семье обычного колхозника. В 1946 году окончил Бакинское военно-морское подготовительное училище. В том же году он был призван на службу в Военно-морской флот СССР. В 1950 году Иван Дубяга окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище, а в 1958 году — Высшие специальные офицерские классы ВМФ, на которых готовили командиров совершенно невиданных для того времени кораблей — атомных подводных лодок.

С января 1962 года Дубяга командовал строящейся на Севмаше в Северодвинске атомной подводной лодкой К-115, которая через год была введена в состав Северного флота. Командир, понимая ответственность, сам занимался обучением экипажа, отработкой курсовых задач, поддерживал на лодке постоянную готовность.

Читайте также: Как "шведский комсомолец" НАТО напугал

Согласно историческим первоисточникам, уникальный подледный переход из океана в океан подо льдами Арктики стартовал 3 сентября 1963 года. Лодка успешно прошла под водой до мыса Желания, где всплыла для встречи со спасательным судном, а затем вновь погрузилась под воду и продолжила движение.

Дважды — 10 и 11 сентября — К-115 всплывала. Причем первый раз около дрейфующей советской полярной станции "СП-12", а во второй раз — в Чукотском море. 17 сентября 1963 года уникальный переход был успешно завершен в бухте Крашенинникова на восточном берегу полуострова Камчатка. До этого еще никто в мире такого вообще не делал.

Вообще-то, как уже писала "Правда.Ру", первой из новеньких советских атомных подлодок прошла подо льдом Северный полюс в 1962 году (причем дважды) подводная лодка "Ленинский комсомол" под командованием Льва Жильцова. Но всплыть в полярных льдах ей в тот раз так и не удалось. Вот эту задачу в следующем году и выполнил экипаж подлодки К-115 под командованием Ивана Дубяги.

Самая трудная часть перехода расстоянием в 1570 морских миль была успешно преодолена лодкой подо льдами Арктики. Кроме всего прочего, была развеяна иллюзия Пентагона о неуязвимости американского подводного флота в Арктике. Что во времена холодной войны можно было сравнить с победой в какой-нибудь глобальной битве…

Советская бюрократическая машина была, конечно, достаточно неповоротлива, порой маринуя заслуженные награды годами. Но в этом случае она провернулась очень быстро. Уже через несколько месяцев, 18 февраля 1964 года, капитан 2-го ранга Иван Дубяга был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" за номером 11181.

Вот что писал о том историческом трансарктическом переходе подо льдами уже ставший контр-адмиралом Иван Романович Дубяга в своих воспоминаниях, опубликованных в журнале "Кругозор" еще в советские времена:

"Мало кто знал на берегу о полученном нами приказе… Когда лодка погрузилась на заданную глубину, я отдал команду ложиться на курс ноль -- точно на Северный полюс. Наш маршрут проходил желобом Святой Анны. Это самая углубленная часть океана между Землей Франца-Иосифа и островом Визе. А затем, согласно плану, мы повернули на восток.

В те годы Северный Ледовитый океан был изучен детально лишь вблизи побережья. И никто не мог поручиться, что на пути атомной подводной лодки, способной идти со скоростью пассажирского поезда, не встретятся какие-нибудь сюрпризы. Один из них нас поджидал при подходе к хребту Ломоносова.

Эхолот показывал, что перед носом подводной лодки почти отвесно поднимался грунт! Впечатление было такое, словно дно вставало на дыбы. Пришлось сбавить ход до трех узлов и уменьшить глубину погружения. Всплыть мы не могли — над нами был сплошной торосистый лед. До его нижнего края оставалось метров тридцать, когда всплытие прекратилось. Я распорядился задним ходом остановить лодку. Затем мы толчками стали продвигаться вперед по зазору между дном и льдом… К счастью, это продолжалось недолго: грунт под нами так же круто оборвался вниз. Нам встретилась "сахарная голова" — так моряки называют коническую гору с очень сильным уклоном откосов. О ее существовании подо льдом никто тогда и не подозревал.

Впервые почувствовалось на практике, как трудно ориентироваться в высоких широтах по навигационным приборам. Обычному компасу здесь доверять нельзя. Приходилось делать сложные перерасчеты. Мы рисковали потерять курс в океане, что равнозначно было гибели.

Помню, как наш подводный корабль вынырнул из глубины Северного Ледовитого океана в районе никогда не тающих льдов. Это случилось 10 сентября 1963 года. Осмотрев горизонт, мы заметили километрах в семи от лодки маленькие черные точки. Это и был лагерь "Северный полюс-12". Желающих их навестить оказалось слишком много. Пришлось мне делать отбор — с учетом опыта хождения по торосистому льду.

Я первым поднялся по ступенькам метеорологической будки наверх и, постучав, открыл дверь. "Здравствуйте!" — говорю. Вот тут впервые в жизни я увидел, что у человека реально бывают квадратные глаза… Невольно вспомнилась немая сцена в финале комедии Гоголя "Ревизор".

Читайте также: Соловецкий командир обманул Америку

"А вы, собственно, откуда?" — заговорил, наконец он. "Из-подо льда", — честно признался я. Наш поход был секретным, о возможном нашем визите "дрейфуны", как полярники в шутку себя называли, не были оповещены.

"А почему вы говорите не по-английски?" — спросил нас вдруг хозяин метеобудки. Тут пришел черед удивиться нам. Оказывается, незадолго до нашего появления на "СП-12 радист станции случайно услышал в эфире переговоры американских полярников, дрейфовавших в том же районе, со своим начальством на материке. Они поставили ультиматум: "Если через десять дней к нам не придет ледокол, мы самостоятельно покидаем станцию и уходим на берег!" Получилось, что радист "СП-12" принял нас за беглых американцев, решивших осуществить свою угрозу…" Вот так советские подводники завоевывали Северный полюс!

В апреле 1985 года в звании контр-адмирала Иван Романович Дубяга был уволен в запас. Проживал в Ленинграде, занимаясь общественной деятельностью. Он ушел из этой жизни 22 февраля 1999 года, похоронен на Никольском кладбище Санкт-Петербурга. Вечная слава героям арктических глубин, открывавших для России Арктику…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Слов не выкинешь: Собчак спела о своей груди
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Мед против насморка. Как лечить ребенка без лекарств
Ла реведере, Румыния: молдаване выступили за объединение с Россией
"Перережем, если будет нужно!": почему страх НАТО оправдан
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Почему КНДР дает Штатам отпор, а у России "кишка тонка"
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Прогноз на 2018 год: где зарождается Третья мировая
Ла реведере, Румыния: молдаване выступили за объединение с Россией
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
Пентагон 10 лет изучал НЛО по заказу правительства США
"Перережем, если будет нужно!": почему страх НАТО оправдан
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
"Перережем, если будет нужно!": почему страх НАТО оправдан
"Перережем, если будет нужно!": почему страх НАТО оправдан

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры