История возникновения двух календарей времяисчисления

Комиссары постановили: Ввести новый календарь

О долгих зимних каникулах, как в России (от Нового года по "новому" до Рождества по "старому" стилю), труженики Евросоюза могут и не мечтать. Почему на Руси образовалось два календаря. Почему Православная Церковь не и думает отказываться от "старого стиля"? А мы, принимая светский Новый год по новому стилю, чтим церковные праздники по старому?

15 декабря 1699 года в России появился юлианский календарь. В наши края он пришел вместе с петровскими реформами. На протяжении многих веков началом года на христианской Руси считалось 1 марта. В 1492 году, в соответствии с церковной традицией, начало года было официально перенесено на 1 сентября. Наконец, после 31 декабря 7208 года от Сотворения мира в России наступило 1 января 1700 года христианской эры. Что дал нам юлианский календарь? Почему Православная Церковь не думает отказываться от "старого стиля"?

Читайте также: Почему 4 ноября - Красный день календаря

В разных цивилизациях время отсчитывали по-разному. Истоки современной европейской цивилизации уходят своими корнями в Античность — Древний Рим и Древнюю Грецию. Привычное всем нам слово "календарь" родом из Древнего Рима, где первые дни месяца назывались календами. Однако и у древних латинян и эллинов тоже был предшественник — Древний Египет. Потребность в упорядочении времени появляется на заре человеческой истории, там, где развивается общественная и хозяйственно-практическая жизнь. Там, где появляется жизнь религиозная.

Первую попытку реформировать древнеегипетский календарь, который был связан с самой яркой звездой небосвода — Сириусом, предпринял царь Египта из македонской династии Птолемеев. В "Канопском декрете" (238 г. до н. э.) Птолемей III Эвергет впервые ввел понятие високосного года, которое совершенно противоречило духу древнеегипетского времяисчисления и устоявшимся традициям, поэтому его реформа тогда успехом не увенчалась.

И только когда понадобилось привести в соответствие с временами года римский календарь, Юлий Цезарь, прибегнув к помощи известного александрийского астронома Созигена, в 46 году до н. э. перевел стрелки часов Римской империи. В основу юлианского календаря положен солнечный год, продолжительность которого равна 365,25 суткам. Поскольку в календарном году может быть лишь целое число суток предписывалось считать в трех из каждых четырех годов по 365 дней, в четвертом — 366 дней. Дополненный год позже назвали annus bissextus, откуда и пошло наше слово високосный. Римлян такой календарь до поры до времени не то, чтобы устраивал, просто они мирились с его несовершенством, время от времени его подправляя. А вот христиане споткнулись на праздновании самого важного своего праздника Пасхи.

Собственно Юлианский календарь просуществовал сравнительно недолго — с момента своего появления (46 г. до н. э.) и вплоть до Никейского собора, созванного Константином Великим в 325 г. н. э. После этого знаменитого собора, который в качестве важнейших догматических установлений ввел унифицированные правила вычисления дня Пасхи и единую для всех христиан точку отсчета от "Сотворения мира", календарь имени Юлия Цезаря превратился в церковный Юлианский календарь и в таком усложненном виде более тысячелетия служил в качестве универсального календаря всего христианского средневековья. Реформа заключалась в том, что в юлианский календарь, строго ориентирующийся на Солнце, было введено движение Луны со сменой ее фаз.

Читайте также: День, без которого немыслима наша страна

Как отмечал А. Н. Зелинский: "С астрономической точки зрения суть никейской реформы календаря заключалась в том, что в юлианскую систему времяисчисления, строго ориентированную по Солнцу (т. е. исходящую из средней величины солнечного года в 365,25 дней), было введено "лунное течение", т. е. движение Луны со сменой ее фаз. Последнее было вызвано необходимостью точной фиксации главного христианского праздника Пасхи и связанных с нею переходящих двунадесятых праздников. Но Пасха христиан в свою очередь исторически зависела от ветхозаветной иудейской Пасхи, которая со времен Моисея праздновалась евреями только в полнолуние. Вот откуда возникла необходимость в церковном календаре христиан соединить ритм Луны с ритмом Солнца. В своем реформированное виде церковный Юлианский календарь не только выполнил эту задачу, отвечающую требованиям церковного богослужения, но и положил предел спорам между Римом. Константинополем и другими церквами по поводу того, когда же именно следует праздновать новозаветную Пасху и какими правилами надо для этого руководствоваться".

Это была уже долговременная реформа, и новый календарь придет на смену юлианскому изобретению только при папе Григории XIII. Произойдет эта революция во второй половине 16-го столетия и до не везде в Европе, а до России и вовсе доберется тогда, когда грянет социалистическая революция, которая упразднит и прежнее государство, и алфавит и прочее, в том числе, заменив старый стиль на новый. Впрочем, в своей повседневной жизни отзвуки "старого стиля" советские граждане ощущали всякий раз при праздновании годовщины Великого Октября, отмечавшейся в ноябре месяце. А православная церковь до сих пор использует юлианский календарь, так что списывать его еще преждевременно. Не обошлось и без внесения нужных поправок.

Читайте также: Рождество Христово: два календаря, одна дата

В 1923 году Константинопольская Церковь приняла новоюлианский календарь, который был разработан югославским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем (1879 — 1956 гг.). Этот календарь, который основан на 900 летнем цикле, будет совпадать полностью с григорианским в последующие 800 лет (до 2800 года). Одиннадцать Поместных Православных Церквей, перешедшие на новоюлианский календарь, сохранили Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре, а непереходящие праздники стали отмечаться по григорианским датам.

Русская Православная Церковь не переходит на григорианский календарь, потому что он приведет к разрушению пасхалии, которая является великим достижением святых отцов IV века. Более того, переход на григорианский календарь приведет и к серьезным каноническим нарушениям, поскольку Апостольские правила не разрешают праздновать святую Пасху ранее иудейской Пасхи и в один день с иудеями: Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина (правило 7). Григорианский календарь допустил, что католики неоднократно нарушали это правило.

Переход на григорианский календарь добавил бы 13 дней, следовательно, на это же число дней сократился бы Петровский пост. В отдельные годы (когда бывает поздняя Пасха) Петровский пост вообще бы исчезал. Православные священнослужители обращают внимание на то, что Господь Бог Свое Знамение у Гроба Господня (схождение Благодатного огня) совершает в Великую Субботу по юлианскому календарю.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

 

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить